О национальном автопроме
Одна из главных тем минувшего года – спор импортеров и производителей автомобилей о том, нужен ли Украине собственный автопром, кого называть национальным производителем и как привлечь инвестора. Вот несколько ярких высказываний на эту тему.
Главные события, повлиявшие на украинский авторынок в 2012 году
Самые успешные новинки украинского рынка 2012 года
Почетный президент Корпорации «УкрАВТО» Тариэл Шакрович Васадзе
Так же как есть законы физики, существуют и определенные законы экономики. Если не стимулировать инвестора к открытию производства внутри страны, а полностью открыть границу для его товара, установив нулевую пошлину, то никакое членство в ВТО, ПАРЕ, ЕЭС и так далее не поможет, и никакие инвестиции в страну не пойдут. Потому что при беспошлинной торговле однозначно выгодно завозить готовый товар, а не производить его в Украине.
Зачем строить в Украине современные предприятия по производству автомобилей, если у нас самые низкие ставки ввозной пошлины? Выгоднее просто импортировать готовую продукцию.
Но если в стране не создается добавленная стоимость, то страна рано или поздно становится банкротом. В последние годы импорт в Украине стабильно преобладает над экспортом, и отрицательное сальдо внешней торговли не уменьшается. При населении в 45 миллионов человек Украина должна иметь свое машиностроение, свою легкую промышленность, свою молочную промышленность и так далее. У нас все панически боятся повышения ввозной пошлины, но не понимают, что, если мы хотим достичь уровня так называемого «развитого государства», то без собственного машиностроения и других отраслей промышленности нам никак не обойтись. Нужно отстаивать внутреннее производство. И это должно стать общим гимном в нашей стране.
Тариэл Васадзе: В стране должен быть общий гимн – отстаивать внутреннее производство
Тариэл Васадзе: Инвестор приходит туда, где есть условия. В Украине их нет
Признанный авторитет и эксперт мирового автопрома, до недавнего времени (2009-2012 гг.) возглавлявший General Motors Europe Ник Райлли
Любая страна, которая решила развивать автомобильную отрасль, должна признать приоритетность этой отрасли для себя. Те страны, которые добились в этой области успеха, координировали действия сразу в нескольких направлениях. В обучении, производстве, развитии технологий, банковской сфере, поддержке правительства. У стран, которые достигли успеха, была консолидированная, понятная для всех стратегия.
Среди преимуществ Украины – подготовленные кадры и культура производства, поскольку автомобильная промышленность здесь существует уже давно, есть развитая дилерская сеть. У вас уже создана хорошая основа, и производство не надо начинать с чистого листа. Кроме того, у вас удачное географическое положение и хорошие отношения, как с Европой, так и с Россией, и странами СНГ.
Президент GM Europe: Нельзя стать автомобильной державой случайно
Президент GM Europe: Кто на самом деле погубил Daewoo и английский автопром?
Председатель наблюдательного совета ЧАО «Еврокар» и председатель совета Ассоциации УкрАвтопром Олег Боярин
Отсутствие всякой государственной политики по части производства приведет к тому, что мы это производство полностью потеряем. А если наша экономика не будет реально развиваться темпами 12-15% в год, мы никогда не выйдем из экономического кризиса.
Не случайно национальный производитель постоянно теряет долю на местном рынке и это, в принципе, никого не беспокоит. В 2008 году доля национального производителя на нашем рынке была больше 50%. Сейчас она составляет 23%. А по результатам августа – 18%. Производить продукцию в стране - не выгодно. И производители что-то еще делают только потому, что правительство обещает предпринять какие-то шаги. Но на текущий момент никто никаких шагов не делает.
Мне кажется, что чем хуже будет с экономикой, тем легче будет правительству принимать решение. Потому, что в какой-то момент правительству придется принять очень непопулярные решения. Иначе они останутся без страны.
Олег Боярин: украинская Skoda может исчезнуть с нашего рынка
Председатель правления Renault в Украине (в 2012 году) Марк Ле Грасье.
Строительство завода в той или иной стране зависит от рынка и его потенциала. От того, сколько автомобилей вы сможете продать на рынке. Я не хочу сказать, что завода Renault в Украине никогда не будет. Я лишь хочу сказать, что на сегодняшний момент это сложно осуществимо. Построить завод в какой-нибудь стране – это очень большие инвестиции. И чтобы производитель на это пошел, ему должна быть понятна ситуация в стране, ясны правила игры, должна быть стабильность. В Украине сейчас этого нет.
Глава Renault: несмотря на кризис, никто из Украины не ушел. Наверное, на это есть причины
Глава Renault в Украине: Мы опасаемся не ЕВРО, а выборов
Генеральный директор Всеукраинской Ассоциации Автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Юрьевич Назаренко
Как будет развиваться авторынок зависит от того, каким будет курс гривны к мировым валютам (ведь иномарки закупают за валюту),какие будут процентные ставки банковского автокредитования (а это тоже зависит от стабильности гривны), каким будет урожай на полях Украины, и в мире (ведь именно от мировой коньюнктуры цен на зерно зависят прибыли украинских аграриев), какими будут мировые цены на украинский экспорт (металл, химию и т. д.), какой будет цена на газ для Украины, будет ли дальше падать курс евро по отношению к доллару (не секрет, что «серый» импорт американских авто сейчас не выгоден т. к. европейские авто существенно подешевели для украинцев с падением курса евро), будет ли прибыльным украинский бизнес (ведь большую долю прошлогодних продаж обеспечили именно корпоративные продажи т. к. любой здравомыслящий владелец бизнеса вместо того, что бы показывать слишком большую годовую прибыль предпочтет лучше обновить автопарк). Впрочем, самое главное - это состояние экономики Украины (и доходы наших сограждан), а также посетит ли нас вторая волна мирового кризиса, предвещаемая некоторыми экономистами.
Гендиректор ВААИД: Я уже знаю, каким будет 2012 год
Председатель наблюдательного совета Группы компаний «АИС» Василий Поляков.
Теоретически, конечно, могут быть какие-то варианты решения проблем национальных производителей не за счет импортеров. Но как я понимаю, ситуация с автомобильными заводами в Украине уже сложилась. Она есть. Заводы уже построены, и у тех, кто их строил, есть определенные обязательства, есть кредиты.
К сожалению, импортеры и производители по своей природе антагонисты. Во всяком случае, в Украине. И в сложившейся ситуации производители и импортеры будут между собой бороться. Поскольку, строились заводы под одни объемы, а сейчас объемы другие. И в ближайшем обозримом будущем тех объемов, которые были и на которые рассчитывали, - не будет. Значит, будет борьба.
Где-то в других странах, наверное, возможны какие-то компромиссы. Но конкретно в Украине в данный момент импортеры и производители будут продолжать бороться и дальше. Каждый будет отстаивать свои интересы, и каждого с его позицией можно понять.
Василий Поляков: импортеры и производители по своей природе антагонисты
Мнение Группы компаний «АИС»: Нужна свободная конкуренция на рынке, а не тепличные условия
Вкусы покупателей автомобилей
О том, что вкусы наших автомобилистов изменились, никто из экспертов не спорил. Наоборот – все рассказывали, как они изменились.
Александр Тимофеев, генеральный директор компании «АВТ Бавария» (официальный импортер BMW, MINI, дилер Rolls-Royce, ALPINA); генеральный директор компании «АВТ Британия» (Aston Martin Kiev)
За последние десять лет вкусы украинцев безусловно поменялись. И, скажем честно, диаметрально противоположным образом. Если раньше мы продавали большое количество автомобилей с механической коробкой передач, то на сегодняшний день желающих приобрести авто с МКПП можно пересчитать по пальцам. Все хотят комфорта, поскольку за эти 10 лет Киев стал мегаполисом в полном смысле этого слова. В больших пробках и в тяжелом трафике удобнее пользоваться автоматической коробкой. При этом успеваешь поговорить по телефону, а в случае с женщинами, еще в зеркало посмотреть и привести себя в порядок.
Рынок достаточно серьезно меняется и в основе этих изменений стоят изменения экономические. Поскольку бензин растет в цене, потребитель всегда будет смотреть на соотношение цены и качества. Безусловно, люди, желающие ездить на автомобилях премиум-сегмента, уже сейчас смотрят в сторону экономичности расхода топлива и общую стоимость автомобиля.
Очень хочется, чтобы в Украине начался бум электромобилей, но для этого необходима соответствующая инфраструктура. И нужно понимать, что процесс этот займет долгое время, не только в нашей стране, но и по всему миру в целом. Двигатель внутреннего сгорания в любой момент можно заправить топливом и без проблем продолжить движение, поэтому неудобства с зарядкой аккумулятора еще многих отпугивают. Хотя, уже сейчас видна тенденция интереса к электромобилям. Существуют модели Volt, Tesla… И, что интересно, они пользуются спросом. Об этом свидетельствует статистика продаж – около 2000 шт.
Безусловно, это пока единицы, но, в будущем, цифры будут значительно расти. Ведь электромобили, помимо дружелюбия к природе, имеют и другие положительные аспекты. Например, разгон от 0 до 100 км за 5 секунды (у BMW i8 Concept Spyder). К тому же, что касается серьезного технического обслуживания, то в нем электромобили нуждаются намного меньше, чем бензиновые.
Александр Тимофеев: О новых ценностях BMW в Украине, налоге на роскошь и электромобилях
Директор по связям с общественностью Geely Holding Group Виктор Йонг
Китайское правительство уделяет большое внимание и оказывает поддержку производителям электромобилей. Но мы считаем, что время электромобилей для личного использования еще не наступило. Надо решить много проблем. В том числе связанных с инфраструктурой заправок и со стоимостью и долговечностью батарей. К тому же, на первом месте должны стоять надежность и приемлемая цена для клиентов.
По нашему мнению, еще не полностью использован потенциал машин с двигателем внутреннего сгорания. С помощью новых технологий и использования, например, турбины или КПП с двойным сцеплением, их эффективность и экологичность можно значительно повысить.
Китайские бизнесмены об автомобильном могуществе
Топ-менеджер Geely: в Украине мы займем место Hyundai, ВАЗ или ЗАЗ
Глава правления генерального представительства Mercedes-Benz в Украине (в 2012 году) Хериберт Мюллер
Мы считаем, что ситуация в Украине будет меняться. Те модели, которые раньше не пользовались здесь большим спросом – я имею в виду А-класс и В-класс – с приходом нового поколения этих моделей получат заслуженное признание. Люди, которые ездят под звездой Mercedes-Benz в Украине раньше считали, что Mercedes начинается с Е-класса, а потом переходит в ML, GL и S-класс. Переломный момент уже наступил и сегмент А и В классов, который раньше был малоинтересен большинству наших клиентов, теперь достоин привлечь их внимание.
Украина – не какой-то остров. И она не изолирована от европейских тенденций. Поэтому, ситуация с разницей вкусов и приоритетов в Украине и в Европе постепенно будет выравниваться. И на тот момент, когда экология и экономичность станут в Украине такими же важными критериями автомобилей, как и в Европе, Mercedes будет готов предложить соответствующий продукт, который у нас уже есть.
Хериберт Мюллер: Mercedes-Benz уже скоро опять станет №1 по продажам в премиум-сегменте
Генеральный директор компании «АвтоКапитал», официального импортера автомобилей Mercedes-Benz, Ярослав Пригара
Покупатель стал однозначно более рациональным. Это понятно, в первую очередь, по выбору комплектаций автомобилей, они стали выверенными, делается главный акцент на безопасность, потом уже комфорт.
Гендиректор Mercedes-Benz в Украине: Покупатель премиум-автомобилей в прошлом году изменился
Генеральный директор ДП «Авто Интернешнл» (в 2012 году) Елена Дунина
Женские автомобильные вкусы прошли эволюцию от маленьких автомобилей к большим, а затем – к авто среднего размера и к компактным машинам. Но это, если говорить о габаритах. Что касается функциональности, - то здесь женские симпатии перешли от классических авто к кроссоверам. И этому есть объяснение. После получения прав, водители мужчины намного чаще уверены в своих навыках вождения, чем женщины. А дамы, даже имея навыки и опыт вождения, все еще сомневаются в себе и продолжают совершенствовать свое водительское мастерство. Поэтому женщинам нужно больше времени, чтобы свое хорошее знание теории проверить на практике вождения. Все это проверочное время женщина, как правило, ездит на маленьком авто. Уверенные в своих силах, пересаживаются на машины больших и средних размеров.
До кризиса такой была общая тенденция. Сейчас, когда на первый план вышла экономичность, женщины вновь вернулись к автомобилям средних и компактных размеров. Разница только в том, что теперь это компактные кроссоверы. Это самый быстрорастущий сегмент, как в мире, так и в Украине. При этом, вне зависимости от габаритов и функциональности, женщины продолжают выбирать автомобили сердцем и душой, нежели логикой. Для женщины очень важна эмоция, внешний вид, комфорт. И она, в отличие от мужчины, редко думает о тех технологиях, благодаря которым все это достигается.
Бизнес-леди Елена Дунина: Почему женщины стали любить большие авто
В 2013 году AUTO-Consulting намерен публиковать еще больше интервью на актуальные темы. Мы уже готовим список самых авторитетных международных экспертов, с которыми познакомим вас в самое ближайшее время.
Автобизнес LIFE. Вся жизнь автобизнеса
|