25 июня 2008 г. был проведен круглый стол на тему «Тенденции развития автомобильного рынка Украины. Сегмент импортируемых автомобилей», инициатором которого выступила компания «Атлант-М Китайские автомобили».
Круглый стол был инициирован с целью отследить существующие тенденции рынка и определить, способны ли оправдаться заявленные ранее прогнозы на 2008 год. Предполагалось, что в текущем году будет продано 700-750 тыс. новых автомобилей, прирост рынка составит 30-38 % по сравнению с 2007 годом. Однако, эти прогнозы могут и не оправдаться, не смотря на снижение ввозных пошлин с 25% до 10%. |
В круглом столе принимали участие Луань Чуньшэн, Торгово-экономический советник КНР в Украине, Дмитрий Барановский, Директор «Атлант-М Китайские автомобили», Руслан Негинский, Заместитель начальника отдела Управления кредитного партнерства «ВТБ Банк», Тарас Дмитрук, Начальник отдела по работе с корпоративными клиентами «Укрэксимбанк», Олег Большаков, Заместитель начальника управления факторинга «Укрэксимбанк».
После вступления в силу нового закона многие импортеры снизили цены на свои автомобили, что должно было привести к увеличению объема продаж. Однако этого не произошло, так как в период снижения пошлин государство начало работу по удержанию инфляционного процесса. Первым шагом стало ужесточение условий кредитования и повышение ставок. Вследствие задействованных механизмов, банки вынуждены повышать требования и усложнять процедуру проверок, что, в свою очередь, приводит к повышению числа отказов в кредитовании.
В 2006-2007 гг. имело место стремительное увеличение продаж новых автомобилей, благодаря упрощенной системе получения кредита. На данный момент рост замедлился, так как новые условия оформления снизили покупательскую способность населения: автомобили среднего и ниже среднего ценового сегмента стали не столь доступными для широкого потребителя, а основная доля продаж приходится именно на этот диапазон.
В связи с этим Дмитрий Барановский озвучил предположение, что по результатам 2008 года динамика рынка составит 15-18%, то есть будет продано порядка 620-650 тыс. новых автомобилей. Данный прогноз на 15-20 % ниже плана, составленного ранее.
Результатом данной тенденции может стать уменьшение поступлений в бюджет из-за снижения уровня продаж. Кроме того, компании-импортеры при невыполнении плана продаж и наличии избыточных остатков на складах, образовавшихся вследствие соблюдения объемов закупок, могут понести убытки.
По мнению Дмитрия Барановского, директора компании «Атлант-М Китайские автомобили», избежать подобного сценария развития событий вполне реально. Автомобиль – это залоговый объект, который, в случае не соблюдения выплат, легко возвращается в собственность кредитовавшего покупку банка. В ходе круглого стола была сформирована идея ранжирования товаров по ценности и возможности их возврата при не выполнении кредитных обязательств. Такое ранжирование по товарам могло бы привести к уменьшению рисков и потери банков и, вместе с тем, вернуть покупке автомобиля в кредит прежнюю привлекательность в глазах потребителя.
Еще одним фактором, способствующим выходу из создавшейся ситуации на автомобильном рынке Украины, Дмитрий Барановский называет развитие факторинга – новой для нашей страны схемы по работе и поддержке дилеров. Этот механизм позволяет как импортеру, так и дилеру, развивать бизнес без собственных инвестиций, используя кредитные ресурсы банков-партнеров. При этом гарантом выступает компания-импортер. Компания «Атлант-М Китайские автомобили» внедрила в свою работу систему факторинга с начала 2008 года. На сегодня 90% продаж дилерам компании осуществляется по данной схеме.
При условии реализации вышеназванных механизмов, участники круглого стола предполагают, что оптимистичные прогнозы, сделанные в начале года, оправдают себя, и предполагаемый темп роста рынка сохранится. Эта ситуация позитивно отразится не только на импортерах, но и на других операторах автомобильного рынка Украины.
|