Сбыт шин ROSAVA для легковых авто
|
2005 |
2006 |
2007 |
Внутренний рынок |
62% |
52% |
45% |
Экспорт |
38% |
48% |
55% |
При этом емкость рынка за этот период существенно не менялась и составляла порядка 4,4-4,9 млн. шин в год. А темпы прироста потребления этой продукции выросли всего на 1,78%. В то же время, соотношение между внутренними производителями и импортерами на рынке изменилось кардинальным образом. С 2005 г. по I полугодие 2008 г. доля украинских компаний («Росава» и «Днепрошина») сократилась более чем в 2 раза, с 64% до 30% (с 3,1 до 0,9 млн. шт.). Т.е. реализация отечественной продукции внутри Украины сокращалось на 700 тыс. шин ежегодно. Параллельно росла доля импорта – с 36% в 2005 г. до 70% в I полугодие 2008 г. (с 1,7 до 2,1 млн. шт.).
Как утверждают на «Росаве», белорусский импорт вырос с 15% до 21%. Согласно данным «Укрпромвнешэкспертизы», «Белшина», единственный белорусский поставщик шин в Украину, стабильно занижает цены на свою продукцию. Так, ее стоимость была ниже цен на белорусском рынке в 2005 г. – на 5,3%, в 2006 г. – на 14,3%, в 2007 г. – на 22,7%. При этом демпинг щедро покрывался растущим спросом: в 2006 г. выручка «Белшины» от реализации в Украине составила $8,3 млн., в 2007 г. - $13,8 млн., в 2008 г. – $20 млн.
«Таким образом, белорусский производитель намерено снижает свои экспортные цены методом галопирующего демпинга для завоевания большей доли украинского рынка, подрывает рынок и наносит ущерб украинским производителям шин», – говорится в заявлении «Росавы». Падение объемов реализации шин и появление существенных товарных излишков привело к весомому снижению объемов производства в 2007 г. Если в 2006 г. было произведено 4,8 млн. шин (что на 1,4% больше 2005г.), то в 2007г. было выпущено только 3,7 млн. шин, что на 22,8% меньше, чем в 2006 г. Соответственно сократилась и прибыль от реализации шин на внутреннем рынке, в 2007г. снизившись на 60 млн. грн.
Стоит отметить, что украинских производителей теснит не только белорусский конкурент. Импортные шины среднего ценового сегмента, которые всего на 100-150 грн. дороже отечественных аналогов, с каждым годом отвоевывают у них рынок. Среди них чешская Barum, российская Amtel, словацкая Matador и польская Debica. Место на рынке с ними делят крупнейшие мировые производители, представленные в премиум-классе, - французская Michelin, немецкая Continental (Barum, Semperit, Gislaved и др.), японская Bridgestone и американская The Goodyear Tire (бренды GoodYear, Fulda, Kelly и Sava). В конце 2008 г. о намерениях построить в Луганской области завод по производству шин заявило руководство финской компании Nokian Tyres. В целом на украинском рынке представлено более 25 разных торговых марок. В последнее время начал значительно расти импорт из Кореи, Китая и Японии, прежде всего таких корейских брендов, как Kumho, Nexen и Hankook (последний, кстати, недавно построил завод в Венгрии).
|