Как уже сообщал AUTO-Consulting, либерализация импорта подержанных автомобилей, которую предлагают в законопроекте №3251, приведет к многократному падению легального автомобильного рынка, окончательной остановке всех сборочных производств автомобилей в Украине, сворачиванию работы официальных импортеров и дилеров. Мы много публиковали различных мнений на сей счет. Но аналитики международного холдинга "Атлант-М", который работает на рынках трех стран России, Украины и Беларуси, прогнозирует еще одно неожиданное последствие - обвал курса гривны. И такие примеры уже были. |
Вначале небольшой эпизод из истории соседнего автомобильного рынка – белорусского. С 1 января 2010 г. в Беларуси в связи со вступлением в Таможенный Союз были резко увеличены (унифицированы с российскими) ставки пошлин на импорт автомобилей для юридических лиц. При этом для физических лиц был установлен льготный переходный период сроком на полтора года – до 1 июля 2011 г. пошлины для них не увеличивались.
По мере приближения этой даты ввоз автомобилей из Европы физическими лицами возрастал лавинообразно. При обычном объеме импорта порядка 100 тыс. подержанных иномарок в год только за первое полугодие 2011 г. было ввезено около 200 тыс. автомобилей. В последние месяцы импорт фактически был ограничен лишь пропускной способностью таможни и служб регистрации автомобилей. В течение шести месяцев 2011 г. на импорт подержанных автомобилей граждане Беларуси вывезли из страны порядка 2 млрд. долларов. Для этого физические лица конвертировали в валюту свои рублевые сбережения, снимали банковские вклады в рублях и в валюте, брали рублевые кредиты и также конвертировали в валюту.
Уже в марте 2011 г. курс белорусского рубля рухнул. В течение нескольких недель были введены всевозможные ограничения на конвертацию, возникла множественность валютных курсов, значительные проблемы возникли у участников внешнеэкономической деятельности, многие банки задерживали выдачу депозитов. Ситуацию удалось стабилизировать лишь в сентябре, но за это время официальный курс доллара вырос с 3 тыс. до 9 тыс. белорусских рублей – втрое. При этом в 2011 году внешнеэкономическая ситуация для Беларуси в целом была благоприятна, у основного экономического партнера- России - шел рост экономики, а российский рубль укреплялся к доллару.
В Украине последствия окажутся намного хуже. Во-первых, в Беларуси до упомянутого повышения пошлин они в течение многих лет были на низком уровне, цены на автомобили также были низкими, и автопарк быстро обновлялся. В Украине сейчас ставки пошлин и акцизов на подержанные автомобили достаточно высоки, а потребность в обновлении парка автомобилей колоссальна.
Действительно, в 2006-2008 гг. рынок новых автомобилей составлял в среднем 550 тыс. штук в год. В 2009-2013 он обрушился до средних значений около 200 тыс. в год, а в 2014-2015 – еще в несколько раз. По самым скромным оценкам, накопленная нереализованная потребность в обновлении парка у украинских автовладельцев (многие из них когда-то купили новый автомобиль, но не смогли его поменять за эти годы из-за падения доходов) – порядка 1,5 млн. автомобилей.
Представим ситуацию, при которой в Украину в течение двух лет действия низких ставок акцизов будет импортировано хотя бы 1 млн. подержанных автомобилей (по 500 тыс. в год). Естественно, значительная часть из них будет малолитражками среднего возраста около 5 лет, но многие ввезут и автомобили подороже. Суммарный объем вывоза валюты можно оценить как минимум в 7-8 млрд. долларов.
Для сравнения, на 1.12.2015 все валютные банковские депозиты населения в Украине составляют около 9 млрд. долл. (в начале 2014 г. было 23 млрд. долл.) Депозиты в гривне в пересчете на валюту – еще около 7,5 млрд. долл. (было 32 млрд. долл.) Отток существенной части этих депозитов окончательно обрушит ресурсную базу банков и приведет к цепной реакции банкротств в банковской системе.
Кроме того, емкость финансового рынка Украины сейчас настолько низка, что даже кратковременный скачок спроса на валюту приводит к значительным колебаниям курса гривны. Здесь же речь пойдет о долгосрочном росте спроса на валюту, который можно будет удовлетворить только постоянными валютными интервенциями НБУ. Все золотовалютные резервы Украины сейчас – около 13 млрд. долларов, но из них на поддержку валютного рынка направить можно лишь небольшую часть – остальное необходимо для обслуживания внешнего долга. Поэтому очередной обвал гривны станет неизбежным.
Рассчитывать на сильное пополнение государственной казны за счет акцизов при этом не приходится. По предлагаемому законопроекту акцизный сбор для автомобиля с популярным объемом двигателя 1,4 л. старше 5 лет составит всего 88 евро (сейчас для автомобилей старше 5 лет – 2465 евро, до 5 лет – 1914 евро). Для автомобиля с двигателем 2 л. будет 534 евро (сейчас 4882 и 3286 евро соответственно). Вероятно, 200-300 миллионов евро за два года в бюджет поступит, но это неизмеримо мало по сравнению с негативными эффектами - считают аналитики холдинга "Атлант-М"
К каким еще последствиям приведет снижение акцизов на бу автомобили
|