После того, как несколько лет подряд первенство на украинском рынке китайских авто оспаривали Chery и Geely, в 2012-м ситуация разрешилась безапелляционной победой Geely. Но это, как говорят в Одессе, не новость. Есть вероятность того, что в 2013-м Chery может лишиться и почетного второго 2 места.
В прошлом году AUTO-Consulting рассказывал о тенденциях украинского рынка китайских авто. Тогда главным был вопрос: какой из китайских брендов станет третьим.
Какие авто выбирают украинцы: китайцы или россияне?
Какой «китаец» лучший?
Чтобы было понятно, вопрос этот связан не только с порядковым номером на пьедестале продаж. Чем больше объемы, тем лучше продавец может наладить сервис и поставку запчастей. Что, впоследствии, опять повлияет на увеличение продаж. А тем, у кого объемы продаж так себе, не только не выгодно вкладывать значительные средства в развитие качественного сервиса. Но зачастую и неоткуда эти средства брать. А значит, - если вы покупаете автомобиль популярного (хорошо продаваемого) китайского бренда, у вас больше шансов не разочароваться в покупке. И не только в первое время, а и в перспективе.
Мнения экспертов в 2012-м разделились. По той простой причине, что главными претендентами на третье место были BYD и Great Wall, которые совершили второй и более удачный заход на украинский рынок. В прошлом году коммерческий директор компании «Automotive Europe Corporation», официального импортера BYD в Украине Сергей Тысленко сообщил AUTO-Consulting, что, по его мнению, у BYD больший потенциал по соотношению – инновации, цена и качество. Осталось лишь нарастить узнаваемость бренда.
Не понятно, что не сработало у BYD из намеченного, но третьими по объемам продаж в Украине стали автомобили марки Great Wall.
Украинцы разлюбили китайские авто?
Китайские бизнесмены об автомобильном могуществе
Еще одним претендентом на «бронзу» называли Lifan. Но по итогам продаж 2012-го этот прогноз не оправдался. Как сообщил AUTO-Consulting начальник отдела маркетинга «Си Эй Автомотив» Павел Радукан, 2012 год был первым посткризисным годом, в котором на украинском рынке полноценно присутствовали уже не два автомобильных бренда из КНР – Chery и Geely. Прошлый год четко очертил амбиции и возможности Great Wall, BYD, Lifan и тех компаний, которые представляют эти бренды на нашем рынке. В отдельные месяцы эта тройка продавала до 250 авто. По его мнению, наверняка и в 2013 первые две позиции среди китайских брендов останутся без изменений. За 3-е место будет продолжаться борьба, и как показал 2012 год, меньше всего шансов на «бронзу» у Lifan. Хотя на российском рынке в 2012 году именно Lifan стал лидером среди китайских брендов – причиной тому локальная сборка и низкая цена.
В Украине в 2012-м по данным AUTO-Consulting, Lifan оказался пятым.
С лидером продаж все понятно. По данным AUTO-Consulting – это Geely. В 2012-м было продано 11 380 автомобилей этой марки. У Chery продажи в прошлом году составили почти вчетверо меньше - 3283 авто. И это, к тому же, на 30% меньше, чем в 2011-м. С результатом в 902 проданных автомобиля, третьим китайским брендом на нашем рынке в 2012-м стал Great Wall. Четвертый – BYD – 728 авто. На последнем месте Lifan – 476 автомобилей. Такова пятерка лучших китайцев 2012 года.
Остальные легковые китайские марки в Украине, по сравнению с 2012-м не продемонстрировали явных успехов. За исключением разве что Hafei, который нарастил свои продажи чуть ли не на 50% и реализовал в 2012-м почти 110 авто. Продажи Changhe упали больше, чем на 80%. Бренд Bio продал за год всего 4 автомобиля. Китайских «Мицубиши» Soueast было продано 3 штуки, 2 автомобиля Dong Feng и 1 Brilliance. Второй заход в Украину автомобилей этой марки (Brilliance) оказался не таким удачным, как у Great Wall и BYD.
Появилась в Украине и новая китайская марка Chifeng, продажи которой составили за год 4 авто. Вот, собственно, и все на сегодняшний день основные игроки украинского китайского автомобильного рынка.
Почему Chery сдает позиции?
Не смотря на то, что автомобили Chery на втором месте среди лидеров продаж, эта марка в Украине сдает свои позиции. Которые не один год были лучшими. Можно даже сказать, что именно с Chery началась легальная официальная история китайских авто в Украине.
Начальник отдела маркетинга и рекламы ООО "Богдан-Индустрия" Тимур Догадкин, высказал AUTO-Consulting личное субъективное мнение по этому вопросу. Он считает, что автомобили Chery продолжают терять долю на украинском рынке, так как находятся в одном брендовом пакете с автомобилями ЗАЗ, которые активно каннибализируют их продажи. Увеличение продаж Chery, по мнению Тимура Догадкина приведет к снижению доли ЗАЗ на рынке, что ввиду снижения объемов экспорта марки в Россию, негативно отразиться на состоянии Запорожского завода. Проще говоря, положение Chery - это протекционистская политика «УкрАвто» по отношению к собственной продукции.
Сергей Боровик считает, что все дело в стратегии самой компании Chery. По его мнению, в то время, как компания Geely улучшила имидж и качество благодаря технологиям Volvo, Chery теряет свои позиции в ключевом вопросе соотношения цены и качества.
Начальник отдела маркетинга «Си Эй Автомотив» Павел Радукан основную причину ухудшения позиций Chery видит в гиперактивности конкурентов. В частности, он сообщил AUTO-Consulting, что помимо активизации Great Wall, BYD и Lifan, усилилась конкуренция из-за вывода на рынок бюджетных моделей именитых европейских и корейских брендов. Предложение на рынке в сегменте 90000-130000 грн. значительно разнообразилось за последнее время, при чем именно за счет «некитайских» авто, что естественно «рассеяло» спрос. Еще один важный момент, который влияет на позиции Chery, по мнению Павла Радукана, – ценовая политика на нашем рынке Geely - основного конкурента Chery среди китайских брендов. Мониторя цены Geely на китайском рынке и сравнивая их с ценами в Украине, плюс, ориентируясь в тонкостях ценообразования на автомобили, возникает вопрос – отметил Радукан, - как, например, самый дешевый Geely СК 1,5 МТ в Украине может стоить 57 900 грн? В то время, как в Китае стоимость наиболее доступного Geely СК 1,5 МТ (пусть даже в хорошей комплектации) - 44 900 юаней, или более 58 000 грн. (по коммерческому кросс-курсу «юань-доллар-гривна»). Доля этой модели в продажах Geely в Украине в 2012 году составила 44%. Сложно конкурировать, играя по разным правилам. Но… эти нюансы меньше всего тревожат потребителей – в бюджетном сегменте рынка, как нигде, они «голосуют» своим кошельком.
Текучесть кадров
Можно сказать, что в 2012-м обстановка на украинском рынке китайских авто стабилизировалась. То есть, - прекратилась «текучесть кадров» - быстрая смена одних китайских марок другими. Пока. «Пока», потому, что китайские автосалоны (моторшоу в Пекине и Шанхае) демонстрируют нам, что в Украине сейчас работают и продаются автомобили не главных и не крупнейших китайских автомобильных компаний. А значит, не исключено, что к нам официально пожалует с легковыми авто кто-нибудь из больших китайских брендов. Это, Dong Feng Motor Group, FAW Group, SAIC, Beijing Automotive Industry Holding – BAIC.
Китайский автопром в преддверии новой эры. Итоги Пекинского автосалона
Не китайские сюрпризы Автосалона в Пекине
А может быть и нет, не пожалуют. Сейчас на украинском рынке для китайских автомобилей произошли кардинальные изменения. Как сообщил AUTO-Consulting директор по маркетингу Группы компаний «АИС» Сергей Боровик, несмотря на стагнацию рынка в целом, основные китайские бренды – лидеры роста продаж. Кардинальным изменением ситуации на рынке для китайских авто стал уход классики ВАЗ. Этих покупателей получили китайские производители. И с точки зрения имиджа китайцев, это стало существенным достижением. Китайские авто в Украине, считает Сергей Боровик, победили российский автопром. То, что в китайские авто у нас поверили, подтверждает и тот факт, что раньше покупали, в основном, китайцев за $10-12 тысяч. Теперь никого не смущает и стоимость в $20 тысяч. Ведь вместо пустых европейцев за эти деньги люди, по словам Боровика, пересаживаются в хорошо укомплектованные китайские авто. Многие отдают предпочтение китайцам, а не «Жигулям», на которые прикрепили эмблему европейского бренда, отмечает Сергей Боровик.
Павел Радукан считает, что изменения на рынке произошли в двух направлениях – качественном и количественном. Более радикальные изменения произошли в количественных показателях – доля авто из КНР на украинском рынке выросла с 5,5% в 2011 году до почти 8% в 2012-м. Наверняка изменения количественные не в последнюю очередь вызваны качественными – уровень качества, безопасности, надежности автомобилей из КНР растет, с этим уже давно никто не спорит. Этот процесс не описывается эпитетом «кардинальный» - идет планомерное развитие, отмечает господин Радукан.
Исходя из этих утверждений новым, пусть даже очень крупным китайским автомобильным брендам придется сперва завоевывать доверие украинцев к своей марке. А может быть наоборот: они придут «на все готовое», когда предубежденность к китайским авто полностью исчезнет, как когда-то к корейским. Правда, не известно, какие тогда на китайцев будут цены.
На чем будут ездить чиновники? Китайский взгляд
Китайский автомобильный фэйк
Ценовой прогноз
Что касается цен на китайские авто, Сергей Боровик считает, что понятие «автомобильной инфляции», когда новые модели дороже старых, распространяется на все, в том числе и китайские автомобильные марки. Из-за применения новых систем и технологий безопасности, новые модели Geely могут быть дороже до 3%. Хотя, господин Боровик не исключает, что из-за стагнации рынка, повышения цен может и не быть. Во всяком случае, «АИС» сейчас ведет на эту тему переговоры с производителями.
Не столь оптимистичен Тимур Догадкин. По его мнению, повышение качества китайских автомобилей, логически ведет к их удорожанию. Постепенно они приближаются по цене к корейской конкурентной группе. Но в «Богдан Индустрии» будут стараться немного снизить темпы удорожания автомобилей Great Wall, за счет введения упрощенных комплектаций.
Павел Радукан сообщил AUTO-Consulting, что ценовая политика китайских производителей зависит от нескольких факторов, наиболее важные из которых следующие:
1. Укрепление китайского юаня относительно доллара США – влияет на закупочную стоимость авто из КНР в сторону увеличения.
2. Рост уровня жизни в КНР, а значит и стоимости рабочей силы – как следствие – повышение закупочных цен.
3. Использование более современных, а значит более дорогих, технологий и материалов при создании автомобилей – также ведет к удорожанию продукции «на выходе».
Если говорить о стоимости авто из КНР для украинского потребителя, то надо, по мнению господина Радукана, акцентировать внимание на следующих моментах:
1. Курс украинской гривны относительно доллара США – его падение повлечет за собой практически пропорциональный рост розничных цен в гривне.
2. Внедрение дополнительных пошлин на импорт автомобилей.
Если говорить о работе бизнеса в легальном поле, - считает Павел Радукан, - то предпосылок к снижению как закупочных цен, так и розничных нет. Что касается цен на автомобили Chery 2013 г.в., то они естественно будут чуть выше цен на авто 2012 г.в. Но цены вырастут всего на пару процентов.
То есть, если посмотреть на ответы экспертов объективно, вероятность того, что рост цен на китайские автомобили в Украине произойдет, достаточно велика. Но и вероятность того, что этого не случиться – тоже присутствует.
Очень скоро мы это увидим. Когда точно – можно посмотреть в Календаре новинок AUTO-Consulting на 2013 год. А заодно узнать, какие новинки китайского автопрома в ближайшее время появятся в Украине.
Автосалон в Пекине: Geely, которого мы не знали
Темное прошлое. Чем занимались китайские автоконцерны до производства авто
|