В 2004 году общие производственные мощности китайского автопрома увеличились на 10,2%. В то время, как в 2003 году мощности увеличились примерно на 50%, а в 2003 году - на 80%. За последние четыре года китайский автопром сделал мощный рывок и оставил позади добрый десяток мировых автодержав, включая Россию, Канаду, Мексику, Великобританию, Италию и даже Германию. Теперь КНР по выпуску автомобилей уступает только США и Японии. К 2025 году, по подсчетам специалистов, КНР может стать крупнейшей автомобильной державой мира.
Стоит также отметить, что в 2005 году спрос на внутреннем китайском автомобильном рынке прогнозируется в объеме 5,8 млн. автомобилей, что на 12% выше, чем в 2004 году. При этом легковой сегмент китайского авторынка растет опережающими темпами.
Внешняя экспансия китайского автопрома уже стартовала. Автомобили из Поднебесной отгружаются в Европу, Азию, Африку и Америку. Но это еще лишь проба рынков. Настоящий бум на китайские автомобили будет в ближайшие несколько лет. Стратегический регион - Россия, где не столь притязательны к качеству и стандартам токсичности. Китайцы станут крупнейшими автопроизводителями в России
Уже в 2006 году на территории России должны действовать сборочные производства сразу трех китайских автокомпаний. В отличие от мировых автомобильных концернов, которые в отношении России семь раз отмерят, один отрежут, представители Поднебесной стараются закрепиться в России с максимально возможной скоростью, сообщает autonews.ru.
На Алтае, в зданиях котельного завода уже собираются внедорожники FAW. Китайская автомобильная компания Chery до конца 2005г. создаст в России дочернюю компанию. В настоящее время сборку ряда ее моделей осуществляет новосибирская компания "Транссервис". Производственные мощности позволяют собирать до 3 тыс. автомобилей в год, однако "Транссервис" намерен расширить мощности до 25 тыс. автомобилей в год.
Между тем, другой китайский производитель Great Wall до конца текущего года также намерен принять решение об организации сборки своих автомобилей в России. По словам представителей компании, в настоящее время компания решает, осуществлять ли сборку автомобилей совместно с российским партнером или заняться ей самостоятельно. При этом конвейер по сборке каждой модели китайцы оценивают в 70 млн. долларов.
Еще на старте проектов цифры впчатляют. Объем продаж через дилерскую сеть «Ирито» с момента сертификации в апреле 2005года составил 3801 машину (в том числе Deer — 3150, SUV G5 — 651). Такой успех становится объяснимым, если обратить внимание на стоимость бестселлеров. Пикап Deer стартует в двухдверном исполнении по цене от 10 500 долларов, а SUV — копия ни то Chevrolet Blazer, ни то Toyota Runner — от 20 500 долларов. Как сообщили Autonews.ru в компании «Ирито», «серыми» дилерами в страну было ввезено еще около примерно столько же.
О "сером" дилерстве стоит поговорить отдельно. Несколько компаний активно предлагают китайские автомобили и они уже импортируются в страны СНГ. Есть еще ряд структур, которые вывозят из Китая автомобили европейских брендов, произведенные в Поднебесной. Пока этот бизнес не очень легален с точки зрения сфер ответственности, но ...Именно в "сером" дилерстве кроется опасность для китайских автомобилей. Зачастую, транскомпании, которые продают "серякам" оптовые партии "китайцев" ни сервиса, ни запчастей не предлагают. В итоге дилер остается сам на сам с автомобилем и вынужден давать на него собственную гарантию. Насколько это неэфективно - нет смысла объяснять. Если сами китайцы не займутся организацией официальной дистрибуции на экспортных рынках, то через год два, даже неплохие их автомобили, получат имидж одноразовых зажигалок. А такой фактор может на несколько лет омрачить планы по экспортному продвижению.
В Украине китайская дистрибуция только в стадии формирования, зато "серый" рынок уже стал формироваться. Пока крупные "игроки" усиленно изучают китайский вопрос, тогда как небольшие компании пытаются поймать "удачу" и получить права дистрибуции китайских автомобилей. Кто быстрее - тот лучшую марку получит.
Подробнее о китайском автопроме читайте в Спецбюллетене AUTO-Consulting "Китайская автомобильная промышленность".
|