Первые негативные процессы повышения цен стали происходить во время новогодних праздников. Даже Министерство энергетики и угольной промышленности посчитало такой скачок необоснованным, и созвало заседание специально созданной группы.
Как сообщила AUTO-Consulting пресс-служба Минэнергоугля – поводом для созыва заседания ЭАГ стал экономически необоснованный рост цен на моторные топлива в некоторых сетях АЗС накануне и в течение новогодних праздников. В результате – комиссия порекомендовала снизить цены до экономически обоснованного уровня.
Конечно, можно оспаривать мнение комиссии и ее методики расчета «обоснованных цен» в январе, но Украину теперь ждет новый виток повышения цен на топливо, вызванный совершенно объективными причинами – девальвацией гривни.
В розничной цене топлива в нашей стране на валютную составляющую приходится около 90% – ведь нефть и нефтепродукты покупаются за рубежом, а налоги, в частности акцизный сбор, установлен в евро. Поэтому факт девальвации гривни на прямую отразится и на рынке нефтепродуктов.
Как прокомментировал AUTO-Consulting Сергей Куюн, директор консалтинговой группы «А-95»: «Рост курса с 8,00 до 8,80 гривны за доллар приводит к повышению себестоимости бензина на 60 коп./л, а рост курса до 9,40 грн. – на 1 грн. Если ситуация на валютном рынке не изменится, рост произойдет в течение месяца».
При стоимости доллара 10 грн. за единицу – средняя стоимость бензина А-95 будет составлять 13,32 грн., а «дизеля» – почти 12 грн.
Но по разным апокалиптическим прогнозам, доллар может достичь Не дай Бог! даже курса 15 грн. Тогда многим автомобилистам придется поставить свои машины «на прикол»: литр бензина будет обходиться в сумму близкую к 20 грн., а дизельного топлива – 18 грн. (если, конечно, государство не примет меры).
Прогноз не радужный, но, как рассказал AUTO-Consulting Сергей Куюн, есть и благоприятные факторы, из-за которых рост цен будет несколько тормозиться. Во-первых, мы имеем благоприятную конъюнктуру внешнего рынка – цены на нефтепродукты там в последнее время не растут, и даже несколько снизились. Во-вторых, рынок сейчас находится в «мертвом сезоне», когда потребление упало до минимальных отметок, а у трейдеров есть большие запасы нефтепродуктов по старым ценам. Поэтому повышение не будет стремительным даже при условии сохранения процессов роста валютного курса. Но избежать роста цен на топливо уже не удастся.
|