Но и это еще не все. Среди автопроизводителей СНГ, лишь КРАЗ не расширил свое присутствие на нетрадиционные сегменты рынка, а продолжает делать только ту продукцию, какую он делал при СССР. Нет заметных продвижений и с освоением производства новой кабины, тогда как МАЗ, КАМАЗ и УРАЛ представили и серийно выпускают обновленные кабины повышенной комфортности.
Показательно и то, что КРАЗ почти единственный завод в СНГ, который не применяет ноу-хау ведущих западных автопроизводителей. МАЗ создал СП с MAN, УРАЛ с IVECO, а КАМАЗ активно заимствует западный опыт, адаптировав моторное, штамповочное и другие производства под современные требования.
История
Здесь можно было возразить и вспомнить про СП «IVECO-КРАЗ», которое функционировало в Кременчуге. Да, действительно, такое СП существовало и степень локализации выпуска IVECO TurboDaily в Кременчуге в 1998-1999 годах была на таком уровне, какого не было ни в Запорожье, ни в Симферополе, ни на многих российских СП. «IVECO-КРАЗ» вело сварку кузовов, окраску, сборку и даже устанавливало коробки передач украинского производства. Тем не менее, этот проект по инициативе итальянцев был свернут и производство переехало в Запорожье, но уже без приставки «КРАЗ». Сам же АвтоКРАЗ не только лишился стратегического партнера в лице IVECO, но лишился заказов на сварку, окраску и сборку кузовов для СП. Заметим, что и никакого ноу-хау в Кременчуге то же не переняли.
В 1998-1999 году АвтоКРАЗ решается собирать турецкие IVECO-Otoyol, абсолютно без поддержки IVECO. Предполагалось собирать средние грузовики и автобусы М29. Был даже показательный пуск, но…перед стартом проекта никто не поинтересовался ситуацией на рынке, потребностью и дилерской сетью. В итоге, проект благополучно был забыт. Но, в том же 1999 году в Украине началось производство автобуса малого класса «Богдан» на шасси Isuzu, кстати то же с турецкого завода. Почему-то проект «Богдан» стал одним из самых успешных в Украине и эти автобусы производят сотнями. На КРАЗе уже был готовый автобус Otoyol, с отработанной конструкцией. Цена его была схожа с «Богданом», но…
Турки тогда ушли и создали СП в Узбекистане «УзАвто» в Самарканде и успешно насыщают Среднюю Азию своей техникой. Даже в Украину поставляют автобусы узбекской сборки. И что удивидельно, их берут.
Сначала итальянцы, теперь турки…Репутация АвтоКРАЗа оставляет желать лучшего. Например, есть случаи, когда предприятие в нарушении договоров отказывается платить. А такое, еще ни одну компанию не украшало.
Модельная политика
Традиционно, КРАЗ выпускал самосвалы, тягачи и шасси для спецтехники. Во времена СССР, его техника имела большую грузоподъемность, чем МАЗ и КАМАЗ и работала в более тяжелых условиях. Отдельно, следует выделить полноприводную и армейскую технику.
Что же КРАЗ имеет сейчас?
Опять же самосвалы грузоподъемностью 13-18 т,
шасси 4х2, 6х6,6х4,8х4,
седельные тягачи 6х6,6х4 и 4х2.
Есть в гамме сортиментовозы и лесовозы грузоподъемностью 10-12 т и 15-16 т.
Бортовые грузовики грузоподъемностью 5-15 т.
Выпускается и различная спецтехника, автокраны, бетоносместители и т.п.
Теперь проанализируем что же выпускает МАЗ.
Самосвалы грузоподъемностью 10-20 т с колесными формулами 4х2, 6х4, 6х6
Седельные тягачи 4х2, 6х4, 6х6, притом часть с моторами Евро-2 и соответствующими европейским нормам.
Сортиментовозы и лесовозы грузоподъемностью 13-25 т с колесными формулами 6х4 и 6х6.
Бортовые грузоподъемностью 4- 15 т.
Спецтехника, по гамме превосходящая КРАЗовскую.
А что выпускает КАМАЗ?
Самосвалы грузоподъемностью 13-18 т
Бортовые и седельные тягачи 4х2, 4х4, 6х4, 6х6
Лесовозы
Гамма спецтехники
Заметим, что КАМАЗ предлагает технику с двигателями Евро-1 и Евро-2. Например, седельный тягач с мотором Евро-2 и спальной улучшенной кабиной стоит в Укране $23000. Найдите что-то подобное у КРАЗа.
УРАЛ
УРАЛ сконцентрировался на полноприводной технике и конкурирует с КРАЗом в сегменте лесовозов, полноприводных шасси, самосвалах в том числе и с грузоподъемностью 18 т, а также в очень широком спектре спецтехники.
УРАЛ – единственный производитель, предлагающий шасси 8х8 г.п. 10 т. Но к чести КРАЗа следует заметить, что он предложил шасси 8х4 грузоподъемностью 18 т.
Теперь проанализируем, как же КРАЗ представлен в своих «коронных» сегментах в Украине за 5 месяцев 2003 года.
Самосвалы. У МАЗа 44%, у КАМАЗа – 37%, у КРАЗа – 18%.
Седельные тягачи. У МАЗА – 43%, у КАМАЗа – 7%, у КРАЗа – 0,9%.
Бортовые. У МАЗа – 51%, у КАМАЗа – 45%, у КРАЗа – 4%.
Лесовозы и сортиментовозы: У МАЗа –28%, у УРАЛа – 70%, у КРАЗа – 1%.
В спецтехнике позиции КРАЗа на родном рынке более чем скромные.
Возможно, КРАЗ оринтирован на российский рынок и там его позиции лучше? Так нет, там положение еже более удручающее. Может в других рынках СНГ КРАЗы представлены лучше? Так нет, там опять доминанта КАМАЗа, МАЗа и УРАЛа, а про КРАЗы здесь еще где-то помнят.
В чем же причина столь низких продаж КРАЗов? Причин очень много и мы посвятим им ни одну публикацию. Но в качестве илюстрации посмотрим на дилерскую сеть АвтоКРАЗа в Украине. А теперь попробуем сравнить ее с диаграмой продаж техники по областям и выясним, что дилеры зачастую находятся в тех регионах, где доля продаж грузовиков далеко не та, чтобы там открывать дилерский центр. Если внимательно вчитаться в список дилеров, то выясняется любопытная вещь. Кроме самого КРАЗа, остальные компании не являются мощными операторами на рынке грузовиков. Вывод напрашивается сам собой. КРАЗ до сих пор продает машины в Украине в основном сам. И это в условиях, когда МАЗ, КАМАЗ, УРАЛ и западные производители создали целые сети из дилеров…
Напомним, что АвтоКРАЗ стал инициатором антидемпингового расследования против импорта грузовиков из ряда стран. Дескать, демпингуют, не дают работать на родном рынке. Так вот, в случае введения спецпошлины на российскую и белорусскую технику всем покупателям придется ездить в Кременчуг со всех концов Украины.
|