«Безусловно, каждая компания стремится стать лидером на рынке, – заявил «Газете.Ru» президент ООО «Тойота Мотор» (компания – официальный импортер Toyota в России) Норио Нака. – И мы в данном случае не исключение. Но это покупатели решают, кому быть лидером. Мы благодарны нашим клиентам за их выбор и приверженность нашим автомобилям. Пока мы лидируем в двух сегментах рынка: самый продаваемый автомобиль бизнес-класса – Toyota Camry, среди больших внедорожников покупатели отдают предпочтение Toyota Land Cruiser 100. Мы надеемся, что благодаря нашим покупателям автомобили Toyota и Lexus станут лидерами и в других сегментах».
По оценкам экспертов, за последние полгода отмечен небывалый взлет продаж автомобилей Toyota по всему миру. В некоторых странах японцы сумели переиграть по продажам даже корпорацию Daimler/Chrysler, став третьим по величине автопроизпроизводителем в мире.
Так что прорыв «Тойоты» скорее закономерен, чем удивителен.
По словам аналитика «Объединенной финансовой группы» Елены Сахновой, есть три основные причины, объясняющие столь резкий взлет российских продаж. Во-первых, цены на автомобили этой марки до сих пор выставляются в долларах, а не в евро. Вторая причина – раскрученность бренда, постоянно подкрепляемая рекламой. И в- третьих, легендарное японское качество, не ухудшающееся даже при наращивании объемов производства. «Даже несмотря на то, что автомобили Daewoo гораздо дешевле, россияне на фоне растущих доходов предпочитают заплатить больше и купить более качественный автомобиль», – уверена собеседница «Газеты.Ru».
Сама же Toyota видит причину своего успеха в другом – в своей маркетинговой стратегии. «Нам удалось разработать ее в соответствии с потребностями российских клиентов, – говорит Норио Нака. – Мы надеемся, что в будущем мы сможем предложить потребителям еще больше привлекательной продукции».
Вторым важным событием стало «поражение» Daewoo Nexia от всеволожского Ford Focus «в личном зачете» – об этом «Газета.Ru» уже рассказывала. Daewoo все еще опережает Ford в общей статистике. Однако, по прогнозам экспертов, такая ситуация сохранится на рынке недолго.
Интерес к машинам Daewoo, в первую очередь к модели Nexia, которая не обновлялась на протяжении нескольких лет, постепенно угасает.
К концу года Ford может выйти на второе место в общем зачете. «Очень важно, что «Фокус» производится в России. Покупателям предлагается новая в техническом отношении и при этом качественная машина за относительно небольшие деньги», – говорит Елена Сахнова. Что же касается Daewoo, то, по словам Сахновой, даже с нынешним ассортиментом узбекские машины еще долго будут хорошо продаваться. Но уже в ближайшем будущем конкурировать ни с Toyota ни с Ford Daewoo не сможет.
В целом на рынке наметился серьезный рост продаж азиатских автомобилей, в то время как спрос на европейские автомобили постепенно падает. Это можно увидеть и из соответствующей таблицы – японцы с корейцами продали в России куда больше машин (72624 автомобиля), чем представители всех остальных стран вместе взятые. На четвертое место (с шестого по результатам аналогичного периода прошлого года) переместилась Mitsubishi, прибавив 120%. Hyundai увеличила продажи аж на 224%, в то время как Nissan – всего на 14%. На 169% возросли продажи Honda, а Suzuki продала на автомобилей на 98% больше, чем за первые три квартала прошлого года. В то же время дилеры европейских автомобилей, продающихся преимущественно за евро, порадоваться повышением покупательской активности не могут. Исключение составляют разве что все три французские марки, а также Opel, но он, будучи частью концерна GM, до сих пор продается за доллары. Продажи BMW упали на 5,1%, Audi – на 7%, Volkswagen снизил продажи на 20%, а его коллеги по концерну из Skoda – и вовсе на треть. Немного (на 11%) упали продажи Jaguar, резко падает спрос на FIAT – на 55%. Примерно такая же ситуация наблюдалась по итогам первого полугодия 2003 года.
Аналитики отмечают, что рынок иномарок растет довольно быстрыми темпами. Если в прошлом году всего было продано 110 тыс. иностранных автомобилей, то сейчас по итогам 9 месяцев можно говорить практически о 136 тыс. проданных официальными дилерами машин (кроме Porsche и Bentley, которые скрывают данные своих продаж, ссылаясь на коммерческую тайну). По данным «Газеты.Ru», это число составляет 135853, но российское представительство Daimler/Chrysler (марки Mercedes, Maybach, Chrysler, Jeep) еще не обнародовало свои данные по продажам – в таблице эти марки обозначены «звездочкой» и приведены приблизительные цифры, выведенные исходя из статистики продаж в первом полугодии.
Не исключено, что к концу года общее число продаж вплотную приблизится к 200 тыс. автомобилей.
Согласно прогнозам Минпромнауки, к концу 2003 года отечественные автозаводы выпустят примерно столько же машин, сколько и в прошлом году, т.е. около 990 тысяч автомобилей. Это автомобили российских марок без учета иностранных машин, собранных совместными предприятиями. Возможно, выпуск отечественных автомобилей будет даже ниже, чем в прошлом году. На это указывает то, что по итогам 8 месяцев автопром сделал 645 тыс. 759 автомобилей против 696 тыс. 349 за аналогичный период прошлого года. Всего же на территории России к концу года должно быть выпущено около 1 млн. 40 тыс. машин, т.е. на 6% больше, чем в прошлом году. Рост производства обеспечивают именно иностранные машины, собранные на территории России. Таким образом к концу года каждый пятый автомобиль у нас в стране будет иномаркой. Российские заводы все еще ощущают последствия прошлогоднего всплеска импорта автомобилей из-за границы.
Эксперты отмечают, что с ростом благосостояния покупатели все чаще выбирают не навороченную подержанную «иностранку», а новый автомобиль, пусть и более простой. При этом покупку предпочитают совершать в крупных дилерских центрах, готовых предоставить гарантию, нередко большую по сравнению с гарантией производителя, качественное техобслуживание и другие услуги. Кроме того, с ростом продаж иностранные производители все более ориентируются на российский рынок как на стратегически важный. Не зря же, к примеру, новый Lancer был презентован компанией Mitsubishi именно в Москве, а не во Франкфурте. Возможно, в 2005 году, когда в Москве пройдет следующий автосалон с международным статусом, премьер подобного рода будет больше.
В Украине продажи иномарок за 9 месяце в составили 52,6 тыс. штук, что в 2,6 раза меньше, чем в России, однако в пересчете на число жителей Украина потребляет явно большее число иномарок.
Инф. Gazeta.ru и AUTO-Consulting |