Все представленные сейчас на рынке автомобили российских марок, по определению специалистов центра исследований Российской ассоциации маркетинга (РАМ), "технически устаревшие модели нижнего ценового сегмента - до $7 тыс.". 3/4 выпускаемых в стране легковушек - модели АвтоВАЗа, в основном С-класса (классификация автомобилей представлена в таблице). Это заднеприводные автомобили стоимостью $3-4 тыс., выведенные на рынок в 70-х годах, переднеприводные автомобили ВАЗ 2108-21099 ценой $4-5,5 тыс., появившиеся в середине 80-х, и "Лада 110-112" ($5,5-7 тыс.; выведены на рынок в 90-х годах).
В прошлом году на фоне роста продаж новых иномарок (на 40% по сравнению с 2001 годом), подержанных машин (на 25%) и наращивания сборочного производства иностранными автоконцернами (на 63% или 4 тыс. штук) российские автозаводы в целом снизили выпуск легковых автомобилей на 4%. Увеличилось производство только самых дешевых автомобилей: "Ока", "Иж", а также ВАЗ-2104 и ВАЗ-2107, переданные "Ижмаш-авто". Из этого следует, что, несмотря на рост доходов населения, неизменным остается спрос на автомобили лишь в ценовом сегменте до $4 тыс. Более дорогие отечественные машины все чаще проигрывают конкурентную борьбу подержанным иностранным автомобилям и иномаркам, собранным в России. По оценке аналитиков, это главный фактор, заставляющий российские автозаводы пересматривать свой модельный ряд.
На всех российских автозаводах уже есть внятные концепции обновления модельного ряда. АвтоВАЗ заявил о намерении расширить свое присутствие на рынке за счет освоения новых классов. О ВАЗ-1119 "Калина", первом российском автомобиле класса В, впервые было заявлено десять лет назад, но до серийного выпуска дело так и не дошло. Планируется собирать три модификации: седан, хэтчбек и универсал. Длина автомобиля в зависимости от модели - 3850-4040 мм, ширина 1670 мм, высота 1500 мм. Двигатель 8- и 16-клапанный, объем 1,5-1,6 л. Максимальная скорость - 180 км/ч, расход топлива в городском цикле 9,8 л на 100 км. Промышленный образец "Калины" должен появиться в I квартале 2004 г.
В ближайшее время на основном конвейере АвтоВАЗа "восьмерку" сменит семейство "Самара-2": ВАЗ-2114, ВАЗ-2115 и 3-дверный вариант ВАЗ-2113. Еще одним перспективным семейством считается "новая классика": универсал ВАЗ-2151 и седан ВАЗ-2152. Это модели, созданные на базе сегодняшних ВАЗ-2104, 2105 и 2107, но с более плавными и обтекаемыми формами. У ВАЗ-2151 будет колесная база длиной 2600 мм (сейчас 2424 мм), благодаря которой автомобиль станет немного длиннее и выше. На машину планируется устанавливать инжекторный двигатель объемом 1,7 л, соответствующий стандарту "Евро-3", а 5-ступенчатая коробка передач, мосты и карданный вал достанутся в наследство от старой базы. Серийный выпуск "новой классики" планируется начать в 2006 г. Ее ориентировочная цена $5 тыс.
В этом году также предполагается выпустить "десятку" ВАЗ-2110Т (с новым капотом, решеткой радиатора, бампером и фарами) и рестайлинговый вариант универсала ВАЗ-2104З с передком от ВАЗ-2105, салоном от ВАЗ-2107 и увеличенным багажным отсеком. На одну из модификаций новой "четверки" будут устанавливать дизельный двигатель.
В ближайшие два года с конвейера УАЗа будут сходить четыре базовые модели легковых автомобилей - внедорожники разных ценовых категорий. Это, во-первых, рестайлинговый вариант УАЗ-3151. Гендиректор ОАО "Северсталь-авто" (управляет УАЗом) В.Швецов считает, что эта машина сможет заменить на рынке "Ниву" (ее выпуск должен быть прекращен по мере увеличения производства Chevrolet-Niva в СП GM-АвтоВАЗ). Все многообразие вариантов "уазиков" будет ликвидировано и сведется к одной платформе УАЗ-315195, что позволит удержать цену на машину в диапазоне $4-5 тыс.
В сегменте $5-6 тыс. завод будет представлен моделью УАЗ-3160, $6-8 тыс.- УАЗ-3162. От $8 тыс. до $10 тыс. будет стоить новая модель УАЗ-3163, которую планируется запустить в серию в 2004 г. Кроме того, сейчас "Северсталь-авто" ведет переговоры с одним из иностранных автоконцернов (его название пока не разглашается) о строительстве производства по сборке люксового внедорожника стоимостью более $20 тыс. Предполагается, что это будет джип класса Mitsubishi Pajero, который планируется снять с производства за рубежом.
В марте руководство холдинга "Руспромавто" (в него входит ГАЗ) объявило, что выпуск легковых автомобилей больше не является приоритетным для ГАЗа. В прошлом году "Волги" принесли автозаводу одни убытки. Тем не менее с 18 мая конвейер будет переведен на сборку рестайлингового варианта ГАЗ-3110. А вот новая модель ГАЗ-3115, широко разрекламированная в прошлом году, в серию запущена не будет. По словам гендиректора ОАО ГАЗ А.Баранцева, до конца года автозавод рассчитывает выпустить лишь опытную партию.
Видимо, в ближайшие два года не появится в продаже и альтернатива "Оке". "Оку-2" разработала Волго-Камская промышленная группа (совместное предприятие АвтоВАЗа и КамАЗа). Новая машина на 10 см длиннее и шире своей предшественницы, обладает обтекаемыми формами, оснащена двигателем мощностью до 79 л.с. (сейчас 36 л.с.). Первые 10 образцов соберут вручную в июле этого года в НТЦ АвтоВАЗа, а в серию запустят не раньше 2005 г. - у разработчиков нет необходимых для этого $50-60 млн.
Делясь своими производственными планами, автомобилестроители не скрывают, что удержаться в нынешних ценовых рамках им не удастся - в первую очередь из-за увеличения доли импортных комплектующих.
В последние годы структура производства автобусов в России резко сместилась в пользу малого класса. По данным АСМ-холдинга, доля микроавтобусов в прошлом году составила почти 78% (на 5% больше, чем в 2001-м). А выпуск городских и пригородных автобусов уже несколько лет падает. Ситуация объясняется низким платежеспособным спросом со стороны основных потребителей этого вида транспорта - муниципальных властей. Лидером по наращиванию производства в прошлом году стал ГАЗ - его пассажирские "Газели" используются в основном в качестве маршрутных такси. В ближайшие два года у "Газели" может появиться конкурент: на платформе импортного внедорожника УАЗ намерен собирать и микроавтобусы.
В целом перспективы автобусного рынка в России специалисты оценивают оптимистично: средний возраст пассажирского парка в некоторых регионах достигает 14 лет, и разваливающиеся от старости машины все равно придется менять. В расчете на этот фактор и подготовлена инвестиционная программа холдинга "Русские автобусы" (входит в "Руспромавто"). В прошлом году все основные модели Павловского (ПАЗ), Курганского (КАвЗ) и Ликинского (ЛиАЗ) автобусных заводов подверглись модернизации. В этом году ЛиАЗ должен приступить к производству больших автобусов ЛиАЗ-5256, а затем и особо больших ЛиАЗ-6212. На КАвЗе прекратится выпуск малого автобуса КАвЗ-3976, зато увеличится доля автобусов среднего класса: будет запущена в серию модель "Аврора" вместимостью 85-100 человек. А Голицынский автозавод начнет выпускать междугородные и туристические автобусы.
На увеличение числа заказов рассчитывают и небольшие производства - "автобусные ателье", такие, как "Волжанин" и НефАЗ. Они собирают несколько сотен машин в год - в основном по корпоративным заказам (например, в северном исполнении). Автобус индивидуальной сборки представляет собой набор иностранных узлов и агрегатов, стоит ненамного меньше импортного, а от российских инженерных разработок в нем остается только внешний вид кузова и салон.
Несмотря на то что производство грузовых автомобилей продолжает сокращаться, это единственная подотрасль, где прослеживается реальная конкуренция между отечественными автозаводами. В первую очередь это касается самого массового сектора - коммерческих автомобилей грузоподъемностью от 0,4 до 5 т (71% продаж). Здесь лидером также является ГАЗ: на долю "Соболей" и "Газелей" (1-1,5 т) приходится около 58% производства отечественных грузовиков. В январе начался выпуск этих машин в рестайлинговом варианте. "Газели" и "Соболи" получили новый бампер, радиаторную решетку, светотехнику и дизельный двигатель Iveco.
Несмотря на низкий спрос на среднетоннажные грузовики (8-15 т), КамАЗ и УралАЗ совершенствуют и эти модели. В этом году УралАЗ начнет выпускать четырехосный автомобиль Урал-532301 с двигателем ЯМЗ-7601.10, отвечающим стандарту "Евро-2". В классе большегрузов в этом году на рынке появятся самосвал Урал-63621 с рамой, мостами и раздаточной коробкой Iveco, оснащенный двигателем ЯМЗ-7511.10 (стандарт "Евро-2"), и новые представители семейства автомобилей повышенной грузоподъемности на базе КамАЗ-6520 (20 т). Силовые агрегаты новых камских грузовиков также будут соответствовать требованиям "Евро-2".
Инф. российской прессы
|