Корреспондент AUTO-Consulting побывал там, где заводская развозка на территории предприятия – это Land Rover Discovery Sport. Здесь делают настоящие британские авто. Но это – не Великобритания, а завод Jaguar Land Rover в Чангшу в Китае. Первый не британский завод именитой британской марки.
Все знают о китайских копиях известных брендов. Нередко они не хуже оригинала. Только намного дешевле. На заводе в Чангшу делают НАСТОЯЩИЕ британские автомобили, чем особенно гордятся в компании Chery, которая является китайским партнером Jaguar Land Rover.
Но в Chery гордятся не только партнерством с именитым брендом, а и тем, что предприятие по выпуску Jaguar Land Rover в Чангшу полностью соответствует всем стандартам не только британского, но и мирового автопрома. И китайские специалисты могут научиться здесь делать хорошие машины.
Родословная
Родословная или история завода в Чангшу, пока короткая. Созданная в ноябре 2012 года, Chery Jaguar Land Rover Automotive Co., Ltd. является совместным предприятием с партнерским участием 50:50. СП управляется президентом и заместителем президента, которые назначаются обоими акционерами компании. А само СП занимается не только производством, продажами и сервисом автомобилей, но и разработками. В том числе и программного обеспечения.
В 2012 году в Чангшу началось строительство завода. В июне 2014 г с конвейера сошел первый автомобиль. А датой официального открытия первого в истории китайско-британского автомобильного предприятия и начала серийного производство считается 21 октября 2014 года. Общий объем инвестиций в предприятие составил около 1 миллиарда фунтов стерлингов ($1,8 млрд). Значительные инвестиции также были сделаны для обучения более 2000 работников европейским стандартам культуры производства, технологиям, а также контролю качества. В феврале 2015 г в Чангшу началось производство Range Rover Evoque (каждый пятый выпущенный в мире Evoque продается в Китае), а в ноябре - Discovery Sport.
Но спешим успокоить украинских почитателей именитой британской марки. Завод делает автомобили только для китайского рынка.
Завод в Чаншу – предприятие полного цикла. Здесь есть прессовое производство, сварка и окраска кузовов, сборка автомобилей. А также центр качества и завод по выпуску двигателей. Кроме того, значительные инвестиции были сделаны, чтобы создать независимый R & D центр. На сегодняшний день это одно из самых передовых и эффективных автомобильных производств в мире. Здесь действуют жесткие корпоративные критерии Jaguar Land Rover по организации производства, контроля за качеством и отбора поставщиков.
Цифры и факты
Площадь производственного комплекса в Чангшу – почти 40 гектаров. Его мощность – 130 тыс. авто в год. По меркам Китая – не много. Но сегодня для Сhery главное не план и объемы, а качество.
Иметь такого производственного партнера, как Jaguar Land Rover, для Chery – очень полезно. Как минимум для изучения технологий и организации производства одной из ведущих премиальных марок. Тем более, что это действительно полномасштабное производство. Производство стартует с чистого листа металла.
Процесс создания автомобиля начинается здесь со штамповки кузовных деталей. Здесь автоматизация производства доходит до 90%. Это - один из самых высоких показателей среди аналогичных предприятий в мире. В Чангшу, как говорят китайцы, самая передовая в мире пресс-линия, где на обработку одной детали уходит меньше 3 секунд. И это самая быстрая механическая пресс-линия в Китае. Новая деталь отсюда выходит каждые 4 секунды.
В прессовом цеху установлены автоматизированные комплексы AIDA, весом 2500 тонн. Как работает сам пресс не слышно. Все происходит внутри. Снаружи только пульты управления и мониторы. Здесь на картинках с нескольких камер внутри пресса видна каждая операция. В цехах чисто и светло.
Дверь штампуют в 4 приема до полной готовности. Но после пресса рабочие проверяют ее на присутствие мелких дефектов и, если потребуется, вручную дошлифовывают.
Рядом - огромный цех-склад готовых кузовных панелей. К слову, в Range Rover Evoque – 116 кузовных деталей.
После штамповки кузовные детали идут на сварку. ЕЕ в сварочном цеху выполняют 307 многофункциональных роботов АВВ. А пульты управления и мониторы – компании Rexreth, которая входит в группу предприятий Bosch. Среднее время, за которое они полностью сваривают кузовные детали одного автомобиля на линии – 120 секунд. Причем, одновременно делается три автомобиля.
Кроме того, здесь есть лазерная сварка, установка заклепок и поклейка. При сборке кузова 3 из 5 операций выполняют роботы и только 2 – люди. 85% операций здесь автоматизировано. Интересно, что кузовные панели для сборки, даже если это делает не робот, а работник, берут не руками, а специальными присосками. Чтобы поверхность оставалась чистой.
На предприятии есть целая линия с лампами. На таких обычно проверяют визуальное качество финальной окраски кузова. На заводе в Чангшу, такую проверку проходят все кузова уже после сварки. И только потом они идут на покраску.
Покрасочный цех работает в экологичном режиме. Система очистки практически исключает сброс сточных вод. А усовершенствованная система распыления краски Dry Scrubber позволяет очищать до 95% используемого воздуха и экономить до 60% электроэнергии. Помимо этого, в покрасочном цехе используют передовые экологически чистые краски на водной основе.
Покраска кузовов состоит из 10 (!) этапов. 1) Очистка (мойка) кузова в специальной ванной. 2) грунтовка в специальной ванной. 3) покрытие кузова защитным слоем в электролитической ванной. 4) сушка. 5) установка роботами уплотнителей и заполнение герметиком зазоров. 6) сушка кузова внутри. 7) покраска. 8) сушка. 9) проверка качества. 10) покрытие лаком и полировка. Последняя операция в этом цеху – мойка и одновременно проверка герметичности кузова. Предприятие в Чангшу предлагает 8 цветов кузова.
Окрашенные кузова идут на сборочные линии, где их наполняют всем необходимым. Ставят моторы и трансмиссии, сиденья и приборную панель в салоне. Но перед этим, в нужных местах кузова, на колесных арках, моторном отсеке и внутри дверей укладывают шумоизоляционные прокладки - отлитые из полиуретана мягкие формы.
Видео как делают Land Rover на заводе Чангшу в Китае:
Сборочный конвейер позволяет одновременную сборку трех различных моделей. Здесь впервые в Китае используется система определения местоположения, каждого конкретного автомобиля. Что позволяет повысить производительность труда.
Роботы в Чангшу занимаются не только сваркой. В сборочном цеху они, например, ставят в уже готовый окрашенный кузов панорамную крышу. Один держит, второй – проклеивает края крыши. А потом тот робот, который держал, вставляет стекло в раму крыши, и на несколько секунд плотно прижимает его с заданным усилием.
На сборочном конвейере, каждый автомобиль находится на собственном деревянном (ламинат) пьедестале. Под ним – резиновая гармошка. Это – своеобразная воздушная подушка, с помощью которой авто поднимают или опускают в зависимости от роста рабочих. Чтобы им было удобнее и комфортнее работать. К слову, говорят, что средняя зарплата рабочего на конвейере предприятий Chery – около $400.
Есть на заводе не только роботы, но и беспилотники. По цехам без водителей по магнитным дорожкам ездят составы из нескольких тележек. О своем приближении они предупреждают мелодией. Но если их датчики обнаружат препятствие, автоматически останавливаются.
Когда автомобили на своих деревянных пъедесталах переезжают с одного конвейера на другой, на дорожке в цехе загорается красный сигнал светофора, чтобы никто не ехал и не шел. Ведь пол в определенном месте опускается, и автомобиль словно по рельсам переезжает на своем постаменте с одной конвейерной ветки на другую.
На стендах качества уже у готовых авто, проверяют токсичность выхлопных газов. Есть стенд, где проверяют торможение и разгон. И здесь скорость может достигать 200 км\ч.
Примерно 2% автомобилей выборочно проверяют в лаборатории завода. Здесь они в специальной камере проходят тесты на герметичность – аналог давления 20 метров воды (Static Water Test). А на нескольких стендах лаборатории проверяют качество и соответствие технологиям изготовления и составу, деталей отделки кузова, пластика салона, тканей и т.д. Как они рвутся, ломаются, выдерживают различные температуры и давление. Правильно ли отражают свет, соответствуют ли заявленному цвету, и как выгорают на солнце.
По информации AUTO-Consulting, уже с лета этого года здесь начнется производство удлиненной версии Jaguar XF. (опять же только для китайского рынка). Что логично, ведь и завод называется Jaguar Land Rover, и в Китае любят именно удлиненные версии седанов, поэтому здесь эта модель называется Jaguar XFL. В цехах предприятия корреспондент AUTO-Consulting уже видел несколько таких Jaguar XF. Пока они прикрыты от посторонних глаз чехлами, но автомобили уже изучают на заводе в Чангшу. Тренируются перед запуском в производство. Ведь Китай – крупнейший рынок для Jaguar Land Rover. Здесь компания ежегодно продает более 100 тыс. автомобилей и уже скоро упрется в лимит максимальной мощности совместного с Chery завода.
Киев-Чангшу-Киев
Благодарим Корпорацию «УкрАвто» за помощь в подготовке репортажа
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.