AUTO-Consulting уже рассказывал о многих автомобильных музеях в разных странах мира. Но музей, экспозицию которого компоновал известный сценограф, мы посетили впервые. Сценография на всякий случай – это театрально-декоративное искусство, создающее все, что окружает актеров на сцене. В туринском музее актеры – это автомобили. 160 моделей 80 марок, расположенных в 30 залах.
От первой кареты и автомобиля на солнечных батареях до самодвижущейся машины Леонардо да Винчи 1478 года (копия, конечно) и авто с паровым двигателем. На входе посетителей встречает карета XVII века (французская) – прадедушка автомобиля, у которого мотором были лошади.
Каждый тематический этаж музея – как акт пьесы. Великой пьесы об истории итальянского (и не только итальянского) Автомобиля. Piano Terra – Автомобили и дизайн, Piano 1 – Автомобили и люди, Piano 2 – Автомобили и ХХ век. В антрактах можно покататься на эскалаторах.
Но начинается экспозиция не снизу, а сверху. То есть – с Piano 2
Посетителей тут встречает образец сценографии: паровая машина 1854 года, которой требуется 30 кг угля на 7 км пути. Паровая карета стоит в зале. А за ней на экране едет такая же карета, только с кучером на козлах и запряженная лошадьми. Живыми, а не механическими. И таких живых картинок с туринском музее много. Не говоря уже о миниатюрных действующих копиях различной допотопной техники.
Рядом с паровиками, для контраста поставили трехколесный автомобиль на солнечных батареях Phoenix II Solare. В 1987 году серьезно считали, что такое чудо может ездить по дорогам общего пользования. Максимальная скорость 80 км/ч, максимальный ресурс хода – 50 км/ч.
Совсем другое дело итальянский Jamais Contente 1899 года. Он в XIX веке имел 68 лошадиных сил (целая колонна коней перед каретой) и разгонялся до фантастических 105 км/ч. Благодаря таким фанатам скорости и развивался Автомобиль. Ведь сесть за руль подобного авто, все равно, что прокатиться на снаряде. В прямом смысле. И сценография это еще больше подчеркивает. На экране за снарядом – мелькают деревья, а у водителя камикадзе развивается красный шарф. Но посмотрите внимательно: где выхлопная труба? Болид электрический! От использования таких снарядов отказались не из-за отсутствия комфорта. Они были слишком тяжелыми – 1000 кг, при том, что тогдашние самодвижущиеся тележки весили 300-400 кг. Еще одна причина - аккумуляторы долго заряжались. Долго – это как сейчас – в течение ночи. Но ныне это в электрокарах никого не смущает.
Есть здесь и первый автомобиль с привычным мотором – Benz Viktoria 1893 года. Его сделали еще до эпохи под другим женским именем - Мерседес. Один 2-литровый цилиндр, 5 л.с. и больше 400 Нм крутящего момента.
А первый итальянский автомобиль с мотором – Bernardi Laura 1896 года. Он тоже назван в честь дочери - традиция. В России это была бы Клава или Фекла. Три с половиной лошади мощности, один 624-кубовый маленький цилиндрик и 35-40 км/ч максимальной скорости. Отдельный шарм придают велосипедные спицованные колеса и тканевый откидной верх а-ля «летучая мышь». А также отсутствие видимых рычагов управления и руля.
FIAT 1901 года знаменит не только тем, что на нем двигатель впервые расположили спереди. А и своей надежностью. Не менее знаменитый Джованни Аньелли проехал на этом авто через всю Италию – 1642 км. В том первом пробеге по стране участвовало 8 таких машин. И все они доехали до финиша. Небывалая по тем временам надежность. Кроме того, этот FIAT задал дизайнерский тренд своего времени: его капот имел понятную для потребителей форму «угольный совок». Руль у авто, между прочим, справа. Это для того, чтобы легче было отгонять пешеходов с дороги. Мотор 2-цилиндровый мощностью 8 л.с., максимальная скорость - 45 км/ч.
Но еще большую надежность показал Itala. В 1908 году принц Боргезе вместе с журналистом (!) проехали на нем из Парижа в Пекин. 16 тысяч километров за 60 дней! Шины Pirelli, по бокам два 150-литровых бака для топлива и защитный V-образные крылья. Мотор 4-цилиндровый объемом 7,5 л мощностью 45 л.с., максимальная скорость – 95 км/ч.
Настоящий раритет – итальянский Legnano A6 1908 года. Яркий пижонский автомобиль с капотом «бочонок». Кризис не оставил этой марке ни одного шанса на выживание.
Как ремонтировали и делали авто в то время показывают сценические декорации. В другом зале можно проехать на машине по монорельсовой дороге и рассмотреть работу уже современного конвейера автомобильного завода.
Isotta Fraschini 8A 1929 попала в музей за свою голубую кровь. На ней ездила королева Маргарита, известная нам не понаслышке. Именно для нее в свое время придумали рецепт одноименной пиццы. Isotta Fraschini – итальянский Rolls-Royce. Эта марка также есть в музее в лице Rolls-Royce Silver Ghost 1914 года. Интересно, что сдвоенные RR у него на эмблеме, красного, а не черного, как ныне цвета. Это оригинальный цвет, а черными буквы стали после смерти основателя компании сэра Генри Ройса.
В так называемом Зале будущего можно увидеть автомобили будущего. Какими их представляли в разное время. Например, в 1954 году будущее олицетворял FIAT Turbina. 300 лошадиных сил, 250 км/ч – фактически итальянский «Порше». Итальянцы говорят, что лучше.
Еще один автомобиль будущего, стоящий здесь – знаменитая Cisitalia 202 1948 года. Именно таким видел тогда дизайн автомобилей знаменитый маэстро ПининФарина. И формы Cisitalia действительно стали классикой итальянского автомобилестроения. Под капотом - литровый мотор мощностью 50 л.с., максимальная скорость – 155 км/ч.
Есть в Зале будущего и знаменитый Citroen DS19 1955 года, опередивший свое время. Кузов «Богини» стоит на постаменте с направленным вверх капотом, и напоминает ракету перед взлетом.
Alfa Romeo Giulietta Sprint 1954 года была автомобилем настоящего и стала символом своего времени. Мотор 4-цилиндровый объемом 1290 см3, мощность – 80 л.с., максимальная скорость – 165 км/ч.
Таким же символом стал FIAT 600 Multipla 1956 года. Маленький снаружи, большой внутри – 3 ряда сидений, как в микроавтобусе, оригинальный дизайн и экономичный мотор. Что еще надо, чтобы выехать с семьей на пикник? Моторчик объемом 633 см3 и мощностью всего 21,5 лошадиных силы разгонял Multipla до максимальных 90 км/ч.
Знаменитая ныне своими мотороллерами и мопедами Vespa, оказывается тоже делала автомобили. Которые, по большому счету, мало чем отличались от мотороллеров. Автомобиль Acma Vespa 400 1958 года так же, как мопед вмещал 2-их пассажиров. 2-цилиндровый мотор объемом 393 см3 имел мощность 14 л.с. и мог разогнать машинку до максимальных 90 км/ч. Зато, у пассажиров была крыша над головой и крошечный, но закрытый багажник. И не за спиной, а спереди, как у Porsche. К слову, на музейной табличке написано, что это французский, а не итальянский автомобиль.
Демократичный народный пластиковый автомобиль из ГДР – Trabant 601 1987 года – тоже есть в музее. Скромный дизайн, спартанское оснащение и слабенький 25-сильный мотоциклетный мотор, никак не повлияли на популярность Trabant. В социалистической ГДР, трудящимся выбирать особо было не из чего, поэтому, «Трабанчики» не только покупали с удовольствием, но и выстаивали за ними очередь.
В зале утилизации демонстрируют, во что может превратиться Земля, если не заниматься уборкой. К слову, некоторые кузовные детали немецкого Trabant делали из клееного прессованного картона. Их в старых брошенных авто успешно утилизировали голодные козы и овцы.
Еще один малоизвестный малыш – 2-местный кабриолет Autobianchi Bianchina 1959 года. Мотоциклетный 2-цилиндровый мотор объемом 479 см3 развивал 16,5 л.с. и разгонял кабриолет до максимальных 90 км/ч. Ничего смешного: в то время и BMW были такими же. К слову, BMW Isetta тоже присутствует в музее. Как и знаменитый мышонок FIAT Topolino и не менее знаменитый FIAT 500. Bianchina – элитная версия 500-го для женщин старше 40 лет (по прикидкам маркетологов 50-х годов прошлого века). Современный FIAT 500 тоже есть в музее. Но, поскольку он недешевая игрушка, его кузов сделали из сотен моделек пятисотых и запаковали в целлофан, как игрушку.
Рядом с Vespa – не менее знаменитый и тоже 2-местный Jaguar E-type 1969 года. Он кажется непомерно растянутой таксой. Но если Vespa была символом достатка у небогатых, то Jaguar стал эмблемой тогдашней золотой молодежи и плейбоев. А также - почти несбыточной мечтой. Недаром, автомобиль стоит на фоне экрана, на котором одна за другой непрерывно идет нарезка сцен с поцелуями из старых черно-белых фильмов. Красный цвет, 6-цилиндровый мотор объемом 4200 см3, 269 л.с. и максимальная скорость в 240 км/ч – все по Фрейду – олицетворение мощи и агрессии. Внутри, между прочим, - тесновато и кроме светлой кожи особого шика не наблюдается.
Символом скорости в 80-х была Ferrari 308 GTB 1980 года. Одна из самых успешных моделей марки, созданная Пинин Фариной. 8 цилиндров, 3 литра объема, 255 л.с и 255 км/ч.
Недалеко от нее - построенная Pininfarina специально для американского рынка Ferrari 365 GT4 2+2 1973 года. Редкая для Ferrari 4-местная компоновка седана с вместительным багажником. И неплохая мощь – мотор в 12 цилиндров объемом 4390 см3, выдающий 310 л.с., разгонял 365 GT4 до максимальных 245 км/ч.
Рядом – редкий автомобиль ISO Rivolta Lele F 1982 года. Это миланская марка с туринским дизайном и американской технической начинкой. 8-цилиндровый мотор объемом 5356 см3 и мощностью 350 л.с. разгонял спорткар до 250 км/ч.
Еще одна диковинка – NSU RO80 1966 года с двигателем Ванкеля. Всего 996 см3 объема, 130 лошадей и 180 км/ч.
Этажом ниже, куда можно спуститься после антракта, – тоже немало интересных авто. Например, Itala 1912 года. Наблюдательные посетители отмечают, что рожок ее гудка выполнен в форме змеи.
Роскошно и современно даже через 90 лет выглядит Alfa Romeo RLSS 1926 года. Передняя половина автомобиля алюминиевая, задняя – деревянная с кормой напоминающей киль лодки. Своеобразный аналог роскошного катера, плавающего по каналам Венеции. Чувствуется стиль. Это первый автомобиль Николо Ромео. Он имеет 6-цилиндровый мотор объемом 2994 см3 мощностью 83 л.с и способен разогнаться до 130 км/ч.
Недалеко - 2-местный автомобиль 1911 года редкой и малоизвестной сегодня марки Bedelia. Водитель и пассажир здесь сидели «паровозиком», причем водитель – сзади. Он разгонялся до 60 км/ч. с мотором мощностью всего в 8 л.с.
Когда из лабиринтов и узких коридоров выходишь в Зал спортивной славы, поневоле захватывает дух. Как на старте F1 здесь в два ряда выстроились одни из самых знаменитых гоночных автомобилей ХХ века: Ferrari, Maserati, Lancia, Bugatti. В музее создан эффект, будто они не стоят, а движутся. На огромном экране-стене за машинами фоном проносятся табуны лошадей, трибуны и слышен рев моторов. Здесь собраны вместе те самые знаменитые болиды, о которых так много написано и рассказано – живые представители элиты спортивной автомобильной истории.
Естественно, есть здесь знаменитый Maserati 250F, на котором в 1957 Мануэль Фанхио стал чемпионом. Мотор – 6-цилиндровый объемом 2493 см3 мощностью 240 л.с. разгонял болид до 290 км/ч.
За ним – Alfa Romeo 159. На нем Фанхио стал чемпионом в 1951-м. 8 цилиндровый мотор объемом 1479 см3 мощностью 425 л.с. разгонял автомобиль до максимальной скорости 305 км/ч.
Рядом Maserati 26B, выигравший чемпионат Италии в 1928 году. 8 цилиндров, 1980 см3 объема, 155 л.с. и 180 км/ч.
А еще – совершенно фантастическая каплевидная Monaco-Trossi 1935 года. 16 цилиндров, 3982 см3 объема 250 л.с. и 200 км/ч. Обращает внимание по авиационному выступающий турбиной мотор.
Недалеко от Зала спортивной славы нескольких злостных нарушителей скоростного режима – раллийные авто – для наглядности посадили за решетку.
Никак не обошлось в экспозиции музея и без серьезной красотки Lancia Aurelia В20 1958 года. 6 цилиндров, 2450 см3, 112 л.с., 180 км/ч. По солидности и представительности – это итальянский Jaguar Mk III. Aurelia гордо стоит B20 – в заде стиля и дизайна.
И честные итальянцы посчитали незазорным представить здесь и немецкий образец стиля – кабриолет Mercedes-Benz 540K 1936 года. Как говорится: нет вопросов – красавчик.
Наверняка заставить поохать любителей авто и еще один зал, посвященный традиционному итальянскому стилю. Тут стоит, например, Maserati Mexico 1968 года. Его проектировали для клиентов из Южной Африки. Хотя не понятно, где в Африке можно было в то время гонять со скоростью 230 км/ч.
Дорогой элегантной и аристократической игрушкой выглядит Alfa Romeo 2600 1965 года. Да собственно, так оно и было. Поездить на таком кабриолете со скоростью 200 км/ч мог далеко не каждый. Это не массовый FIAT 500.
Многие знают сегодня Abarth только по спортивной модификации FIAT 500. А ведь в середине прошлого века эта марка выпускала элегантные спортивные авто. В туринском музее есть спорткупе Abarth 2600 1964 года. Дрессированный скорпион Карло Абара не смотря на милые миниатюрные формы, имел 6 цилиндров под капотом и мог ездить со скоростью 200 км/ч.
Не забыли итальянские стилисты и неповторимые формы Alfa Romeo Disco Volante 1952 года, созданные миланским ателье Superleggera. Построенная на базе Giulietta эта Alfa имела под капотом 245 лошадей и ездила со скоростью 225 км/ч.
Очень хороша Cisitalia 202 5MM. Глядя на ее формы никак не скажешь, что это 1947 год. Не говоря уже о том, что с мотором в 45 л.с. автомобиль разгонялся до 180 км/ч. Нуволари на этой элегантной штучке выиграл гонку в Америке.
У итальянского автопрома славная история и есть что показать и чем удивить. Поэтому на первом этаже Museo nazionale dell’automobile di Torino еще достаточно свободного места для новых экспонатов. Они скоро появятся.
Киев-Турин-Киев
Благодарим «Ивеко Украина» за помощь в организации репортажа
|