На сегодня на украинском рынке коммунального электротранспорта представлено 7 производителей, которые участвуют во многих тендерах. Это украинские «Богдан», ЛАЗ и днепропетровский «Южмаш», белорусские заводы МАЗ и «Белкоммунмаш», а также российский «Тролза» (г. Энгельс, бывший «ЗиУ»). Периодически в тендерах пытались участвовать и киевский «Авиант», а также модель совместного производства Черниговского автозавода и Белкоммунмаша. Но города сегодня выдвигают жесткие требования к закупаемым троллейбусам, которым соответствуют лишь 2-3 производителя.
Украинский рынок троллейбусов становится все интереснее, особенно в преддверии чемпионата Евро-2012. Всего по планам планируется закупить 700-800 троллейбусов – такого емкого рынка нет пока ни в одной стране СНГ, да и в Европе также. Но реальная картина закупок пока не такая радужная. Так, по данным AUTO-Consulting в 2010 году города закупили 26 единиц новых троллейбусов, из которых 22 единицы поставил «Богдан», 2 шт. российская «Тролза», по одному ЛАЗ и Южмаш.
Но уже в 2011 году ситуация резко изменилась. Так, общий рынок троллейбусов в Украине на середину года на основании тендеров оценивается около 400 штук, из которых 334 единицы поставит «Богдан», а 56 троллейбусов – ЛАЗ, и по несколько единиц «Тролза» и «Белкоммунмаш».
За счет чего же «Богдан» сумел стремительно вырваться в лидеры и уже занять 83% рынка? Как отмечают в AUTO-Consulting, основным преимуществом «Богданов» стала современная конструкция на уровне лучших мировых образцов в сочетании с самой привлекательной ценой на рынке.
Так, 18-метровый Богдан Т901.10 имеет высоту пола над уровнем дороги всего 350 мм, 4-х сдвоенные широкие автоматические двери и способен перевозить 184 пассажира. В качестве силовой установки в «Богдан» используют харьковские электродвигатели ЭД139АУ2 2х140 кВт. Независимая пневмоподвеска обеспечивает комфорт поездки, а для тяжелых условий «Богдан» могут комплектовать и моторным электротормозом, что позволяет без опаски эксплуатировать троллейбусы в горной местности без угрозы перегреть тормоза. К слову, именно эта особенность была дополнительным фактором, который позволил «Богдану» выиграть крымский тендер.
К тому же, энергия выделяемая при торможении может быть использована для питания отопителей, освещения и кондиционера. По оценкам специалистов, режим рекуперации позволяет экономить до 30% энергии.
Но главным конкурентным преимуществом «Богданов» стала цена. Так, «Богдан» Т901.10 по состоянию на май 2011 года стоил 3,1 млн. грн., что почти на 45% меньше, чем у основных конкурентов.
Троллейбусами «Богдан» заинтересовались и в Европе. В 2010 году было создано совместное предприятие в Чехии, которая издавна славится своими троллейбусами Skoda. Но чешские специалисты компании Cegelec отдали предпочтение именно «Богдану». В 2011 году оба партнера планируют реализовать 100 троллейбусов.
Стоимость евротроллейбуса – 280 тыс. евро, что минимум на 30% ниже аналогов других производителей в ЕС.
Сейчас подготовка украинских городов к Евро-2012 вышла на финишную прямую. Украинские заводы должны выпустить около 500 единиц троллейбусов для 5-и городов. Какими будут эти новинки мы увидим уже в ближайшее время.
|