Что же нового было в этом году в Москве? Автобусные заводы активно закрывают пустующие ниши. Так, и ЛАЗ и «РусПромАвто» и НефАЗ устремились в сегмент комфортабельных туристических автобусов. Напомним, что до сих пор в России лишь один «Волжанин» мог предложить туристический автобус европейского класса, базирующийся на агрегатах Scania, да МАЗ предлагал бюджетную версию МАЗ-152. Стоимость такого автобуса из Волжского – 180-190 тыс. евро, МАЗ-152 - ($104-131тыс. ). После Московского автосалона можно смело говорить, что теперь «туристы» есть у ЛАЗа (модель НеоЛАЗ-5208), у РусПромАвто (модель ГолАЗ-5290 «Круиз») и у НефАЗа (модель 52991). Все три новинки расположены в разных ценовых нишах, но нацелены на одного потребителя.
НЕОЛАЗ
Впервые на международной автомобильной выставке в Москве ЗАО «АвтоЛАЗ» представило новый туристический автобус «НеоЛАЗ». Благодаря сочетанию современного дизайна и современных технологий автобус создаст конкуренцию европейским аналогам. При проектировании лайнера использовалось трехмерное компьютерное моделирование. Автобус был разработан и изготовлен в кратчайшие сроки – всего за 8 месяцев. Заводские и сертификационные испытания нового автобуса завершаться к концу года. А первый «НеоЛАЗ» выйдет с конвейера в начале 2004 года.
Львовский автобусный завод более чем за сорокалетнюю историю всегда оставался лидером в области туристических автобусов (см. фото). Его модель, новейший «НеоЛАЗ» - лучшая на просторах СНГ.
Название «НеоЛАЗ» не стоит ассоциировать с названием всемирно известных лайнеров NEOPLAN. Приставка «нео» означает «новый», поэтому расшифровать «НеоЛАЗ» можно как «Новый ЛАЗ». «НеоЛАЗ» - это полутораэтажный автобус с высоким расположением пола, под которым размещены вместительные багажные отсеки. Автобус отличается от своих предшественников экстравагантным и современным дизайном, ни чем не уступающим европейским аналогам. Особенностями дизайна нового автолайнера являются скругленная центральная стойка, затемненные клееные стеклопакеты, носовая часть кузова, выполненная из стеклопластика, модная круглая оптика, боковые зеркала в виде «усиков». Для лучшей очистки лобового стекла в автобусе предусмотрено три стеклоочистителя – два нижних и один верхний. Пассажирские кресла в автобусе оснащены инерционными ремнями безопасности, откидными столиками и подножками. В комплектацию также входит аудио-видеосистема Blaupunkt, кондиционер, холодильник. Автобусы самой шикарной комплектации будут оснащены турбодизелем Mercedes – Benz OM 457 LA, мощностью 354 л.с. (Евро 3). На более дешевых комплектациях возможна установка двигателей, таких компаний как – MAN, Deutz, Raba.
Автобус разработан и изготовлен в кратчайшие сроки – всего за 8 месяцев. При проектировании лайнера использовалось трехмерное компьютерное моделирование (3-D). Заводские и сертификационные испытания нового автобуса должны завершиться к концу года, а первые товарные образцы ожидаются в начале 2004 года. Цена машины в зависимости от комплектации составит от 100 до 150 тыс. у. е.
Для сравнения, на той же выставке в Москве автобусы аналогичной конструкции представили три компании: «Русские автобусы» (ГолАЗ), Нефаз и «Волжанин». Заметим, что все три модели заметно проигрывают «Неолазу» как в дизайне, так и в качестве, но стоят значительно дороже. К примеру, ГолАЗ-5290 «Круиз», также базируется на агрегатах МВ, но стоит в простейшей версии $165000, Нефаз - $125000, притом он исполнен на агрегатах КАМАЗа, а «Волжанин» потянет с шасси Scania все 180000 евро. Есть еще МАЗ-152 с двигателем Mercedes по цене от $131 тыс. Вот он и станет основным конкурентом НЕОЛАЗа.
Таким образом, «Неолаз» имеет хорошие перспективы, чтобы быть востребованным на российском рынке.
Технические характеристики автобуса.
Кузов автобуса
Кузов:
- длина / ширина / высота, мм: 12 000 / 2 550 / 3 665;
- база, мм:………………………………......................…………………. 6 080;
- полная масса, кг,…………………………….................... не более: 18 000;
- максимальная скорость, км/ч:……………..................………………. 150;
- габаритный радиус поворота, м……………................. не более 12,5 м.
Двери:
- тип:………...................… плоскопараллельного типа, открытие наружу;
- механизм открывания:………….................…………... механизм "Festo".
Базовая комплектация:
- двигатель:……………….........................……… Mercedes-Benz OM 457 LA;
- коробка передач:………….........…. Mercedes-Benz GO 190-6, механическая, 6-ти ступенчатая;
- подвеска передняя / задняя: пневматическая, независимая / зависимая;
- тормозная система: "Knorr-Bremse" (Германия), электропневматическая, с электронным управлением, механизмы всех колес дисковые, с АБС и ПБС;
- рулевое управление: ZF Servocom, с гидроусилителем;
- шины: 295/80 R22,5, бескамерные.
Дополнительное оборудование:
- аудио-видеосистема;
- холодильник;
- мини-бар;
- туалетная комната;
- электростеклоподъемники.
ГОЛАЗ-5290 «Круиз»
>
О создании туристической модели в «РусПромАвто» задумывались давно. Первые попытки создать «турист» были предприняты в сотрудничестве с малоизвестноым восточноевропейским производителем. Однако потребители не хотели платить большие деньги шасси, которое у них не вызывало доверия. Нынешний 12-метровый «Круиз» создавался уже на агрегатах Mercedes-Benz и имеет кузов российского производства. В соответствии со стратегией «РусПромАвто», туристическую модель делают в Голицино, там же, где и различные междугородние модификации ЛиАЗов.
ГолАЗ-5290 полностью выдержан в слитистике европейских аналогов и его дизайн смело можно назвать уникальным. Он оборудован кондиционером, видеосистемой и способен перевозить 49 пассажиров. Двигатель Mercedes-Benz развивает 381 л.с. Объем багажных отсеков – 12 м3.
Впечатляет и цена в $165 тыс.
НефАЗ-52991
Весьма любопытную новинку привез в Москву НефАЗ. 12-метровый туристический автобус 52991, базируется на КАМАЗовском шасси 52975 и оснащен КАМАЗовским 360-сильным мотором. Автобус может перевозить 44 пасажира и укомплектован мощной отопительной системой, а также кондиционером, видио и аудиосистемой и т.п. Предварительно, стоимость НефАЗ-52991 составит около $120-125 тыс. Производитель намерен таким образом активно войти в данный сегмент рынка и позиционирует свой автобус для внутрироссийских перевозок.
Четко прослеживается сегментное размеживание новых «туристов». Так, НефАЗ и МАЗ-152 поведут борьбу в сегменте междугородних перевозчиков и как комфортабельный транспорт для больших российских (читай нефтяных) компаний. НЕОЛАЗ, «Волжанин» и ГолАЗ-5290 нацелены на междугородние и международные перевозки. Лучшим в классе пока является НЕОЛАЗ, да и цена его, учитывая комплектацию, пока вне конкуренции.
Городские автобусы.
В 2003 году городские машины представлены были у ЛИАЗа, МАЗа и «Богдана». Так, ЛИАЗ показал низкопольный городской автобус 5292 с формулой дверей 2+2+2, способный перевозить 115 пассажиров. Выставочный образец был оснащен двигателем Caterpillar мощностью 234 л.с. по сему и фигурировала огромная цена. Тем не менее, концепция низкопольного ЛИАЗа заслуживает уважения, а вот дизайн автобуса «тянет» едва на «тройку».
На пресс-конференции в Москве руководство «РусПромАвто» заявило, что в 2005 году они закроют все ниши автобусного рынка. Так, что на очереди – 15-метровый «трехосник».
Под маркой ПАЗ в Москве показали модель 3237 – низкопольный городской автобус малого класса, который уже можно было увидеть на SIA’2003. К сожалению, комплектация автобуса пока не позволяет сделать его дешевым и покупать такие машины смогут лишь в Москве и Петербурге.
«Богдан»
Промышленно-инвестиционный Холдинг «Богдан» атакует российский рынок. Так, на Московский «Автосалон-2003» привезли только новейшие «Богданы», которые закрывают практически все сегменты рынка в малом классе.
С прицелом для российского рынка был разработан «Богдан А092» с дизелем Isuzu Евро-3, который в отличии от «Богдан А091», имеет удлиненный кузов и ряд существенных инноваций. Кроме того, А092 соответствует нормам Евро-3, что открывает ему дорогу на российские маршруты. Новейшая разработка ПИХ «Богдан» - модель А061, которая представляет из себя укороченную модификацию популярного в Украине «Богдан А091».
Потребность в укороченной модели возникла в силу законодательных требований, которые регламентируют перевозку пассажиров на отдельных маршрутах только сидя. Соответственно, А061 может перевозить до 34 пассажиров и укомплектована дизелем 3,4 л (103 л.с.). Подкупает и стоимость. Так, в базовой комплектации «Богдан А061» стоит на $5000 дешевле, чем «Богдан А091».
Перспективная модель «Богдан А062» - еще один автобус малого класса, который предложат российскому рынку. Судя по реакции российских потребителей, «Богданы» произвели впечатления на россиян. Перевозчики оценили высокое качество исполнения, удобный салон, динамичный мотор и компоновку автобусов. Заметим, стоимость украинских автобусов с импортной агрегатной базой весьма привлекательна, учитывая расстановку сил на российском рынке, в частности, стоимость дизельных автобусов ПАЗ.
На данном этапе, российский рынок автобусов малого класса имеет существенную динамику, но в секторе 7-8 метровых автобусов активно представлены только устаревшие модели российского производства. «Богдан» в Москве продемонстрировал новые стандарты качества, к которым российские перевозчики, видимо, скоро привыкнут.
МАЗ
МАЗ показал на Автосалоне-2003 новую версию автобуса МАЗ-103, хорошо известного в городах России, Беларуси, Румынии и других стран. Это автобус МАЗ-103-065. От своего прототипа его отличает установка двигателя DaimlerCrysler OM 906LA/2 мощностью 180 кBт, соответствующего нормам Евро-3, автоматическая коробка передач Voith Diva 854.3E, дисковые тормоза, откидной трап для посадки инвалидов на колясках.
Еще одна автобусная новинка - модернизированный "15-ти метровый" трехосный автобус МАЗ-107-065. Модернизация заключалась в применении более современного двигателя OM 906LA мощностью 205 кВт, Евро-3 и автоматической коробки передач Voith Diva 3. Самое главное отличие нового автобуса - применение задней тележки собственной оригинальной конструкции. В тележке используется самоустанавливающаяся ось с принудительной блокировкой, что существенно повышает маневренность автобуса в городе, особенно при необходимости маневрировать задним ходом.
Были на Автосалоне и другие производители, в частности Мичуринский автобусный завод и турецкие производители, но им отведена эпизодическая роль на рынке.
Инф. "AUTO-Consulting"
|