В рабочее и не совсем праздничное состояние участников Круглого стола привел доклад директора ИАГ AUTO-Consulting Олега Омельницкого. По данным AUTO-Consulting, наш автомобильный рынок сегодня находится по объемам продаж новых авто в 1969 году.
Украинский авторынок провалился в 1969 год. Инфографика
В Украине вырос уровень автомобилизации. Лидирует Киев
Какие автомобильные марки покинули Украину в 2015-м
Собственно, статистика падения продаж по сравнению с прошлым годом не стала ни для кого новостью. Все импортеры и дилеры сами отлично знают свои объемы реализации. Но результат по итогам года в 46 443 автомобиля не вызывает оптимизма и заставляет искать новые пути и подходы для ведения бизнеса. Успешного ведения бизнеса.
В Украине, по данным AUTO-Consulting, на 1000 человек населения приходится 202 авто. При том, что в Европе этот показатель - 400-600 автомобилей на 1000. Не смотря на такой потенциал нашего рынка, продажи не растут. И что можно сделать, чтобы их оживить, как раз и обсуждали на Круглом столе. Или, как сейчас модно говорить, искали драйверы роста рынка.
По мнению генерального директора Всеукраинской Ассоциации Автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, в ближайшее время отмены акцизов на импорт б-у автомобилей не произойдет.
В то же время, генеральный директор компании «Виннер Импортс Украина» Петро Рондяк, наоборот, видит в торговле подержанными авто один из драйверов рынка. По его мнению, это хороший бизнес для автодилеров.
Петро Рондяк: в автобизнесе мы, как серферы – ждем новой большой волны
Правда, для успешной работы, автомобильным трейдерам необходимы законы о трейд-ин и о комиссионной торговле. Без них в нынешних условиях легально заниматься таким бизнесом очень сложно. В частности, сообщил AUTO-Consulting Олег Назаренко, из-за отмены справок-счетов, комиссионная торговля через автосалоны сегодня фактически остановлена.
Для того, чтобы восстановить бизнес по продажам автомобилей с пробегом, считает глава правления ВиДи АвтоСити Артем Ткаченко, понадобится пару месяцев. Между тем, по его информации, в Москве сегодня каждый четвертый автомобиль с пробегом продается официально. В Киеве, для сравнения, - примерно каждый десятый. А по Украине едва наберется и 5% таких сделок.
По мнению главы представительства «Пежо Ситроен Украина» Лоика Сибрака, опыт Франции говорит о том, что правильный закон о трейд-ин – это самый реальный драйвер авторынка.
Еще один драйвер роста для импортеров и дилеров – развитие сервиса. И не того сервиса, к которому привязаны гарантийные клиенты. А постгарантийного. И это очень сложная, но важная задача: привлекать на фирменные СТО владельцев старых машин. С учетом того, что по данным AUTO-Сonsulting cредний возраст автомобилей у нас в стране больше 19,6 лет, - это очень перспективно.
Заместитель председателя правления Корпорации УкрАВТО по производству Олег Папашев уверен, что один из важнейших драйверов рынка – национальный автопром. Ведь если у людей будет рабочее место и зарплата, у них будут деньги на покупку нового автомобиля. Как отметил господин Папашев, что бы там не говорили о продукции ЗАЗа, среди тех 4,1 млн. автомобилей, которые, по данным AUTO-Consulting, были проданы автобизнесменами в Украине за годы независимости, каждый четвертый – производства ЗАЗ.
Но сейчас, по мнению заместителя главы Ассоциации УкрАвтоПром Ефима Хазана, у нас в стране нет никаких стимулов для того, чтобы развивать производство и увеличивать продажи. Государственная политика налогообложения к этому не мотивирует.
Одним из драйверов рынка могло бы стать банковское кредитование покупки нового авто. Как это было в 2008 году. Но сегодня его нет.
Среди возможностей для увеличения продаж, Артем Ткаченко видит ввоз в Украину электромобилей. По его мнению, мы не на пороге эры электромобилей. Она уже началась. Но без участия официальных импортеров и дилеров. Хотя, электромобили – это, по мнению господина Ткаченко, принципиально другой автомобильный товар, который открывает новые перспективы и поможет привлечь новых покупателей.
В то же время, глава представительства «Рено Украина» Яна Миненко сообщила AUTO-Consulting, что Renault не планирует поставки в Украину электромобилей. У этого вида транспорта в Украине, нет, в отличие от Европы, поддержки государства. И нет соответствующих налоговых льгот. Хотя, считает Яна Миненко, государство должно было бы быть заинтересовано в поставках электромобилей. Ведь они способствуют энергосбережению и энергетической независимости страны.
Кроме того, по мнению госпожи Миненко, «серые» поставки электромобилей, которые сегодня существуют в Украине, подрывают имидж брендов. Ведь для этих авто нет гарантии и специального качественного сервиса.
В целом с госпожой Миненко согласна и директор компании «Фалькон-Авто» Нина Васадзе. Она считает, что наша страна еще не готова к приему электромобилей. И у нас эра электромобилей наступит не раньше, чем через 3-5 лет. По словам госпожи Васадзе, Израиль уже вложил на государственном уровне около $300 млн. в популяризацию электромобилей. Но бума на этот вид транспорта там пока нет.
Не говоря уже о том, что на государственном уровне не решены многие вопросы. Например, утилизации батарей и мощности электросетей, которые выйдут из строя, когда много электромобилей одновременно встанут на зарядку.
Об интересном факте упомянул Олег Папашев. В частности, он сказал, что Запорожский автозавод готов хоть завтра серийно начать выпуск электромобилей. Опыт у завода уже есть. По заказу западных компаний ЗАЗ в свое время делал 1500 электромобилей на базе «Таврии» для экспорта в Швейцарию и Германию. Есть у завода и разработки электромобиля на базе Lanos Pickup, но при нынешнем уровне технологий, электромобили получаются на 60% дороже серийных авто и поэтому, мало кому интересны.
Какие бренды выросли на падающем рынке? Секреты продаж в кризис
Украинский авторынок опустился на 25-е место в Европе. Инфографика
Где лучше всего покупают авто в Украине. Инфографика
Так же считает и генеральный директор компании «АвтоКапитал» Ярослав Пригара. Он сообщил AUTO-Consulting, что в нашей стране сегодня электромобили не только технически не эффективны и экономически не целесообразны, но даже не экологичны. Ведь 80% электроэнергии в Украине вырабатывается из угля. И еще не известно, что будет в конечном итоге более дружественным к природе.
Участники Круглого стола высказали надежду на то, что озвученные здесь идеи услышат представители власти. Ведь все обсуждения транслировались в прямом эфире. Правда, сказать, насколько надежда быть услышанными оправдана, - сложно. В прошлые годы, когда поводились такие масштабные мероприятия с участием основных операторов автомобильного рынка, на Круглых столах всегда присутствовали представители профильных министерств. В этом году, от власти и чиновников не было никого. Поэтому, к сожалению, приходится признать правильным тезис генерального директора компании «Прайд Моторс» Сергея Дашко о том, что власть и авторынок живут разными жизнями. Каждый – своей. А в развитии государства и рынка нет логики. Поэтому, вероятность того, кто в итоге выживет, у авторынка сегодня меньше. Хотя, по мнению Артема Ткаченко, автомобильный дилер не только может, но и обязан уметь выживать без продажи новых авто. Как те СТО, которые выживают, не торгуя новыми автомобилями.
Другое дело, что не нужно доводить автомобильный бизнес до состояния, когда ему приходится бороться за жизнь. При том потенциале, который есть у украинского рынка, этот бизнес должен не выживать, а развиваться. Для этого, считает Сергей Дашко, импортерам и производителям надо постараться впервые за 25 лет объединить усилия. Хотя, в 2014-м году подобная попытка уже была.
Украинский авторынок начал 2016 год с роста на 19%
130 лет назад началась автомобильная эра
|