"Мы ведь не член ВТО, мы можем себе это позволить", - подчеркнул премьер. "Но вместе с тем, мы не хотим подрывать ваш бизнес в России, приходите к нам и разворачивайте здесь свое производство", - заявил глава правительства, обращаясь к представителям зарубежных автопроизводителей.
Однако, по словам Путина, западные компании должны не просто открыть свой завод. "Мы хотим, чтобы вы, когда придете со своим производством, постепенно передавали технологии, навыки, повышали уровень производительности труда, повышали уровень технической подготовки российских специалистов", - отметил преьмер, добавив, что все это должно быть предусмотрено в контрактах, которые подписывает Минпромторг с иностранными автопроизводителями.
Путин отметил, что Россия заранее, за несколько лет объявила зарубежным автопроизводителям, заинтересованным в российском рынке: ребята, давайте жить дружно. "Вы понимаете, что ни одна страна, тем более Россия, не позволит, чтобы вы сбрасывали на наш рынок хлам, и превращали Россию в помойку своей отработанной техники", - подчеркнул Путин. Между тем, российские власти понимают, что, с одной стороны, российский потребитель пока нуждается в зарубежной продукции, а с другой стороны, производители машин "не могут сразу заскочить на российский рынок и развернуть производство", отметил российский премьер.
Тем временем, Министерство промышленности и торговли подготовило и передало на согласование в другие ведомства новые правила режима промсборки, рассказал на форуме «Ведомостей» «Автомобильный бизнес — 2010» директор департамента автопрома и сельхозмашиностроения Алексей Рахманов. Он рассчитывает, что согласование завершится уже через 1-1,5 месяца, после чего работающим в России автопроизводителям будет предложено подписать дополнения к договорам по промсборке.
Режим промсборки действует с 2005 г. Он позволил импортировать комплектующие для сборки автомобилей по ставке 0-5% вместо 5-15%. Для этого компании должны выпускать не менее 25 000 автомобилей в год, а через три года после начала действия договора создать производство полного цикла со сваркой и окраской кузовов и постепенно сократить перечень ввозимых компонентов на 30%. Договоры действуют семь лет с начала производства, подписать их можно было до ноября 2007 г., этой возможностью воспользовались 17 компаний (см. таблицу).
Новые условия гораздо жестче, следует из презентации Минпромторга, разосланной производителям в августе (копия есть у «Ведомостей»). Чтобы получить льготы, необходимо иметь производство не менее 300 000 автомобилей в год, локализовать производство двигателей и/или коробок передач (от 200 000 в год), создать в России производство кузовной штамповки, а также открыть центр разработок и инжиниринга (R&D).
К уровню локализации производства предъявляются отдельные требования, причем впервые четко определено, что это такое (см. врез). Уровень локализации в среднем по модельному ряду завода на шестой год после заключения соглашения должен составлять не менее 60%. Наконец, в создание производства нужно вложить не менее $750 млн, а в модернизацию существующего — не менее $500 млн.
Эти обязательства может взять на себя и консорциум производителей, говорится в презентации, но определения консорциума в ней нет.
Государство не собирается отменять действующий порядок промсборки, подчеркнул Рахманов: подписание новых договоров будет добровольным с теми компаниями, которые такие соглашения уже заключили. Однако сроки действия некоторых договоров подходят к концу, напомнил он, а новые позволят продлить нынешний порядок импорта комплектующих на семь лет.
Новым требованиям удовлетворяют консорциумы «АвтоВАЗ» — Renault — Nissan и «Соллерс» — Fiat, а в перспективе, возможно, Volkswagen, говорит директор российского представительства A. T. Kearney Евгений Богданов. Согласно бизнес-плану «АвтоВАЗа» к 2014 г. он будет производить 830 000 автомобилей (вместе с собираемыми для Renault и Nissan), у него уже есть научно-технический центр, производство двигателей и штамповки. «Соллерс» и Fiat намерены в 2012 г. запустить производство легковых автомобилей в Набережных Челнах мощностью 300 000 машин с возможностью расширения до 500 000, предприятие будет выпускать и двигатели, а производство штамповки уже создается.
Будет запущен и R&D-центр, обещает представитель «Соллерса». «АвтоВАЗ» и «Соллерс» новые условия устраивают, говорят их представители. Интерес есть и у Hyundai, которая хочет расширять свои мощности в России (осенью компания запустит завод в Санкт-Петербурге мощностью 150 000 автомобилей).
По инф. "Ведомостей"
|