Техническая история Украины: Как украинский изобретатель-самоучка стал отцом целой отрасли промышленности
ринок автомобілів | Опубліковано - 2021-08-07 16:18:37 (99404 разів прочитано)
К 30-летию Незалежности Украины AUTO-Consulting решил напомнить о выдающемся изобретателе-самоучке, родом из Харьковской области, который считается родоночальником целой отрасли промышленности. Филипп Александрович Прибылой в 50-е годы совершил не просто прорыв, его двигатель Д-4 лег в основу легкой моторизации в СССР и появления массового производства мотовелосипедов. Львовский, рижский, харьковский и пензенский мотовелозаводы – все начинали с выпуска техники с Д-4 конструкции Прибылого. А за все время во всем мире было выпущено почти 20 млн. двигателей, придумал которые Филипп Александрович.
До появления двигателя Д-4 в СССР были попытки создания мотовелосипедов и легких мопедов. Еще в 30-е годы ХВЗ выпустил опытную партию мотовелосипедов с ременным приводом для наркомата связи, был проект мотовелосипеда «Стрела», но все они были крайне ненадежными и громоздкими, и в массовое производство не пошли.
После войны в Киеве запускают производство легкого мотоцикла КМЗ К-1Б «Киевлянин» (98 см3), полностью скопированного с немецкого Wanderer SP1. В Омске начинают производить подвесной велосипедный двигатель «Иртыш» - полный аналог изделия фирмы ILO, который мог устанавливаться на велосипеды. Однако в условиях бездорожья и распутицы даже немецкий ILO F48 быстро выходил из строя.
И вот, в 1955 году харьковский велосипедный завод выпускает первую партию (около 300 шт) нового типа двигателя под названием Д-4 «Харьков», который компактно крепился внутри рамы стандартного велосипеда, легко устанавливался и имел надежный цепной привод. 2-тактный Д-4 имел примитивный карбюратор, золотник на впуске, но удивительным образом обладал хорошей тягой во всём диапазоне оборотов, так что и коробка передач не потребовалась. Его мощность была всего 1 л.с., но ее было достаточно, чтобы разгонять велосипед до 35-40 км\ч.
Это был прорыв, и аналогов Д-4 в принципе не было. Да и сам двигатель оказался простым и относительно надежным – как автомат «Калашникова». И самое удивительное, что его изобрел обычный мастер-самоучка из села под Харьковом Филипп Александрович Прибылой.
Он закончил всего 4 класса сельской школы и первый в своей жизни мотоцикл увидел вообще в 18 лет. Но с тех пор он задался целью сделать двигатель для своего велосипеда, чтобы превратить его в мотоцикл. Он отливал цилиндры и картера в обычной сельской печи, сделал несколько образцов двигателей, один из которых вообще взорвался, но все-таки добился своего. Правда, на это ушло почти 20 лет. Уже в начале 50-х, ранним утром Прибылой приехал на своем мотовелосипеде под проходную харьковского велозавода, чтобы показать свое изобретение. Но так и не решился никому позвонить. К счастью, грохот отъезжающего мотовелосипеда услышал главный инженер ХВЗ. Он еле догнал Прибылого на своей «Победе» и вернул на завод. Идеи Прибылого оценили. Его оформили мастером экспериментального цеха ХВЗ, а конструкцию его двигателя «оцифровали», то есть положили на чертежи и немного доработали. Так и родился легендарный харьковский Д-4.
В 1955 году Филипп Прибылой, в составе делегации ХВЗ, лично демонстрирует мотовелосипед с двигателем своей конструкции союзному начальству. Изделие тогда произвело фурор и было принято решение о массовом производстве такого двигателя на специализированном ленинградском заводе «Красный Октябрь». В 1956 году «Красный Октябрь» начинает производство Д-4, и в первые годы они поставляются в торговую сеть, как комплект для самостоятельной установки на велосипед. Однако, под этот двигатель уже запланировано было массовое производство мотовелосипедов сразу на нескольких предприятиях страны.
Первым выпуск серийного мотовелосипеда стартует в Харькове (ХВЗ В-901) в начале 1958 года. Это уже был не велосипед с моторчиком, а специально созданный именно под двигатель Д-4, мотовелосипед.
В июне 1958 года производство мотовелосипедов начинается и во Львове (В-902), а к концу года и в Риге (Рига-18). В 1960 году к ним присоединяется и завод ПВЗ. И все они были оснащены двигателями Д-4.
Уже к началу 60-х общий тираж Д-4 превысил 1 млн. экземпляров. Последующие поколения Д-5, Д-6, Д-8 и т.д. – это были модернизации конструкции Прибылого, но в основе их сохранялся ее принцип. В наши дни двигатели серии «Д» без всякой лицензии продолжают выпускать в Китае, и их по-прежнему можно купить. А общий тираж всех двигателей Д-серии наверняка перевалил за 20 млн. экземпляров. Вот таким полезным оказалось изобретение, гения из народа, Филиппа Александровича Прибылого.
Технические характеристики двигателя Д-4:
Тип двигателя -одноцилиндровый двухтактный карбюраторный
Диаметр цилиндра — 38 мм
Ход поршня — 40 мм
Рабочий объем — 45 см
Степень сжатия — 5,2
Номинальная мощность при 4000-4500 об / мин. — 1 л. с.
Расход топлива на 100 км, при скорости 20 км / ч. — 1,5 л
Передаточное отношение / коленвал-ведущая зубчатка — 4,2: 1
Передаточное отношение цепной передачи — 4,1: 1
Вес комплекта мотора без топлива — около 9 кг
Правда или вымысел
В наши дни появились сомнения: А не вымысел ли эта история с Прибылым? Как мог человек без образования изобрести такое сложное техническое изделие, как двигатель, а тем более самостоятельно его изготовить в селе? Тем более, советская пропаганда не слишком жаловала Прибылого, и о нем самом почти ничего не известно.
AUTO-Consulting решил привести доказательства существования такого мастера-самоучки.
Во-первых, портрет Филиппа Александровича Прибылого с подписью «создатель велодвигателя Д-4» был в музее ленинградского завода «Красный Октябрь». А кого-попало там бы не разместили.
Упоминается Филипп Александрович и в двух книгах: «Первенец советского велостроения» (об истории ХВЗ) и Ельяминова и Дара "Там за поворотом". В последней есть несколько глав о Прибылом, описана его биография и впечатления от встречи с изобретателем. Из этой же книги известно, что Прибылой разговаривал на українській мові, имел всего 4 класса образования в сельской школе и жил в общежитии харьковского велозавода.
А вот эту справку, найденную при сносе экспериментального цеха ХВЗ, обнародовал исследователь истории Д-4 Олег Мокиенко. Из нее мы четко видим, что в 1955 году Прибылому выдали велосипед с двигателем ЕГО КОНСТРУКЦИИ для демонстрации в командировке.
А вот и тот самый велосипед ХВЗ В-110 «Прогресс» с двигателем "Харьков". Его тоже удалось отыскать. Сейчас он хранится в Музее украинской вело и мототехники (Музей ВМТ).
Есть и чертеж мотовелосипеда ХВЗ В-110 «Прогресс» с двигателем Д-4, на котором фамилия Прибылого значится в графе «Согласовал». То есть ведущий конструктор, согласовывал эти чертежи не только с главным конструктором, но и ... с мастером экспериментального цеха Прибылым. Вот этот документ.
Удалось обнаружить и несколько заметок в журналах "За рулем" (08-1957 г) и "Техника молодежи " (02-1958 г) тех лет, где Ф.А. Прибылой упоминается, как изобретатель двигателя Д-4. Притом эти статьи подписаны ответственными работниками, например всесоюзного тренерского совета по велосипедному спорту и начальником центрального конструкторского бюро мотоциклостроения.
В распоряжении Музея украинской вело и мототехники (музей ВМТ) есть фотокопии квитанций, билетов и чеков с фамилией Прибылого из его командировочных отчетов, которые явно дают нам понять маршруты согласований, закупок магнитов для будущих двигателей и т.д. Также существуют и авторские свидетельства, где фигурирует фамилия Прибылого. Правда они не о Д-4 и гораздо более позднего периода (1974-1976 годов), но из них мы видим, что Прибылой изобретает на велосипедную тематику и в соавторстве с тем же Майборода В.М., который значится и на чертеже мотовелосипеда. Вот их номера.
Авторское свидетельство № 449845 (1974). Тормоз колеса велосипеда. Авторы: Майборода В. М. и Прибылой Ф. А.
Авторское свидетельство № 462762 (1975). Шарнир складной рамы велосипеда. Авторы: Майборода В. М. и Прибылой Ф. А.
Авторское свидетельство № 532546 (1976). Устройство для переключения передач велосипеда. Майборода В. М. и Прибылой Ф. А.
Как видим, доказательств причастности Филиппа Александровича Прибылого к изобретению Д-4 – более чем достаточно. И эти факты задокументированы. Сомнений нет, украинский мастер-самоучка - Ф.А. Прибылой и был изобретателем Д-4.
Подробнее об этом изобретении и редчайших экспонатах с ранними Д-4 можно посмотреть в этом видео.
В статье использованы фото Виктора Ходеева, Андрея Мятиева, Олега Мокиенко и Музея украинской вело- и мототехники (Музей ВМТ).
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.