Напомним, что апрельским решением №486/2021/4411-03 Комиссии вводилась специальная пошлина 35% на ряд грузовых автомобилей (кроме шасси) и автобусов белорусского производства. И такая спецпошлина была введена уже в мае 2021 года. Однако, официальный дистрибьютор Минского автозавода - ТД "МАЗ Украина" не согласился с таким решением и обжаловал его в суде.
Директор ТД "МАЗ-Украина" Андрей Власенко тогда расценивал его, как "неуклюжую попытку атаки на МАЗ". А вся эта история с пошлинами – банальная попытка списать свою неэффективность, неумение работать в честных и транспарентных условиях свободной конкуренции на кого-то другого. В ТД "МАЗ-Украина" считали данное решение необоснованным, построенным на недостоверной лоббистской информации, не имеющей ничего общего с реальностью и негативно скажется в первую очередь на потребителях продукции, которая устраняется таким образом с украинского рынка.
И действительно, на тот момент МАЗ был лидером украинского рынка грузовиков и лидером рынка городских автобусов.
В мае 2021 года Окружной Административный Суд Киева удовлетворил ходатайство Торгового Дома "МАЗ-Украина" и остановил действие решения Межведоственной комиссии по международной торговле N 486/2021/4411-03 в части введения специальной пошлины и "МАЗ-Украина" получил право продолжать импорт в Украину всех категорий транспортных средств без применения к ним специальной пошлины 35%.
А уже 1 ноября 2021 года Верховный Суд Украины признал законными решения судов предыдущих инстанций о необходимости приостановить применение 35%-ной спецпошлины к поставкам автомобилей из Беларуси по решению Межведомственной комиссии по международной торговле №486/2021/4411-03, ввиду наличия признаков его очевидной противоправности.
Верховный Суд Украины признал, что спецпошлины применены МКМТ в нарушение обязательств Украины по Договору о зоне свободной торговли и с нарушением требований Таможенного кодекса Украины. Таким образом, в вопросе спецпошлин на МАЗы была поставлена окончательная точка и Комиссии не оставалось ничего, как аннулировать собственное решение. Это и произошло 6 декабря 2021 года.
МАЗы и другая белорусская автотехника продолжает импортироваться в Украину на прежних условиях, а пострадали от этой неуклюжей попытки ввести спецпошлины только украинские потребители и дилеры. А еще пострадала и репутация государства, ведь защитные меры тоже нужно уметь применять. |