Согласно обнародованным сегодня параметрам Программы, уже к 2020 году Украина будет производить 734,4 тысячи автомобилей (а не 1,2 млн. как в прежней редакции) автопроизводители тогда явно переоценили свои силы, 70% из которых будут продаваться на внутреннем рынке. Остальные 30% - экспортироваться в Россию, Беларусь и Казахстан если к тому времени они не закроют свои рынки. В автомобильной отрасли создадут больше 200 тысяч рабочих мест, а уровень локализации достигнет 55%. Красиво!
Это данные из «Государственной программы развития легкового автомобилестроения Украины до 2020 года». Ее презентовал сегодня директор «Укрпромвнешэкспертизы» Владимир Власюк в рамках круглого стола, организованной компанией «Invest Ukraine».
Собственно, презентация и краткий обзор Программы стали еще одним поводом поговорить о бедственном положении национальных автопроизводителей легковых автомобилей. Их у нас на сегодняшний день четыре – ЗАЗ, «Богдан», «Еврокар» и КрАСЗ.
В свете последних заявлений министра экономического развития и торговли Петра Порошенко о необходимости введения спецпошлин на иномарки и защиты внутреннего рынка, подобный Круглый стол и презентация Программы выглядели логическим продолжением информационной подготовки к заградительным пошлинам.
Однако, к счастью, собравшиеся эксперты в автомобильной и инвестиционной областях, смогли взглянуть на проблемы отечественного автопрома шире и глубже. Оказалось, что помимо пресловутого повышения пошлин, о котором так много говорят, что скоро им начнут пугать маленьких детей есть и другие скрытые резервы поддержки национального автомобильного производителя и далеко не малые.
Повышение ввозных пошлин на автомобили (в Программе оптимальным считается уровень в 25%) – это лишь один из огромного перечня вопросов, которые надо решить.
Среди этих злободневных вопросов и своевременный возврат НДС (только ЗАЗу государство задолжало 200 млн. гривен), и отмена ввозных пошлин на импортное оборудование для автомобилестроения, и цены на электроэнергию, и создание собственных производств по изготовлению автомобильного стекла и стального листа. И глобальные изменения в законодательстве.
«Именно с законодательства и нужно начинать», - уверен директор «Invest Ukraine» Сергей Евтушенко, которое специально создано в рамках Государственного агентства по инвестированию и национальным проектам.
«Пока оно таково, что ни одному иностранному инвестору работать у нас не интересно.»
К слову, с точки зрения законодательства, отечественные автопроизводители использовали, далеко не все существующие на сегодняшний день возможности своей защиты. Об этом присутствующим сообщила партнер юридической компании Татьяна Слипачук. По ее мнению, ограничительные пошлины – крайняя мера, которая вызовет ответную реакцию ключевых торговых партнеров Украины.
«Наши производители должны использовать положения Закона «О защите и поддержке национального производителя», а также европейские нормы. Только такие корректные и законные с точки зрения ЕЭС и ВТО меры смогут помочь отечественному автопрому. Иначе мы можем оказаться в ситуации, в которой уже ничего нельзя будет сделать. Даже в существующих законодательных актах есть скрытые резервы, которые не используются.»
Поэтому Татьяна Слипачук рекомендовала параллельно с проработкой Программы, готовить законопроекты, поддерживающие и защищающие права производителей.
Ее слова косвенно подтвердила Заместитель посла Турции в Украине Шуле Гюрель. Она очень интересно и поучительно рассказала о становлении автопрома Турции. И обещала поделиться опытом с украинскими производителями. А если нужно – то и помочь им.
Однако, когда ей задали вопрос о ее отношении к повышению ввозных пошлин, которое призвано защитить украинский автопром, Шуле Гюрель, ответила, что делать этого не стоит.
«Наверняка, - дипломатично сказала она,- европейские производители соберутся и предпримут какие-то совместные ответные меры.». Так на дипломатическом языке дают понять об ответных санкциях в рамках ВТО.
В бизнесе – каждый сам за себя. Поэтому украинские производители, несомненно, имеют право и на поддержку государства и на равные условия с производителями иностранными.
Вице-президент по автопроизводству Корпорации «УкрАвто» Олег Папашев, выступая от лица производителей сказал, что национальный автопром не просит поддержки.
«Он не инвалид. Украинские производители хотят равных условий с производителями зарубежными, которых их государства и правительства поддерживают. У нашего автопрома такой поддержки нет.»
По информации AUTO-Consulting, с автомобильным производством у нас в стране сложилась ситуация, когда вместо реальной поддержки, государство пытается решить все проблемы отрасли за счет импортеров или потребителей
По мнению главы правления «Атолл Холдинг» Олега Боярина, основные проблемы нашего автопрома внутри страны и они решаемы.
«Их надо решать – переходить от слов к делу. Больше года назад было поручение Президента о разработке и внедрении Программы, которую презентовали. Но она до сих пор проходит согласования и корректировки.»
По мнению заместителя начальника управления развития базовых отраслей промышленности Министерства экономического развития и торговли Владимира Горника, хорошо, если Кабмин успеет утвердить эту Программу до сентября.
Каковы же реальные перспективы Украинского автопрома в свете сложившейся сегодня ситуации? Если отвлечься от перспектив, нарисованных в Программе.
По мнению, Сергея Евтушенко, ситуация чрезвычайно запущена.
«Мы отстали в вопросах привлечения инвестиций и крупных инвесторов в страну, как минимум на 10 лет.». Этой фразой г-н Евтушенко косвенно признает, что закон "О стимулировании автопромышленности" 1997 года, который принимали под Daewoo, не дал результата и не привлек в страну ни одного иностранного инвестора, кроме самой Daewoo в 1998 году. А ведь Украина якобы начала процесс создания условий для автопрома намного раньше России, где только в 2005 году появилось преславутое постановление №757 о режиме промсборки для вхождения инвесторов в отрасль. И что мы имеем? В Украине ни одного иностранного инвестора, а в России уже построены и функционируют десятки заводов.
Но на Круглом столе лишь сетовали на недостаток законодательной базы, забывая что в стране с 1997 года действовал льготный закон, по которому автопроизводитель получал даже больше, чем сейчас льгот имеют в РФ. Значит дело вовсе не в пошлинах и они не спасут ситуацию.
Очень показательную в этом ключе историю рассказал на круглом столе советник по вопросам инвестиций и конкурентоспособности USAID Душан Кулка. В его интерпретации возрождение чешской Skoda силами и финансами Volkswagen, не производило впечатления победы чешского национального производителя. Кроме того, господин Кулка сделал в своем выступлении два важных вывода. Первый, - что VW купил Skoda, потому что чехи самостоятельно разработали собственные новые модели. Несмотря на то, что именно из-за этих разработак Skoda была на грани банкротства, создание собственных моделей говорило о том, что Skoda - перспективное предприятие. В этом ключе, об украинских предприятиях такого сказать увы уже нельзя.
И второй интересный вывод Душана Кулки: поскольку Украина потеряла много времени, сейчас ее единственный выход в сотрудничестве и кооперации с международными автомобильными брендами. Но, как раз именно об этом в обновленной Программе было совсем немного. И только вокруг существующих автозаводов. А как же привлечение иностранных инвесторов?
А о том, что собственных украинских автомобильных брендов у нас в ближайшей обозримой перспективе не будет, заявил, презентуя Программу Владимир Власюк. Он тоже считает, что наш путь – совместное производство, сотрудничество с известными мировыми брендами. Другого пути, к сожалению, уже нет.
Но тут опять замкнутый круг. Получается, что инвесторам не интересно у нас работать в существующих условиях. Больше того, после того, как директор «Укрпромвнешэкспертизы» Владимир Власюк сделал обзор Программы, вопрос, как и чем будут привлекать в Украину иностранных инвесторов так и остался без ответа.
А еще возник другой вопрос: а нужны ли разработчикам и тем кто ее продвигает программы эти самые инвесторы вообще. Ведь основные инициативы, которые были прописаны в Программе, касались поддержки уже существующих предприятий. А не создания новых. И даже не привлечению на существующие предприятия иностранного капитала в лице какого-нибудь мирового автопроизводителя. Нет. Основной постулат Программы: дайте льготы и мы создадим автомобильный рай.
Парадокс состоит в том, что иностранные инвесторы, судя по Программе, никому и не нужны. Во всяком случае, такое складывается впечатление. При желании, даже в 25-процентной пошлине можно было бы усмотреть желание привлечь инвестора. Мол, при таком налоге, иностранным производителям станет не выгодно импортировать к нам свои автомобили и они сами начнут проситься. А наши производители уже будут думать, как им помочь производиться здесь – в Украине. Вот таков рецепт лечения отрасли. И опять практически ни слова о законодательном разделении сборки и производства. Но в AUTO-Consulting напоминают, что подобный путь Украина уже проходила 10 лет с 1998 по 2008 год. Да, якобы у нас выпускали десятки автомобильных брэндов и даже Mercedes-Benz был Made in Ukraine по документам, но от такого самообмана в стране не осталось ни единой технологии. кроме как хорошо прикручивать колеса.
Как сообщил AUTO-Consulting заместитель начальника управления развития базовых отраслей промышленности Министерства экономического развития и торговли Владимир Горник, пошлина ограничит покупку импортных автомобилей и стимулирует приобретение отечественных.
Но позитив все же есть. Несмотря не недостатки, такая презентация и обсуждение Программы, момент, несомненно, положительный и прогрессивный. По сравнению с прошлогодней, сделанной на коленке и с цифрами явно с потолка, нынешняя Программа проходит апробацию экспертов, видна попытка дискуссии. Ее увидели независимые эксперты, а не только разработчики и чиновники. И это - плюс. Экономисты, специалисты в области инвестиций, юристы, приводят ее в соответствие с нормативными актами и с реальным положение дел в своих сферах. Государство даже подставило плечо помощи в лице Госинвестпроекта и IvestUkraine. Но, к сожалению, это единственная помощь государства национальному автопроизводителю на сегодняшний день. Замкнутый круг.
И не смотря на все недостатки, Сергей Евтушенко считает представленную Программу единственным шансом сделать наш автопром привлекательным для инвесторов. Другого инструмента у государства сейчас просто нет.
Инф. AUTO-Consulting
Виктор Янукович недоволен инициативой Порошенко о повышении пошлин на иномарки
|