Причин, собственно, две – это дефицит автомобилей и нереально высокие цены.
На самом деле автомобили есть, но дилеры просят за них огромные деньги, что заставляет покупателей идти в салоны других марок.
Причину дефицита дилеры объясняют проблемами самого ВАЗа. Дело в том, что старт проекта GM-АвтоВАЗ перегрузил ВАЗовское кузовное производство. В результате, ВАЗ систематически срывает поставки кузовов на автосборочные заводы Украины. Эти факторы и создали дефицит на рынке, в результате чего «поползли» цены. Кроме того, постоянно возникает напряженность вокруг квоты на ввоз ВАЗов.
Добавляет напряженности и рост закупочных цен на самом ВАЗе.
Если задаться целью, то можно найти любую ВАЗовскую модель, но цены просто поражают. Например, за ВАЗ-2104 просят уже $6000 (!). ВАЗ-2107 есть почти во всех салонах, но по $5100, что также не способствует ее сбыту.
Более менее стабильные цены на ВАЗ-21093, за которую просят те же $6000, а вот за инжекторную машину уже придется отдать $6600. Инжекторных машин в продаже много и различных цветов.
Катастрофичное положение сложилось с «десятками». Их цены уже давно не отвечают реалиям. Так, за самую простенькую ВАЗ-21102 просят $6900-7000, а 16-клапанные ВАЗ-21103 стоят $7600-7700. ВАЗ-2112 дешевле чем за $7700 найти очень трудно.
Как утверждают сами дилеры, ВАЗы сейчас покупают только фанаты марки, потому что ни качество, ни комплектация не соответствуют нынешним ценам. К примеру, за эти же деньги можно купить Daewoo, Dacia с кондиционером и электропакетом.
Сам АвтоВАЗ на ситуацию в Украине никак не влияет, а порой даже не знает, что здесь происходит. Дилеры связывают все надежды на усилия местных импортеров по стабилизации рынка.
Лучшее, что может произойти в ВАЗовском секторе, это старт производства ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099 в Запорожье, который намечен на октябрь. Товарные машины дилеры ожидают не ранее декабря. Еще есть призрачные надежды на Единое Пространство с Россией и отмену квотирования.
Но старт сборки в Запорожье разрядит ситуацию лишь с семейством Samara, а что касается «классики», то сроки ее восстановления - «туманны».
По поводу «десяток» прогнозы еще менее радужные. Все большее число дилеров перестает работать с этой позицией, а надежд на сборку этого семейства почти нет.
Новое семейство ВАЗ-2115, 2114 продается очень слабо и особой погоды не сделает.
Кроме того, все большее число потребителей, желавших приобрести ВАЗ, уходит в другие автосалоны, зачастую Daewoo, ЗАЗ, ИЖ, ГАЗ.
Хоть как-то закрыть рынок «классики» дилеры пробуют с помощью ИЖ-2126 и, возможно, универсалом «Фабула», но ажиотажный спрос на ВАЗы спровоцировал рост цен и на ИЖ. Так, за 2126 сейчас просят $4800-4900, а еще несколько месяцев назад их никто не брал за $4100.
Вернется ли ВАЗ?
В августе ВАЗ занял всего 18% рынка и только за месяц проиграл 5% рынка. Почему же ВАЗ «обвалился» в августе?
Все дело в том, что в этом месяце на рынок поступили Daewoo и ЗАЗы в достаточном количестве. Почти все лето ВАЗ «держался» только из-за дефицита Daewoo. Покупателю ничего не оставалось, как идти и покупать дорогой ВАЗ, который был в наличии. Сейчас такое редко себе позволяют.
В дилерских кругах ходят надежды, что ВАЗ сможет вернуть свое место на рынке достаточно легко, но по мнению экспертов, это ему уже не удастся. Все дело в том, что с ВАЗа на иномарку пересаживаются окончательно, а с иномарки на ВАЗ…
С целью выяснить настроения в группе потенциальных потребителей ВАЗов, компания "AUTO-Consulting" провела опрос среди владельцев новых ВАЗов и Daewoo в период прохождения ТО. Результаты для ВАЗа плачевные. Из 100% владельцев ВАЗов лишь 15% не пересели бы на Daewoo, а вот среди хозяев Daewoo только 10% еще могли бы сменить свой автомобиль на ВАЗ, при условии низкой цены.
Выходит, что ВАЗ навсегда потерял почти половину своей потенциальной клиентуры, а в стане своих приверженцев 85% могут легко сманить.
Напомним, что именно по такому сценарию ВАЗ очень быстро потерял рынки Восточной Европы и Прибалтики в 90-х годах. Также он теперь потерял и Украину. Это закономерный результат политики «АвтоВАЗа». Рынки нужно беречь, тем более вторые по величине после самой России. Но в устах ВАЗовского руководства звучат новые фавориты – это рынок Казахстана, где пока еще любят ВАЗ.
По этой причине многие дилеры (а это 150-170 профессиональных трейдеров по Украине) спешно ищут нового перспективного партнера. А когда они его найдут, тогда уже…извините.
Инф. "AUTO-Consulting"
Предлагаем вашему вниманию мнение маркетологов ВАЗа на грядущую ситуацию
На днях в заводской газете "Волжский автостроитель" было опубликован материал, подготовленный начальником управления маркетинга ОАО АВТОВАЗ Александром Бредихиным о текущем состоянии продаж автомобилей ВАЗ и их перспективах на ближайшую осень. По прогнозам управления маркетинга завода объем продаж автомобилей "Лада" в 2003 году только тольяттинской сборки, составит около 630 тысяч штук. С учетом сезонных колебаний и разбивки по месяцам максимальный объем продаж приходится на апрель-май, затем традиционно идет летнее снижение спроса, и осенью вазовские маркетологи ожидают повышения покупательской активности автомобилей "Лада". По мнению Александра Бредихина, текущий осенний сезон будет кардинальным образом отличаться от прошлогоднего, когда в момент наступления осеннего сезона интерес покупателей фактически переместился от "Лад" в сектор подержанных иномарок. Общая ситуация со спросом сейчас благоприятна для отечественных и зарубежных производителей, и особенно для тех, кто организует производство в России. А вот для тех, кто ввозит сюда подержанные иномарки, ситуация изменилась в худшую сторону.
В целом рынок оценивается в те же 1,5 млн. автомобилей что и в прошлом году, но денег россиянами на авторынке будет потрачено больше. Но доли рынка сместятся из сектора подержанных машин в сектор новых. Прогноз роста продаж в этом году сторится сейчас всеми аналитиками на значительном увеличении текущих доходов населения. Первоначальная оценка годового роста доходов россиян была на уровне 7%, фактически же они выросли в большей степени.
Текущая ситуация на ВАЗе такова. С начала года на внутреннем рынке АВТОВАЗ реализовал порядка 400 тысяч автомобилей серийной сборки (без учета продукции "РосЛады" и "ИжМаша" и с учетом нераспроданных запасов, перешедших с 2002 года). Текущие запасы на площадках официальных дилеров завода оцениваются на уровне 30-35 тысяч автомобилей. По мнению вазовских маркетологов для летнего периода времени, этот показатель находится на очень низком уровне. Нормальными на ВАЗе считаются запасы в объеме до 40 тысяч автомобилей. Это значит, что в дилерской сети есть в наличии все модели, различные варианты исполнения, комплектации, цветовой гаммы. Если запас ниже 30 тысяч штук, то значит по ряду моделей имеется дефицит. К примеру, сегодня такой дефицит, кроме снятых с производства "четверки" и "восьмерки" имеется на автомобили "одиннадцатой" модели.
Из интересных моментов аналитического доклада Александра Бредихина можно выделить еще следующие моменты. По данным управления маркетинга АВТОВАЗа, в ряде областей России более 50% всех продаж автомобилей "Лада" совершается в кредит. Правда такой тезис вызвал некоторое недоумение у аналитиков LADAONLINE. По нашим данным, в кредит на розничном рынке сейчас продается не более 15-20% продукции Волжского автозавода. Есть регионы, где доля "кредитных продаж" чуть выше и чуть ниже, но никак не 50%.
А.Бредихин также констатирует факт перемещения спроса в сегмент более дорогих "Лад". Сегодня потребителю нужно не просто транспортное средство, чтобы переместиться из пункта "А" в пункт "Б", а автомобиль, отвечающий самым современным требованиям, констатирует главный вазовский маркетолог. В нем должны быть стеклоподъемники, центральный замок, соответствующая отделка салона. Постепенно становятся востребованными такие элементы как подушки безопасности, усилители руля, АБС и другие... Например, "десятки" в комплектации "люкс" продаются в большинстве регионов лучше, чем в комплектации "норма" или "стандарт". То же самое касается автомобилей семейства "Самара-2". Разница в цене, видимо уже не отпугивает покупателей, и они готовы платить дополнительно за электропакет, бархатную обивку салона, тонированные стекла, литые диски, противотуманные фары и т.д. Можно отметить возросшую востребованность на автомобили с усилителем руля. Потребители начинают интересоваться тем, когда на заводе начнут серийно выпускаться автомобили с АБС, автоматическими коробками. А востребованность на рынке более дорогих вазовских моделей семейств "десятки", "Самары" и меньший интерес к "классике" говорят о том, что потребитель согласен доплачивать порядка 40 тысяч рублей, но переориентироваться с последних на более современные автомобили.
Пройдет не так много времени и спрос на классические модели будет полностью удолетворять продукция одного "ИжМаша", говорит Александр Бредихин. На АВТОВАЗе же выпуск классики будет заменен на производство более современных и перспективных моделей.
К этому трудно что-либо добавить.
|