AUTO-Consulting: как бы вы оценили сложившуюся сегодня экономическую ситуацию, с точки зрения производителя автомобилей?
Олег Боярин: если говорить тезисно, 5-процентное падение промышленного производства почему-то оказалось некой новостью для нашего правительства. Создается впечатление, что только наши чиновники уверены, что экономика Украины развивается. И если до конца года правительство не одумается, экономики у нас не станет.
Отсутствие всякой государственной политики по части производства приведет к тому, что мы это производство полностью потеряем. А если наша экономика не будет реально развиваться темпами 12-15% в год, мы никогда не выйдем из экономического кризиса.
Не случайно национальный производитель постоянно теряет долю на местном рынке и это, в принципе, никого не беспокоит. В 2008 году доля национального производителя на нашем рынке была больше 50%. Сейчас она составляет 23%. А по результатам августа – 18%. Производить продукцию в стране - не выгодно. И производители что-то еще делают только потому, что правительство обещает предпринять какие-то шаги. Но на текущий момент никто никаких шагов не делает.
Мне кажется, что чем хуже будет с экономикой, тем легче будет правительству принимать решение. Потому, что в какой-то момент правительству придется принять очень непопулярные решения. Иначе они останутся без страны.
Авторынок в октябре: рост есть, но ситуация неблагоприятная
Кабмин хочет закрыть по-агрегатный ввоз и SKD-сборку авто в Украине
АС: каково будущее «Еврокара», при том положении дел, которое сложилось на сегодняшний день?
ОБ: производство Skoda в Закарпатье под угрозой. Уже уволено около 800 квалифицированных работников. Завод «Еврокар» может закрыться в течение 2-3 месяцев. Единственная причина, по которой мы до сих пор не закрыли производство – это надежда на помощь правительства. Чтобы остановить производство, достаточно трех месяцев. А чтобы его потом запустить – нужен год.
АС: каким, по вашему мнению, должен быть утилизационный сбор и, возможно, дополнительные налоги и пошлины, чтобы наши отечественные производители почувствовали силу, как до 2008 года.
ОБ: чтобы развивался отечественный автопром, выгода между импортом и производством должна быть 25-30%. Плюс – законодательство должно быть стимулирующим, чтобы количество производителей росло. Чтобы не ограничивалось тремя существующими, а как в России, число брендов, производимых в стране, исчислялось, как минимум десятком. И чем больше продукции зарубежные компании будут производить в Украине, а не импортировать, тем лучше будет для страны и для развития рынка, и для потребителя.
Без системных мер, которые проводят все без исключения государства, без государственной поддержки и вмешательства, промышленность выдержать не может. Для защиты национального производителя многие страны принимали соответствующие серьезные меры. Среди них – повышение пошлин, государственные гарантии, предпочтение на тендерах национальным производителям, даже с правом увеличения цены.
Пример – Россия, которая за последние 5 лет создала собственное мощное автомобилестроение и 17 мировых производителей вложили миллиарды долларов в экономику России. Это конкретный результат действенной протекционистской политики российского правительства. Подобные шансы Украина теряет ежегодно. У нас такой политики просто нет.
Старая любовь не ржавеет. Украинский автопарк опять начал стареть
Украинскому автопрому осталось жить 3-4 месяца
АС: а что касается утилизационного сбора..?
ОБ: Вопрос защиты национального производителя и утилизации надо разделять. Утилизация – она, в принципе, необходима. Из-за нашего старого парка этот вопрос назрел. Больше 70% у нас - это автомобили старше 8 лет. В Украине самый старый парк в Европе. А это вопросы экологической безопасности и безопасности на дорогах. Поэтому, экологический сбор необходим, иначе мы превратимся в свалку автомобильных отходов. И утилизационный сбор – это комплексная мера, которая должна решать минимум 4 задачи: вопросы экологии, технической безопасности транспорта, увеличения рынка и стимулирования производства.
Мы подготовили специальную программу по утилизации и сделали все расчеты. Исходя из парка, из количества точек для утилизации, из необходимых инвестиций и т.д. У нас была полная программа со всеми расчетами, какой размер утилизационного сбора должен быть. К сожалению, наши предварительные расчеты и концепция на протяжении последних двух лет так и не были востребованы. А то постановление об утилизационном сборе, которое приняло правительство, не имеет к нашей концепции никакого отношения. Я не знаю, кто консультирует наше правительство по этому вопросу, но то, что было принято, не имеет никакого отношения и к автопрому.
АС: но ведь и утилизационный сбор, и пошлины повысят цены на и так недешевые автомобили.
ОБ: ожидания того, что при снижении ввозных пошлин на импортные автомобили потребитель получит более выгодные или более доступные цены - это не больше, чем миф. В Украине и в России цены на авто практически не отличаются. Не смотря на то, что пошлины в России выше. Повышение пошлин в России стимулирует иностранных производителей инвестировать в строительство производства на ее территории и производить продукцию. Или уменьшать свою прибыль, чтобы их автомобили оставались конкурентоспособными на российском рынке. Когда у нас в 2008 году пошлины снизили с 25% до 10%, ожидаемого снижения цен не произошло. Даже если цена на автомобили повысится на 10%, это даст сокращение продаж импортных авто максимум процента на 4.
Skoda Octavia скоро уйдет с украинского рынка
В августе украинский авторынок занял 12-е место в Европе
АС: возможно, для того, чтобы поддержать «Еврокар», как производителя, есть смысл вернуть Соломоново статус Свободной Экономической Зоны?
ОБ: у нас любят путать цели и подходы к решению. Пытаются все смешать воедино. В данном случае, Свободные экономические Зоны, либо Зоны приоритетного развития, либо другие экономические инструментарии – это всего лишь инструментарии для достижения определенных целей. Все что нам нужно – это создать условия, при которых в стране будет выгоднее производить, нежели импортировать. Чтобы зарубежные компании, понимая, что их интересует локальный рынок, считали, что им проще здесь производить, нежели импортировать. Почему большинство мировых компаний, понимая, что в Китае работать достаточно сложно, все равно инвестируют в экономику Китая и создают там производственные мощности, чтобы попасть на китайский рынок. Наш потребительский рынок – тоже привлекателен. В перспективе – это по объемам третья часть от российского рынка. Но, чтобы такой рынок появился, необходимы условия. У людей должны быть средства, чтобы покупать товары. А появятся эти средства только тогда, когда есть заработок, рабочие места и растут доходы.
АС: какие еще механизмы, по вашему мнению, могут быть задействованы (помимо пошлин и утилизационного сбора), чтобы в стране было выгодно производить автомобили. В частности, Skoda?
ОБ: таких механизмов может быть масса. Это, прежде всего, кредитование самих производителей. Мы сейчас берем кредиты под 25% годовых. Это откладывает отпечаток и на стоимости продукции, и на затратах и на эффективности работы. Не может украинский автопром работать на 25-процентных кредитах, в то время как европейское и американское правительство дает своему автопрому десятки миллиардов поддержки. Нужна комплексная программа. Мы подготовили Программу развития автомобильной промышленности. Она достаточно взвешенная и я уверен, что на 90% она отвечает всем необходимым потребностям автопрома. Там расписаны условия, при которых автопром в Украине будет развиваться и к нам станут приходить зарубежные компании. К сожалению, уже два года все это никому не нужно. Мы не можем эту программу принять. Есть два поручения Президента о принятии этой программы. Но она только «бегает» по министерствам.
Продажи Skoda Superb выросли более чем в 2 раза
Каким будет новое поколение Skoda Octavia? Первое фото
АС: не смотря на такую сложную обстановку, вы в этом году открыли вторую очередь производства «Еврокар». На что вы надеялись?
ОБ: мы надеялись на то, что остановить это нельзя. Мы открыли вторую очередь производства, потому, что его сейчас проще законсервировать и остановить, чем бросить недостроенным.
АС: а какова была первоначальная идея строительства завода «Еврокар»? вы хотели создать производство и потом продать его Volkswagen?
ОБ: мы хотели производить автомобили для Украины, России и Европы. Создать площадку для производства автомобилей, компонентов и комплектующих для рынков Украины, России и Европы.
АС: но на сегодняшний день все ограничивается только Украиной?
ОБ: да - только Украиной.
АС: если обстановка не изменится, экономическая ситуация не улучшится, поддержки правительства не будет, вам придется остановить производство?
ОБ: да. Мы будем заниматься импортом. Это самое простое. Проще иметь 15 человек в структуре по импорту и продаже, чем полторы тысячи для производства. Можно иметь 15 человек и зарабатывать на этом деньги.
АС: но переносить производство за границу вы не планируете?
ОБ: не знаю… Будем выращивать на месте завода огурцы, теплицы построим, что-то еще придумаем…
Тест-Драйв Skoda Rapid: команда Skoda в «Клубе Знатоков»
|