Но инструментальный контроль нужен не только для «галочки», но и для себя, поэтому практически каждая уважающая себя станция технического обслуживания (СТО), стремящаяся организовать обслуживание и ремонт автомобилей на самом высоком уровне, должна иметь собственную линию инструментального контроля. Все дело в том, что инструментальный контроль позволит выявить все неисправности, а не только те, которые заметил владелец автомобиля. Если хотите, то это гарантия того, что автомобиль, который отремонтировали на СТО - полностью исправен.
В Украине линии инструментального контроля при СТО пока мало распространены. Тем не менее, борьба за клиента требует расширения видов деятельности СТО и предлагаемых ими услуг. Каждого клиента нелегко заставить пройти все диагностические стенды в отдельности, да и времени это займет слишком много. С другой стороны, если не провести диагностику, то нет 100%-ой уверенности, что автомобиль выедет из СТО без неисправностей. Своеобразным компромиссом являются линии инструментального контроля.
Огромную помощь в оснащении станций технического обслуживания на нашем рынке предлагает компания Роберт Бош ЛТД – заслуженный (авторитетный) лидер в производстве диагностического оборудования для автосервиса.
Для проведения работ по инструментальному контролю фирмой Bosch создана специальная линия. Она представляет собой комплект оборудования, который позволяет в полном объеме проводить проверку технического состояния автомобиля и работоспособности его систем. В состав линии входят:
стенд для анализа отработанных газов бензиновых и дизельных двигателей ESA-260;
диагностическая линия SDL-260;
прибор для проверки света фар EFLE-61;
система дистанционного управления процессом проведения технического осмотра. Дополнительно могут устанавливаться система отсоса отработавших газов фирмы Fisher и стенд для проверки люфтов подвески ATZ-15.
Работа линии
Технологический процесс проверки состояния автомобиля на линии инструментального контроля Bosch продуман с высокой точностью. Он учитывает все нюансы и особенности проверки автомобилей различных марок и моделей. Проверка техсостояния автомобиля начинается с ввода информации о клиенте и его автомобиле в базу данных линии. После этого, пока двигатель автомобиля еще не остыл, на стенде ESA 3.250 осуществляется контроль токсичности отработанных газов на разных режимах работы двигателя автомобиля. Эта операция очень важна, так как отработанные газы – это носитель информации о работе двигателя и его систем. С ее помощью пользователь линии инструментального контроля – специалист-диагност, может с высокой точностью определить состояние двигателя, работоспособность его систем и установить существующую неисправность.
После двигателя проверке подвергаются фары автомобиля. Эта операция проводится при помощи прибора EFLE-61. Его технические особенности - оптическое визирование и простая установка проверочного экрана в зависимости от высоты фар от земли, что гарантирует точную регулировку фар всех типов. Кроме проверки правильности установки фар по принципу «граница свет-тень», прибор EFLE-61 дает возможность оценивать силу света всех типов фар. Информация о результате проверки вносится в общий итоговый протокол линии.
Неотъемлемая часть проверки на линии – визуальный осмотр автомобиля. Осуществляется он с целью выявления неисправностей, вызванных механическими повреждениями кузова и других элементов автомобиля, негерметичностью прокладок и т.д. В программное обеспечение SDL-260 включен настраиваемый блок протокола визуального осмотра. Любые дополнительные пункты могут быть добавлены или исключены из протокола визуального осмотра по желанию клиента.
Для проверки ходовой части автомобиля используется диагностическая линия SDL-260. Это самая современная диагностическая линия для проверки легковых автомобилей и грузовиков малой грузоподъемности (нагрузка на ось до 2000 кг).
На мониторе линии измеренные значения тормозного усилия, бокового увода, состояние подвески и амортизаторов показываются в виде гистограмм или в более удобном для анализа графическом виде. Полная диагностика автомобиля осуществляется как в ручном, так и в автоматическом режиме под управлением ПК. Одно из требований, которые предъявляются к линиям инструментального контроля – большая производительность, т.е. малые затраты времени на проверку одного автомобиля. Удовлетворить эти требования создателям линии SDL-260 удалось с оценкой «отлично». Время выполнения всего диагностического цикла с распечаткой результатов не превышает 5 минут (!). Испытание всех систем автомобиля проводится в нескольких режимах, имитирующих практически все дорожные условия, что позволяет получить точную и полную оценку.
В состав SDL-260 входит следующий комплект оборудования:
измерительная стойка;
тормозной стенд;
стенд для проверки амортизаторов;
стенд для оценки углов схождения колес автомобиля при измерении бокового увода.
Тормозной стенд проводит следующие измерения:
сопротивление свободному качению;
овальность тормозных барабанов;
текущие и максимальные тормозные силы на колесах;
неравномерность тормозных сил;
усилие, прикладываемое к педали тормоза;
индикация времени срабатывания тормозной системы.
На стенде для проверки амортизаторов осуществляются следующие операции:
контроль амортизаторов по методу EUSAMA;
взвешивание автомобиля;
передача полученной информации в измерительную стойку линии для расчета удельных тормозных характеристик.
Проверка работы подвески осуществляется после установки колес автомобиля на специальные демпфирующие площадки. Стенд в автоматическом режиме измеряет нагрузку на каждое колесо и ось, и выдает информацию на экране монитора. Далее стенд имитирует движение автомобиля по дорожным неровностям на различных скоростях, проверяя при этом работу амортизаторов и, соответственно, сцепление колес с дорогой.
Стенд контроля схождения проводит контроль динамического увода колес всех осей автомобиля. Оператору линии при проведении этой проверки не требуется устанавливать на колеса автомобиля специальные датчики. Достаточно со скоростью пешехода проехать по контрольным площадкам линии, и результат выводится на мониторе стенда мгновенно.
Для оценки (определения) наличия люфтов в ходовой части используется стенд ATZ-15. В его конструкцию входят две подвижные платформы, которые монтируются на осмотровой канаве. На них проводится осмотр автомобиля, а результаты осмотра вносятся в общий протокол визуального осмотра.
Все изменения, проведенные на линии соответствуют требованиям ДСТУ 3649-97 (введен в действие с 01.01.99). Качество всего оборудования входящего в состав линии подтверждено соответствующими сертификатами Госстандарта Украины.
Программное обеспечение всего оборудования диагностической линии русифицировано.
Аналогичный комплект оборудования компания Bosch разработала для проверки грузовых автомобилей.
Специалисты компании «РОБЕРТ БОШ Лтд» участвуют в разработке проекта линии инструментального контроля, предоставляют установочные чертежи на все компоненты, проводят монтаж и обучение персонала клиента.
По всем вопросам обращайтесь в Bosch Украина: www.bosch.ua
|