AUTO-Consulting: Вы были одним из инициаторов расследования в отношении иномарок. Поясните, для чего же вводятся спецпошлины на иномарки?
Олег Боярин: Безусловно, "Еврокар" поддерживает решение, принятое Межведомственной комиссией по специальным мерам в отношении импорта в Украину легковых автомобилей. Надеемся, что это только первый шаг навстречу к более системным и глубоким преобразованиям, как в отрасли, так и в векторе поддержки национального производства в целом.
Защита национального производителя, и не только автопрома, а также других отраслей промышленности генерирующих рабочие места и добавленную стоимость находится в интересах нашего государства. Такого рода политика государства должна стать лейтмотивом развития, как на ближайшую, так и на долгосрочную перспективу как основной формат эффективной политики государственного регулирования в условиях макроэкономической нестабильности и стагнации внутреннего рынка.
Как известно, специальные пошлины вводятся с целью защиты внутреннего производства от возрастающего импорта. Ввиду этого, полагаем, что данное решение, окажет положительное влияние, в первую очередь, на отечественное производство. До кризиса, у нас уже был большой собственный авторынок: состоянием на 2008 г. доля отечественных авто составляла более 60%. К началу 2013 г. она снизилась почти до 21%, что крайне негативно сказалось на платежном балансе. Украина имеет по итогам прошлого года рекордный дефицит во внешней торговле товарами - 15,8 млрд. $., в котором импорт автомобилей занимает третью позицию, после газа и нефти, в формировании этого дефицита, как результата затраты на импорт автомобилей занимают лидирующую позицию в формировании риска девальвации национальной валюты.
Одним из основных аргументов по поддержке введения спец пошлин следует назвать то, что данные меры позитивным образом скажутся на сохранении и обновлении рабочих мест, учитывая потенциальный рост количества занятых в отрасли, которое в докризисный период составляло свыше 39 тыс. занятых, сократившись вдвое после кризиса и составив около 19 тыс. в 2011году.
Таким образом, применение специальных мер станет толчком для повышения привлекательности украинского автопрома для иностранных инвесторов в связи с большей выгодой производства автомобилей в рамках Украины, позволит в дальнейшем развивать смежные отрасли производства: восстановить и создать рабочие места не менее чем для 167 тыс., в том числе около 37 тыс. человек в производстве легковых автомобилей.
Как известно, создание рабочих мест является основной предпосылкой к росту покупательской способности населения. Повышение пошлин – это в первую очередь инструмент для создания рабочих мест, и как результат, повышения спроса на продукцию внутри станы и развитие внутреннего рынка. Ведь в случае отсутствия платежеспособного спроса населения не приходится говорить уже ни о производстве, ни об импорте, так как ни первый, ни второй метод создания предложения на рынке неактуален ввиду отсутствия спроса на товар.
Олег Боярин: украинская Skoda может исчезнуть с нашего рынка
Украинскому автопрому осталось жить 3-4 месяца
AC: То есть за спецпошлинами должен быть и второй шаг...?
ОБ: Важно понимать, что меры были приняты только спустя год после окончания спец расследования, а потому вместо превентивного действия мы получили меры по экстренной реанимации отрасли, ситуация в которой уже с момента окончания спец расследования значительно ухудшилась стремительно приближаясь к точке невозврата, когда спасать будет уже нечего и некого.
Само по себе введение спец пошлин по двум товарным кодам легковых авто – это только первый шаг, сигнал от Правительства, что процесс по созданию таких условий, при которых инвестировать в производство автомобилей будет выгоднее, чем в реализацию готовой продукции запущен. Но это первый шаг останется только шагом пока наряду с этими мерами не будет использован системный и комплексный подход посредством создания государством набора инструментов для поддержки отечественного автопрома.
AC: А как спецпошлины скажутся на ценах, что будет с рынком?
ОБ:Что касается волнующего всех вопроса повышения цен на автомобили. Кроме как спекулятивным данное утверждение назвать нельзя, это своего рода способ манипуляции общественным мнением не имеющий ничего общего с реальным положением дел. Переходя из плоскости необоснованных заявлений в плоскость фактов и цифр можно с уверенностью утверждать, что с момента снижения пошлин на автомобили с 25 до 10% в связи с вступлением Украины в ВТО в 2008 году цены на авто все эти четыре с лишним года только росли, при этом рост цен в среднем составляет около 12%.
При этом в соседней России с уровнем тарифной защиты в 25% цены на автомобили не только не выше, а в большинстве случаев даже ниже на в среднем 5% чем на аналогичные модели в Украине. Таким образом, утверждение что импортные пошлины способны обвалить рынок, мягко говоря преувеличены. Коэффициент их влияния на конечную стоимость для потребителя, исходя из вышеизложенного, мал, в то время, как основным фактором ценообразования на рынке была и остается цена производителя. Таким образом, применение дополнительных тарифных мер приведет скорее к снижению прибыли импортного производителя и его маржи с целью сохранения конкурентоспособности его продукции, нежели к росту цен на рынке.
Повышение пошлин должно создать экономические предпосылки для развития производства непосредственно у нас в стране тех марок авто, которые сегодня импортируются. И если, по нашим прогнозам, к 2020 году объем продаж авто на отечественном рынке достигнет 734 тыс. автомобилей в год при существующих производственных мощностях на 420 тыс. авто в год, открывается потенциал для еще 314 тысяч. Эту долю рынка могут занять 5-6 крупных производителей, выпускающих продукцию не только для Украины, но и для других стран.
AC: Не рискует ли Украина поссориться со всеми странами из-за спецпошлин?
ОБ: В заключение хотелось бы подчеркнуть, что Украина намного менее активно защищает своих производителей, чем другие страны. Как известно, государства - члены ВТО могут применять защитные меры и возбуждать спец расследования в случае падения национального производства, это обычная и весьма распространённая практика. Пользуясь этим правом, другие страны-члены ВТО уже открыли 32 специальных расследования против Украины. Ведь никто не собирается беспрепятственно пускать наши товары на свой рынок. Как только поставки украинской продукции на другие рынки увеличиваются – тут же вводятся специальные меры. Ярким примером служат наши металлурги. После того, как Украина стала членом ВТО, Евросоюз автоматически отменил квоты на импорт украинского проката, но одновременно из Брюсселя пришла настоятельная рекомендация по ограничению объемов поставок из-за антидемпинговых мер.
Замкнутый круг. Будет ли Украина автомобильной супердержавой?
Президент Украины Виктор Янукович посетил завод «Еврокар». Фото
|