Как уже сообщал AUTO-Consulting, в марте усилиями всех операторов автомобильного рынка Украины было продано 6,7 тыс. новых легковых автомобилей. По сравнению с прошлогодним мартом, продажи сократились на 3,8%, хотя на фоне февральских показателей реализация выросла на 16%. Тем не менее, отрицательная динамика в начале весеннего бизнес-сезона - это довольно тревожный знак. AUTO-Consulting попробовал разобраться, что на самом деле происходит.
В марте украинский авторынок перестал расти и уперся в "дизельгейт"
В феврале украинский авторынок вырос на 22%, но темпы замедляются
Как сообщил AUTO-Consulting директор по маркетингу Группы компаний «АИС» Сергей Боровик, негативная динамика продаж новых легковых авто по итогу марта не стала для него неожиданностью. Мы прогнозировали ухудшение ситуации. Многократный рост легального б/у импорта и «евробляхи» - главные факторы, влияющие на рынок новых автомобилей. Б/у импорт и далее будет расти огромными темпами. Спрос на рынке новых авто будет оставаться на текущем ограниченном уровне.
К вышесказанному можно добавить плохие показатели по макроэкономике. Автомобильное кредитование так и не вернулось к прежним объемам. В марте также работал фактор курса гривны. Нацвалюта укреплялась. Импортеры снижали цены. Покупатели ожидали, когда ситуация стабилизируется. Еще можно отметить рост курса Евро к доллару по сравнению с прошлым годом, что отразилось на ценах автомобилей (в долларовом эквиваленте), которые поставляются в Украину по контрактам в евро.
В пресс-службе Корпорации «УкрАвто» еще одной из главных причин сдерживающих рост рынка считают «дизельгейт». В частности, здесь сообщили AUTO-Consulting, что на объемы рынка и перераспределение позиций брендов в рейтинге, начиная с осени 2017 г., оказывают большое влияние значительные продажи "дизельгейтных" автомобилей брендов VW и Audi. Большое предложение моделей Golf Sport Wagon и Audi A3 2015 года выпуска (с двигателями 1,6 и 2,0 л) по акционным ценам формирует отложенный спрос на автомобили других ранее популярных брендов.
Статистика продаж автомобилей в Украине за 2017 год. Рейтинг самых популярных моделей
Не смотря на значительный рост авторынка, Украина не смогла улучшить позиции в Европе. Зато помогла соседям
Еще в декабре 2017 г. было анонсировано поступление только в 1-ом полугодии 2018 г. дополнительной партии автомобилей Golf Sport Wagon в объеме 2200 шт. И не исключено и в дальнейшем на всем протяжении года поступление аналогичных партий.
Кроме того, в пресс-службе «УкрАвто» не отрицают и то, что рост рынка новых автомобилей в значительной степени ограничивает значительное увеличение импорта подержанных автомобилей (по льготным акцизам), а также - ввоз автомобилей на еврономерах. Затягивание решения проблемы легализации автомобилей на еврономерах только способствует данному каналу импорта. Из негативных факторов рынка можно также отметить неблагоприятные погодные условия марта.
С такими оценками, в целом согласна и Виктория Сокирко, маркетолог «Volkswagen легковые автомобили» в компании «Порше Украина». В частности, она сообщила AUTO-Consulting, что по ее мнению автомобильный рынок перестал расти, в первую очередь, за счет нарастающего с каждым месяцем потока б/у автомобилей из стран Европы и США. Второй причиной является не достаточно активный старт корпоративных продаж - что обычно характерно для начала года.
На рост продаж новых автомобилей негативно влияет также ввоз авто на иностранных номерах ("евробляхи") и прогнозы их легализации. Эти факторы негативно сказываются на готовности клиентов обменять свои старые автомобили на новые.
В PSA спрогнозировали объемы украинского авторынка в 2018 году
Какие перемены грядут на украинском авторынке в будущем. Мнения основных «игроков»
Возобновит ли рынок рост в ближайшее время?
Чего же ждать дальше? Сергей Боровик считает, что рынок новых авто будет идти на уровне показателей прошлого года или с небольшим ростом. На ситуацию будут влиять:
- динамика курса гривны к доллару США и Евро;
- динамика цен на б/у в Европе;
- экономическая и политическая ситуация в стране (у нас 1 год до выборов).
В пресс-службе Корпорации «УкрАвто» настроены более оптимистично. Здесь уверены, что несмотря на то, что в марте 2018 г. рынок новых легковых автомобилей показал отрицательную динамику, по итогам 1–го квартала 2018 г. сохраняется положительный тренд. В связи с этим прогноз рынка в 2018 г. остается пока неизменным (на уровне 100 000 легковых авто), поскольку построен на предпосылках роста экономики, задекларированных в постановлении КМУ №906 от 01.12.2017 г.
По мнению, Виктории Сокирко, рост автомобильного рынка возобновится во второй половине года, когда возобновятся интенсивные корпоративные продажи и опустится валютный курс.
То есть, по мнению операторов рынка, для беспокойства пока нет причин. Во всяком случае, пока. Но и откладывать решение давно назревших проблем (с «еврономерами») дальше уже некуда. И по этим причинам, на рекордный рост продаж также рассчитывать не приходится.
Чем удивил 2017 год и что принесет 2018-й для авторынка. Мнения операторов
Крупнейшие автомобильные операторы в Украине по итогам 2017 года
|