Корр AUTO-Consulting: В последнее время звучит информация о возможной остановке автомобильных заводов. Действительно ли к этому все идет?
Тариэл Васадзе: Ситуация в автомобильной промышленности просто катастрофическая. И она возникла не сейчас. Мы оказались под давлением сразу всех негативных факторов, которые только можно себе представить. В начале года вся страна столкнулась с неконтролируемым валютным рынком, когда никто не мог сказать: Какой же курс будет завтра. Затем началось падение украинского авторынка. Параллельно, для нас были закрыты основные рынки экспорта, и прежде всего, Россия. Но и на внутреннем рынке ЗАЗ столкнулся с недобросовестным импортом в страну, под видом SKD-сборки. Кто-то завозит в Украину машины по такой цене, которой не существует в мире. И он с них платит меньше налогов и, разумеется, предлагает их дешевле всех на рынке.
Дальше. В апреле, под давлением двух фракций (Удар, Свобода) и Кабинета Министров, Верховная Рада на волне популизма, отменяет утилизационный сбор, который был хоть какой-то защитой для внутреннего производства. Но и это еще не все. Тут же вводится увеличенный в 2 раза акциз на все автомобили. Я подчеркиваю, что на все автомобили. И те люди, которые стояли в акциях протеста под Верховной Радой были обмануты. Им сказали, что отменили утилизационный сбор, но разве после этого автомобили стали дешевле? Нет, они сейчас дороже, чем были.
Кроме того, Межведомственная Комиссия на треть снизила специальные пошлины на иномарки, благодаря которым удалось остановить падение автопроизводства в 2013 году.
А теперь давайте разберемся: кто от этого выиграл? Разве автомобили в автосалонах стали дешевле? Нет. Значит - потребитель опять проиграл. Но в тяжелейших условиях, в которых оказался автопром и вся страна, такими непродуманными действиями было окончательно подорваны все экономические предпосылки для производства автомобилей. Был уничтожен и «статус кво» в торговле с Россией и весь автоэкспорт. Мы должны платить утилизационный сбор при поставке в Россию, а их заводы к нам поставляют свою продукцию без налогов. Фактически, кто-то просто сдал наш рынок России.
В довершение начался военный конфликт. В результате не только возникли сложности с доставкой комплектующих, банковской системе и работе предприятий, а люди просто откладывают покупку автомобилей. Ситуация очень тяжелая.
Корр АК: И существует риск полной остановки ЗАЗа?
ТВ: К сожалению, да. Завод может остановиться уже в сентябре.
Корр АК: Уже подписано соглашение о создании зоны свободной торговли с ЕС. Возможно нашу продукцию удастся продать в Европу и это даст шанс не останавливать предприятия?
ТВ: Соглашение с ЕС в нынешнем виде не позволяет украинскому автопрому сразу же выйти на европейский рынок. Там существует барьер в виде технического регламента, который мы не можем быстро выполнить. И уровень локализации наших автомобилей должен быть 60%, а не 51% как для поставок в страны СНГ. А это очень высокие требования. И без больших инвестиций их не достичь.
Кроме того, не приходится говорить о равных условиях в банковской сфере. Давайте хотя бы сравним стоимость кредитов в Украине и ЕС. Она в несколько раз отличается. А без кредитования автопром не может развиваться. При создании ЗСТ с ЕС стоимость финансовых ресурсов не изменится, значит мы не окажемся в равных условиях. И давайте отдавать отчет с кем мы будем конкурировать на рынке ЕС. Это - мощнейшие концерны Volkswagen, Renault, Fiat и др. с миллиардными ресурсами, новейшими технологиями и очень дешевым финансированием.
Без поддержки и защиты украинский автопром не сможет на равных конкурировать. К тому же мы брали займы в валюте и отдавать их нам приходится по новому курсу. И когда доллар зашкаливал, нам ведь никто на встречу не пошел. Но раз мы брали кредиты, то должны их обслуживать и отдавать.
Я всегда был сторонник того, чтобы все перемены, особенно в законодательстве, озвучивались заранее. Автомобилестроение – это такая отрасль, где необходимо заключить сотни или тысячи контрактов, заказать комплектующие и лишь потом появится автомобиль.
И никто не подумал, что мы формировали свой план, исходя из принятых законов и уровня защиты для автопроизводителей, того же утилизационного сбора. А его в один момент берут и отменяют. И все наши расчеты и бизнес-планы оказались перечеркнуты. Вот в такой ситуации мы оказались. И экспорта в Россию нет, и внутренний рынок сжался, и в результате последних действий правительства, улучшились условия для импорта, и в ЕС пока выйти мы не можем.
Корр АК: Но возможно теперь придут новые инвесторы, которым интересен рынок ЕС?
ТВ: Для того, чтобы пришел любой инвестор должно быть три главных условия:
1. Рынок.
2. Защита рынка (импортная пошлина)
3. Условия производства и стабильность, в том числе и законодательства. Доступное финансирование, как для производителя, так и покупателя.
Я считал и продолжаю считать, что Украина – очень перспективный рынок. А с учетом возможности выхода на рынок ЕС и подавно. Но защита своего рынка должна быть. Без этого нельзя, иначе мы превратимся только в страну потребления. Давайте посмотрим на ту же Россию. Там есть барьер (высокая импортная пошлина), и его сохранили, даже вступив в ВТО. И как следствие, все ведущие производители мира построили там свои автозаводы. И там уже 22 автозавода, а к 2018 году на них обязаны достичь уровня локализации 70%. А это и рабочие места и технологии. Но посмотрите, как Россия привлекала инвесторов. Им дали возможность 2 года производить SKD-сборку и только тех моделей, которые они затем будут выпускать.
Тариэл Васадзе: Украина тоже должна получать пользу от того, что внешние производители зарабатывают на нашем рынке
А у нас каждый может завозить в разобранном виде сколько угодно моделей под "отверточную" сборку.. И никаких обязательств по строительству завода и созданию рабочих мест. Зачем здесь развивать наукоемкое производство, инвестировать в новые цеха и заводы, когда 3-4 компании могут собирать 50 моделей без уплаты пошлины и занимать 90% рынка. Это абсолютно не правильный подход.
И отмечу, что в России не только появились новые автозаводы, но и «старые», еще времен СССР, процветают. Посмотрите на АвтоВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ, УАЗ, ИЖ-Авто – все работают и выпускают востребованный продукт. Потому что есть условия и стимулы для развития.
А у нас ведь было после развала СССР и производство легковых автомобилей, и автобусов и грузовиков. А сейчас Узбекистан выпускает 400 тыс. автомобилей. В Казахстане появились автозаводы, в Беларуси не только смогли сохранить МАЗ, но и создать производство автобусов и легковых автомобилей. А ведь там этого не было, а в Украине все было...
И импортеры никуда не делись ни в России, ни в Казахстане. Но благодаря разумной регуляторной политике, приходят в страну не с готовыми автомобилями, а организацией их производства на месте. И это главное для страны, если она хочет быть развитой. Я уже не раз говорил, что автопром – это та отрасль, которая тянет за собой многие отрасли экономики. Это – локомотив. Это – рабочие места, культура производства, престиж и мощь страны. И это не просто слова. Сейчас, когда понадобилась военная техника, еще сохранившийся автопром, сумел обеспечить Нацгвардию новыми машинами.
А если кто-то надеется, что одними займами удастся спасти экономику, то это – путь в никуда. А отдавать чем? Только реальное производство способно вывести экономику из кризиса. И автопром – это одна из тех отраслей, которая может дать и занятость, и доходы в бюджет. И тем более, в Украине автопром был и сейчас пока еще есть. Ему нужно дать только шанс встать на ноги.
Кто-то говорит, что уже были льготы для автопрома в 1997 году. Но давайте быть объективными. Именно тогда Украина первая в СНГ смогла привлечь инвестора – концерн Daewoo. ЗАЗ едва успел запустить в производство Lanos, как вдруг досрочно в 2005 году, не дав завершить инвестиционные программы заводов, все условия вдруг были изменены (как это у нас принято, так называемая “стабильная” промышленная политика). Только производители смогли как-то адаптироваться к новым условиям, как в середине бюджетного года, в 2008-м, Украина вступает в ВТО на абсолютно невыгодных для экономики страны условиях.
Затем – кризис. Но несмотря на все это, ЗАЗу удалось запустить производство Forza и Vida. Сейчас опять, едва успели ввести утилизационный сбор, его в один момент отменяют. Автопрому опять приходится выживать, да еще и в таких тяжелейших экономических и политических условиях.
Я очень надеюсь, что новое Правительство поймет: нужно сохранять рабочие места, создавать добавочную стоимость, развивать существующие производства и создавать условия для появления новых, Только так можно уйти от полной зависимости от импорта и спасти экономику. Но сами по себе заводы не возникают. Для этого необходимо иметь на многие годы выгодную для страны промышленную политику, которая станет основой для возрождения экономики Украины.
|