Пандемия и карантин, спровоцировавшие экономический кризис, поставили европейских автопроизводителей в очень сложные условия. И причин здесь несколько. Это - угроза штрафов, угроза падения спроса и угроза потери рынка. Причем, все эти неприятности взаимосвязаны.
Как будут спасать транспортный сектор ЕС после карантина, чтобы избежать череды банкротств
Европейские автопроизводители возобновляют производство
Угроза штрафов
Об угрозе штрафов для автопроизводителей за несоответствие Зеленой программе ЕС, AUTO-Consulting уже рассказывал. С 1 января 2020 года в ЕС вступили в силу новые нормы вредных выбросов. Поэтому, если вкратце, то до конца нынешнего года автопроизводители должны обеспечить, в среднем, 95 граммов CO2 на километр для 95% новых автомобилей, которые они продают. И количество вредных выбросов, в пересчете на проданные автомобили должно уменьшаться ежегодно. А это плохо для немецкого автопрома. Мощные скоростные автомобили немецкой премиальной тройки - BMW, Daimler и Audi имеют большое содержание СО2 в выхлопных газах. А тотальный и быстрый переход на гибриды и электромобили потребует от этих производителей беспрецедентного уровня инвестиций. И при этом они подвергаются риску потери доли рынка в пользу электромобилей Renault/Nissan и Tesla. А в менее дорогом сегменте, и электрокаров из Китая.
Карантин, когда автосалоны и заводы не работали, а также ухудшение экономической ситуации сильно сократили объемы продаж новых более экологически чистых автомобилей. А ведь только в этом году, по правилам ЕС, каждый проданный автомобиль с выбросом CO2 50 г/км или менее (гибрид или электрокар), будет засчитываться автопроизводителям, как 2 авто с низким уровнем выбросов. В 2021-м эта цифра уменьшится до 1,67, а в 2022-м будет засчитываться, всего как 1,33. Такой постепенный переход давал автопроизводителям время для модернизации производства под более экологичные модели. В том числе - налаживания выпуска электрокаров. Реально же большинство автопроизводителей пока остановились на отметке 122 г/км, и до конца года вполне могут не успеть продать нужное количество чистых авто. А значит - их могут оштрафовать. И эти огромные штрафы приплюсуются к уже существующим потерям от пандемии.
Европейский автопром загнали в угол. Что ждет автомобильные компании в 2020-м
Угроза падения спроса
Продажи новых автомобилей (и с ДВС, и электрических) в ЕС катастрофически упали. Пока на 55%. А из-за остановки производства европейские заводы НЕвыпустили более 2,2 млн. авто. Не в пользу электрокаров сыграло и рекордное падение цен на нефть. Чтобы стимулировать покупку новых более экологичных автомобилей, немецкие автопроизводители предлагают правительству Ангелы Меркель поддержать программу утилизации. Как это было после кризиса в 2009 году. Но тогда эта программа не дала немецкому автопрому ожидаемых результатов. Она на 55% увеличила долю рынка иномарок в Германии.
Еще один интересный момент в том, что если в программу по утилизации включат и авто с ДВС, соответствующие нормам Евро-6d, то это может пойти вразрез с Зеленой программой ЕС. Хотя, немецкие автопроизводители уверены, что их новые ДВС еще не оценили по достоинству. В том числе и по их экологичности. Поэтому, помощь автопрому они связывают с экологическим прогрессом. В то же время, если в программе утилизации будут только электрокары, то это может подогреть спрос на Tesla. И немецких производителей автомобилей появится угроза потери рынка.
Что ждет авторынок. Прогноз европейских аналитиков
Как китайский авторынок отреагировал на окончание карантина
Угроза потери рынка
Несмотря на все перечисленные выше угрозы, ни один из европейских автопроизводителей пока официально не отменил и не перенес вывод на рынок новых моделей электрокаров. Ведь от своих программ по электрификации новых и существующих моделей автомобилей не отказываются в Китае. Не сбавляет темпов и Tesla. И в перспективе, их электрокары могут стать серьезными конкурентами и угрозой для электромобилей европейского, и в частности, немецкого производства. Тем более, что до сих пор существует зависимость европейского автопрома от импортных (преимущественно выпущенных в Китае) аккумуляторных батарей.
Правда, по последним данным, у Tesla тоже все не так хорошо. Завод, который Илон Маск строит под Берлином планировался еще тогда, когда европейский авторынок был другим - докарантинным. Теперь позиции Tesla на рынке ЕС могут измениться, ведь эта компания не входит в число немецких производителей. А значит - не может рассчитывать на антикризисную поддержку, которую получит немецкий автопром от правительства Германии.
Тем не менее, завод немецкий Tesla пока не уменьшает планы выпуска электрокаров Model 3 и Model Y. А они составляют - 500 тыс. авто в год. И, к слову, еще до начала работы этого завода, Tesla, по данным консалтинговой компании JATO, уже успела занять в прошлом году 43% европейского рынка электрокаров.
Сработали ли продажи автомобилей онлайн? Что показал первый опыт карантина
А в 300 км от завода Tesla, у Volkswagen в Цвикау уже возобновило работу огромное предприятие по выпуску электрокара ID.3 - конкурента Tesla Model 3. И если у Tesla, после окончания строительства завода, общий объем мирового производства превысит 1 млн. авто, то у VW, при выходе завода в Цвикау на полную мощность, он превысит 10 млн. автомобилей в год.
Но, впечатляющие цифры продаж электрокаров с этих заводов тускнеют, когда понимаешь, что все эти авто должны быть проданы в период экономического спада и безработицы. Хотя, с точки зрения экологии, абсолютно не имеет значения, каких электрокаров в ЕС будет продаваться больше - китайских, американских или немецких. Или может французских? На прошлой неделе Renault получил подтверждение о государственной поддержке в размере 5 млрд. евро. На государственную помощь рассчитывает и немецкий автопром. Так что, по большому счету, Зеленой программе ЕС в глобальном плане ничего не угрожает.
Как спасти автопром от последствий пандемии. В ЕС разработали план по выходу из кризиса
|