AUTO-Consulting: 14 апреля вступило в силу решение Межведомственной Комиссии по международной торговле о введении спецпошлины на импортные автомобили. Что это дает ЗАЗу и почему завод выступал за спецпошлины?
Николай Евдокименко: На самом деле важно понимать другое: какова значимость этого решения не только для ЗАЗа, а в целом для экономики Украины. В первую очередь, введение спецпошлин на три года позволит стране выровнять экспортно-импортный баланс. Учитывая, что в 2012 году соотношение в пользу импорта составило 15 млрд. грн. - это абсолютно адекватное решение. Когда происходит такой «перекос» страна должна, либо резко увеличивать экспорт, либо ограничивать импорт.
Увеличив объемы продаж украинской продукции, с одной стороны, государство получит отчисления от пошлины в госбюджет, с другой, такие предприятия, как ЗАЗ, Черкасский автозавод и другие, увеличат поступления от налогов.
В 2008 году ЗАЗ заплатил в бюджет и внебюджетные фонды 2,8 млрд. грн. налогов и сборов, а в 2012 г – только 680 млн. Покрыли ли импортеры эту разницу в бюджет Украины? Я сомневаюсь. И мои сомнения построены на том, что кроме ЗАЗа есть еще 7-10 технологических переходов до того, как автомобиль поступает на конвейер. Это значит, что кроме ЗАЗа налоги заплатили ряд смежных предприятий, задействованных в производственном цикле. То есть, автомобильный бизнес является тем мультипликационным эффектом, который генерирует рабочие места в других отраслях экономики Украины, что очень важно для экономики.
Именно поэтому, господдержка производителя настолько важна для экономики. В кризис 2008 - 2010 гг, все страны поддержали свою автомобильную отрасль. Например, в Европе при обмене старого автомобиля на новый, государство компенсировало потребителю около 1,5 тыс. евро. Подобную программу внедрили в России. Кроме того, АвтоВАЗ получил огромные денежные дотации. В Украине, к сожалению, такой возможности не было. И мы сегодня вынуждены конкурировать с продуктами тех стран, которые «встали на ноги», получив существенную помощь.
И я благодарен президенту Украины, который присутствовал в прошлом году на открытии производства автомобиля Vida и дал поручения правительству поддержать реальный сектор экономики - это был первый шаг.
Президент Украины дал старт производству ЗАЗ Vida
AK: Некоторые эксперты утверждают, пошлина не принесет ожидаемого эффекта. Вы готовы предложить украинцам новые конкурентные продукты в замен иномаркам?
Н. Е.: За последние несколько лет в развитие завода были вложены огромные инвестиции, вывели на рынок новые модели. ЗАЗ увеличил срок гарантии на свои автомобили до 3 лет, или до 100 000 км пробега. Интервал межсервисного обслуживания увеличился до 15 000 тыс. км. Это говорит о том, что мы уверены в надежности и конкурентоспособности своих продуктов. И это не просто слова - население Украины голосует своим кошельком. Последние 5 лет Lanos - самый продаваемый автомобиль в Украине.
АК: И все же, какие новые модели ждать покупателям от ЗАЗа в ближайшее время?
Н.Е.: Завершается разработка конструкторской документации пикапа на базе ЗАЗ Vida, проводятся испытания опытного образца. Подготовка производства будет завершена в 3 квартале 2013 года, а старт серийного производства намечен на конец 2013 года. Кроме того, ЗАЗ работает над автомобилем Vida с модернизированной передней частью ( фейслифинг), который мы показывали на прошлогоднем «Столичном Автошоу».
ЗАЗ Vida подвергнут рестайлингу
Производство автобусов ЗАЗ А10С (город) и А10L50 (турист) перенесено на производственные площади Мелитопольского моторного завода в 4 квартале 2012 года. С марта 2013 года ежемесячно мы выпускаем по 2 автобуса. В планах на 2013 год производство 10 городских и 10 туристических автобусов. Также проводятся работы по модернизации всей гаммы автомобилей - грузовых, легковых, автобусов, направленная на приведение их в соответствие с перспективними требованиями по токсичности Евро-4 и Евро-5.
Проводится и модернизация уже серийных легкових автомобилей. Мы добавляем им опции, улучшающие потребительские качества: наружные зеркала с повторителем указателя поворота, подогрев сидений, новая цветовая гамма автомобилей и обивок салона.
ЗАЗ обновляет Lanos и Sens
На "Столичном Автошоу" представили всю "линейку" автобусов I-VAN A10
Хочу подчеркнуть, что мгновенного эффекта ожидать не стоит, так как до серийного производства должен пройти определенный процесс конструкторской и производственной работы. Но то, что ЗАЗ очень активно начал серию переговоров с возможными партнерами, я – гарантирую. И результаты - будут.
AK: А Как с введением спецпошлины будет меняться рынок? Импортеры утверждают, что продажи значительно упадут, а цены вырастут…
Н.Е.: Когда Украина вступила в ВТО, ввозная пошлина уменьшилась на 15%. Что произошло с ценами на импортируемые в Украину автомобили? Каждый год они росли на 9-11%. Почему цены при изменении ввозной пошлины не уменьшились? Уверен, резкого увеличения стоимости импортируемых авто не произойдет. Рынок выровняется, а конкурентная среда будет обеспечивать доступность для покупателей автомобилей, как импортного, так и украинского производства.
Если цены существенно не изменятся, то За счет чего, в таком случае, ЗАЗ станет более конкурентоспособным?
Н.Е.: На рынке будет создана более или менее справедливая конкуренция.
AK:Один из аргументов Правительства был, что спецпошлина привлечет в Украину других производителей.
Н.Е.: Украина занимает выгодное географическое положение, и я уверен, что именно тарифное регулирование позволит привлечь в Украину автомобильные инвестиции. В России, после введения 30-процентной защитной пошлины появилось 18 новых заводов по производству автомобилей. Вступив в ВТО, РФ опустила пошлину до 25%, но при этом ввела утилизационный сбор. То есть все равно правительство свои обязательства перед инвесторами выполнило. Если Украина будет идти по этому пути, здесь гарантировано появится автомобильный бизнес.
Безусловно, необходимо введение целого ряда комплексных мер, в том числе и в финансово-банковской системе Украины. В первую, очередь речь идет о развитии потребительского кредитования. В докризисный 2008 год мы продавали 56% автомобилей в кредит, сегодня - только 14%. Надеемся, что решение Правительства о выделении 2 млрд. грн. на компенсацию процентов за пользование кредитов при приобретении предметов длительного пользования, сделает потребительское кредитование более доступным.
Но от высоких процентов по кредитам страдает и производитель. Одна из самых больших составляющих себестоимости – высокая стоимость финансовых ресурсов. В Украине она составляет порядка 20 – 25%, в Евросоюзе в России - в разы меньше.
Ставка налога на прибыль в Украине 21%, что больше, чем в странах, которые нас окружают. Не секрет, что 39-процентный единый социальный взнос, который мы платим на фонд оплаты труда - один из самых высоких. Ни в одной из европейских стран нет такой высокой дополнительной нагрузки на себестоимость.
Получается, что продукт, произведенный в Украине, должен конкурировать с автомобилями, произведенными в условиях намного более комфортных. Эти условия необходимо выровнять, либо защитить свой рынок, создать барьер. И спецпошлина – это только первый шаг по выравниванию условий.
К примеру, есть хороший проект в Казахстане, где мы совместно создаем мощности по сварке, окраске и сборке автомобиля Lanos. Там, до 2017 года местные автопроизводители освобождены от всех налогов. Условие одно: добавленная казахстанская стоимость должна составлять не менее 30%. То есть там создали условия и инвесторы уже пришли, например тот же ЗАЗ. Украинский рынок не менее интересен, но нужно создать условия.
AK: Один из методов поддержки автопрома – это госзаказ. По Вашим ощущениям, готовы ли чиновники пересесть на украинские автомобили? И есть ли ЗАЗу что им предложить?
Н.Е.: Будь моя воля, я бы это уже сделал. Если не брать во внимание администрацию Президента, Министров, Парламент, что мешает сотрудникам того же МВД пересесть на автомобили выпущенные на ЗАЗе, которые ничем не уступают Skoda? Областные и городские чиновники всех уровней также могли бы покупать не импортируемые, а отечественные автомобили. Что плохого, если медицинские автомобили, автомобили скорой помощи, школьные автобусы, которые мы можем производить, будут выпускаться в Украине? Это была бы очень серьезная поддержка.
Конечно, допускаем, что некоторое количество спецавтомобилей, подготовка которых на ЗАЗе и других автозаводах не является разумной с точки зрения окупаемости инвестиций, нужно будет приобретать по импорту.
В прошлом году в тендере Минобразования по производству школьных автобусов, одним из победителей, помимо ЗАЗа и Бориспольского автозавода, стал Павловский автобусный завод. Найдите в РФ хотя бы один тендер за бюджетные деньги, где бы участвовала какая-нибудь компания из Украины.
Мы поддерживаем инициативу правительства о запрете закупок госструктурами автомобилей по цене выше 60 тыс. грн. Также поддерживаем запрет на приобретение за бюджетные деньги импортных автомобилей. Благодарны Президенту и Премьер-министру за такие решения.
Недавно у меня была дискуссия с одним из руководителей крупного города, о возможной закупке для городского УВД служебных автомобилей за бюджетные деньги. Выбор стоял между Renault Logan и ЗАЗ Vida - автомобилями одного класса и одной цены. Можно ли представить, что в Германии такой вопрос вообще бы кто-то рискнул поднять? Какая здесь еще может быть дискуссия? Мы все должны немного думать о своей стране, ее будущем. Если все это будут делать, в Украине будет все в порядке.
Как делают ЗАЗ Forza. Репортаж с завода
Каким ЗАЗ подошел к кризису
|