Как сообщил AUTO-Consulting президент Корпорации «Эталон» Владимир Бутко, белорусские партнеры-поставщики без предупреждения подняли цены на комплектующие. В результате, цена стала на $35 тыс. больше. Что, в конечном итоге, оказалось критическим для потенциальных заказчиков. В "Эталон" тогда приняли решение разрабатывать собственную платформу для троллейбуса. Его конструкция во многом родственна с решениями, примененными на автобусах А11110 «Ромашка», выпускаемых предприятием "Эталона".
Но в "Белкоммунмаш" считают по-другому. Как сообщает сайт Naviny.by, в 2010 году «Белкоммунмаш» и украинская компания «Эталон» заключили соглашение о совместной сборке белорусских троллейбусов в Чернигове. «Белкоммунмаш» передал заводу конструкторскую документацию, технологии, помог наладить процесс сборки техники на основе белорусских машинокомплектов. Украинская сторона, в свою очередь, создала новые рабочие места, использовала украинские комплектующие и самостоятельно устанавливала цены на конечный товар. Всем было выгодно.
Цена машинокомплекта для Чернигова, как пояснили на «Белкоммунмаше», была более чем привлекательной. Стоимость, правда, журналисту не назвали, сославшись на коммерческую тайну.
Троллейбус "Белкоммунмаш" мод. 321
Троллейбус Т12110 "Барвинок"
В январе 2012 года был заключен новый договор на три машинокомплекта. Как пояснили на «Белкоммунмаше», с учетом того, что процент локализации производства на Черниговском заводе увеличивался, цена каждого из машинокомплектов в новом контракте оказалась ниже, чем в первом. В "Белкоммунмаш" подчеркивают, что с оплатой украинская сторона не торопилась, а машины с белорусской помощью все же были собраны под маркой «Эталон-Белкоммунмаш». Украинские специалисты, что называется, общими усилиями смогли освоить технологию сборки белорусских троллейбусов. Но от дальнейших закупок машинокомплектов украинская сторона отказалась.
Начальник бюро маркетинговых коммуникаций УВЭД ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» Анастасия Цвирко опровергает информацию о неожиданном увеличении стоимости машинокомплекта. Стоимость машинокомплекта действительно увеличилась, но не на 35 тысяч долларов, а на 9500. Произошло это в сентябре 2012 года не по нашей прихоти, а по причине удорожания комплектующих, закупаемых нашим предприятиям у других поставщиков. Это объективная реальность, которая всегда предусматривается сторонами при заключении договора».
Кроме того, в "Белкоммунмаш" отмечают, что по условиям лицензионного соглашения компания не имеет права производить троллейбусы самостоятельно на протяжении пяти лет с момента прекращения действия договора с «Белкоммунмашем». Украинская компания получила право пользоваться технологической документацией по сборке троллейбусов и обязана соблюдать лицензионные права «Белкоммунмаша». В добавок, белорусы намерены отстаивать свои права в суде.
AUTO-Consulting отослал запросы прокомментировать такие жесткие обвинения и в корпорацию "Эталон" и в НИИ, в котором разрабатывали украинский троллейбус. Ответы мы пока не получили, но, полагаем, что "Эталон" найдет аргументы.
Справедливости ради заметим, что не со всем сказанным представителем "Белкоммунмаша" редакция полностью согласна. Документацию на украинский троллейбус "Барвинок" действительно разрабатывали во львовском НИИА "Эталон", сообщил нам ведущий конструктор Борис Королевич. При внешнем компоновочном сходстве белорусского троллейбуса 321-ой модели и украинского "Барвинка", отличия все же есть. На фото видно, что отличается и оформление задней части и конфигурация дверей, и оформление верхней части со штангами. Кроме того, белорусский троллейбус имеет обтекаемый передок, а "Барвинок" прямолинеен, как автобус "Ромашка".
Познакомиться с технической "начинкой" и компоновкой салона AUTO-Consulting пока не имел возможности. Да и во время презентации троллейбуса, перед его был закрыт накидкой, которую журналистам не разрешили снять. Сходства в компоновке при желании можно найти и с моделями других производителей, поскольку автобусно-троллейбусный дизайн сейчас мало чем отличается.
Конечно, возмущения и опасения белорусских производителей понять можно. и не исключано, что они вполне оправданы Но при желании можно отыскать сходстве самих же моделей "Белкоммунмаша", например, с VanHool. Даже гордость минчан - футуристический троллейбус модели 42003А имеет ряд подобных решений с бельгийским ExquiCity. А вот насколько "Эталон" ограничен лицензионным соглашением и сможет ли выпускать троллейбусы, мы надеемся услышать от самой корпорации.
Инф. AUTO-Consulting
|