Предистория
Группа Hyundai-Kia уже давно запланировала экспансию в Европу, и первым форпостом стали два завода Hyundai в Чехии, и Kia в Словакии. На одном из них AUTO-Consulting уже побывал, тогда о российском заводе уже говорили, но подробностей не раскрывали.
Специфика работы Hyundai-Kia в области производства заключается в совместном выпуске обоих брэндов на каждом предприятии. Так, в Словакии с конвейера сходят Kia Sportage вперемешку с Hyundai IX35. Аналогичная ситуация и на заводе в Чехии. Это позволяет минимизировать расходы, хотя и сопряжено с определенными сложностями в организации производственного процесса. Но важно, что заводы Hyundai-Kia загружены почти по максимуму, что позволяет выйти на низкую себестоимость.
В России Hyundai-Kia решили действовать по тому же принципу и запланировали построить совместный завод HMMR, где Hyundai принадлежит 70%, а Kia – 30%. В такой же пропорции и запланирован объем выпуска обоих брэндов.
В 2007 году было подписано соглашение с российскими властями, в котором Hyundai-Kia взала обязательства построить завод и локализовать производство через 3 года до 30%. Уже в сентябре 2010 года завод начал работу, а в январе 2011 года HMMR уже выпускал автомобили Hyundai Solaris для российского рынка. В апреле 2011 года начались поставки на экспорт в страны СНГ. И вот в августе 2011 завод запустил производство еще одной модели – Kia Rio.
В настоящий момент завод способен выпускать 150 тыс. автомобилей в год, но этого объема уже недостаточно. Во время нашего визита велся монтаж нового оборудования, с тем, чтобы к концу года выйти на плановую мощность 200 тыс. авто в год.
Разумеется, мы поинтересовались и тем, почему выбрана была именно Россия и Санкт-Петербург. Руководство завода отмечает, что выбор пал на Россию, так как это один из самых растущих рынков в мире, кроме того, Россия имеет возможность поставлять беспошлинно в другие страны СНГ. То есть Россия была практически вне конкуренции. Кроме того, только российские власти предлагали четкую и понятную программу льгот под инвестиции. Но внутри России тоже была конкуренция за право получить на своей территории такого крупного налогоплательщика. Санкт-Петербург был выбран исходя из трех факторов, - отмечает Генеральный Директор HMMR Чонг Ви.
В результате, почти $500 млн. инвестиций материализовались в новейший автозавод полного цикла, где автомобиль проходит путь от листа металла до готового изделия. Уровень локализации авто по деталям уже сейчас – около 45%, но с учетом добавленной стоимости – превышает 50%, что позволяет экспортировать автомобили в другие страны.
На заводе трудится 2200 человек в 3-и смены, а к концу года численность возрастет до 2400 человек.
Но Hyundai-Kia пришла под Санкт-Петербург не одна, а сразу со своими поставщиками, которые также организовали здесь свои производства. В частности, под Питером уже режут металл на нужные заготовки для производства, делают бампера, панели приборов, сидения, бензобаки, кондиционеры и отопители, выхлопные системы и др, сейчас здесь уже 11 заводов-смежников.
Всего под нужны завода в Северо-Западном регионе уже трудится до 5000 человек, а инвестиции смежников составили еще $200 млн.
Производство
На заводе HMMR по праву гордятся, что это первое среди предприятий новой волны, которое работает по полному циклу на территории РФ. Здесь не только производят сварку, окраску и сборку автомобилей, но и штампуют кузовные детали. Это позволяет мало зависеть от поставок извне и гибче реагировать на спрос.
Но завод HMMR уникален еще и тем, что здесь 80% в цехах штамповки, сварки, окраски автоматизированы и выполняются роботами.
К примеру, цех штамповки по размерам не такой и большой. Сюда поступает уже порезанный смежниками металл, который роботы закладывают в автоматизированную линию тандемного типа мощности 5100 тонн. С помощью 4-х последовательных прессов, на линии формуют деталь, обрезают остатки, загибают края и вырубают необходимые отверстия.
После изготовления необходимого числа изделий, на линии быстро меняют штампы и приступают к следующей детали.
Затем изделия поступают в цех сварки, который визуально разделен на два уровня. Верхний – транспортный, по которому детали подаются на линию к нужному посту, а внизу расположена сама автоматизированная линия сварки, где 119 роботов ритмично и последовательно превращают заготовки в будущий кузов.
Сварочная линия очень напоминает аналогичную в Словакии, но в России уже установлены роботы нового поколения, которые быстрее программируются.
Готовый кузов после оптического контроля геометрии поступает в цех окраски. Здесь он проходит пять стадий нанесения покрытия: подготовка, нанесение антикоррозийного покрытия, грунтовка, опять подготовка к окраске, и нанесение краски и лака.
В сам цех окраски нас не пустили, сославшись на строгий режим пылевой защиты, но честно признались, что внутренние поверхности кузова сейчас еще красят вручную. Но уже осенью на линии будут установлены роботы, которые будут красить внутренние детали кузова, чтобы исключить человеческий фактор. А снаружи кузов и сейчас окрашивают самые современные роботы.
Окрашенные кузова поступают в цех сборки, где от поста к посту обрастают деталями внутренней отделки, двигателем, подвеской, стеклами, фарами и т.п. Показательно, но на сборочном конвейере российского завода заметили много корейских рабочих, в окружении молодых россиян. При этом, все рабочие уже прошли спецобучение и неоднократно ездили в Корею. Не доверяют? Пока много процессов контролируют корейцы, которые работают вахтовым методом. Постоянно на заводе находятся всего 44 человека из Кореи.
Контролируют российских рабочих не только корейцы, но и компьютер. Все показатели усилия затяжки болтов и гаек, контролирует специальная система, сверяя их с эталонными. Если оператор недотянул, или у болта сорвало резьбу, система сама даст сигнал контролерам.
Такой контроль оказался эффективнее, чем классические «андоны» и позволяет выявлять брак сразу же на посту.
После окончания сборки, автомобиль направляется в тестовый пробег по специальному треку, имитирующему различные покрытия. avtotel.com Завершает процесс тест на герметичность в специальной камере, после чего автомобиль отправляется на площадку готовой продукции.
Kia Rio
На HMMR не скрывают, что завод очень вовремя начал работу, рынок в России и других странах СНГ растет, а первая модель Hyundai Solaris с первых же дней стала бестселлером в России. Сейчас на очереди вывод на рынок Kia Rio. Новинка построена на той же платформе, что и Hyundai Solaris, оснащена теми же двигателями и коробками передач, но отличается оригинальным дизайном от Питера Шрайера. Новый Kia Rio изначально получил другие настройки подвески и ориентирован на более молодую аудиторию.
На конвейере Kia Rio и Hyundai Accent (Solaris) движутся вперемешку, а автоматизированная система снабжения комплектующими позволяет четко, под конкретный автомобиль, поставлять нужную комплектацию.
Качество сборки и сам процесс, что для Hyundai, что для Kia – идентичны. Единственно, на KIA Rio дают 7-летнюю гарантию, а на Hyundai Accent – 5 лет. Но это уже нюансы маркетинговой политики.
Kia решилась на эксперимент и дебютировала в России с ценами, которые чуть дороже, чем Hyundai Solaris. Так, самый доступный автомобиль, оснащенный 1,4-литровым двигателем мощностью 107 лошадиных сил и пятиступенчатой «механикой» будет стоить 459 тысяч 900 рублей. Это на 60 тысяч 900 рублей дороже соплатформенного Hyundai Solaris в базовой комплектации, однако стандартное оснащение у Kia богаче.
Как отмечает директор по продажам «Kia Моторс Рус» Роман Кузьмин: «Новый KIA Rio абсолютно не в чем не уступает Hyundai, почему же он должен быть дешевле? Раз это равные автомобили, которые выпускают на одном и том же заводе, то логично, чтобы они имели приблизительно равную стоимость. Нюансы будут только в количестве опций. Kia Rio выходит на рынок с фиксированными комплектациями, которые учитывают специфику России и других стран СНГ. Для Rio будет предложено два бензиновых двигателя 1,4 л (107 л.с.) и 1,6 л (123 л.с.), 5-ступенчатая ручная и 4-ступенчатая автоматическая коробки передач.
В России продажи нового Kia Rio стартуют 1 сентября, а украинцам новинку придется подождать до декабря. Тогда же станут известны и окончательные цены на нашем рынке. Но посмотреть на Kia Rio в Украине можно будет уже в сентябре во время «Столичного Автошоу».
Всего же до конца 2011 года под Санкт-Петербургом запланировали выпустить 20 тыс. новых Rio, а на экспорт успеют отгрузить около 1 тыс. автомобилей.
Инф. и фото AUTO-Consulting
Как делают KIA в Словакии
|