Самозащита от коррозии
Полуприцеп, полностью изготовлен из алюминия (точнее, с его сплава) - явление для нас несколько необычное, тем более, что речь идет не только о надстройке, но и про раму полуприцепа. Поэтому не помешает сначала напомнить, что такое алюминий.
Запасы этого металла в природе практически неисчерпаемы. В виде окислов и других соединений он содержится во многих горных породах - например, в обычной глине. Но в чистом виде его получили сравнительно недавно, в 1825 году. На то время алюминий стоил дороже, чем золото - настолько дорогим было его производство. В 1854 г. французский химик и промышленник Сент-Клер Девиль сумел его усовершенствовать, и построил первые заводы по производству алюминия. Но металл все равно оставался слишком дорогим, и только в конце XIX в . еще один француз, инженер Поль Эру, применил электролиз, и тем самым сумел наладить промышленное производство дешевого алюминия. Эти технологии применяются до сих пор.
Алюминий, как металл, имеет интересные отличия от железа. Например, химически он гораздо активнее. С его порошка делают даже взрывчатку. Но если ржавчина разъедает железо постоянно, то алюминий мгновенно образует окислительную пленку к тому же очень тугоплавкую, которая надежно защищает его от дальнейшей коррозии, даже в агрессивной среде. Поэтому его и не красят, а изделия из алюминия служат очень долгое время. Окисная пленка такая крепкая, что если расплавить, скажем, кусок проволоки, то он сначала провиснет, так как окисная пленка не даст растечься жидком алюминия (температура плавления чистого алюминия - 6370С, а окисной пленки - более 20600С).
С окиси алюминия (природного минерала корунда) изготавливают жароупорную керамику и высококачественные абразивы. Крупные прозрачные кристаллы корунда являются драгоценными камнями (рубины, сапфиры).
Но в чистом виде алюминий (кстати, так же, как и чистое железо) мало пригоден для использования в промышленности, из-за сравнительно низкой прочности. Проблему решил немецкий химик Альфред Вильм, сплавив алюминий с небольшим количеством меди, магния и марганца. Первая партия такого сплава была получена в 1911 г. в немецком городе Дюрен (отсюда - название сплава « дюралюминий»), а в 1911 г. из него был изготовлен первый промышленный объект – самолет!
Сейчас без алюминия просто немыслимы такие сферы промышленности, как энергетика, авиа- и судостроение, космическая индустрия, строительство, автопром, электроника и др. Этот металл – универсальный. В своем распространении он уступает только железу. А такие его свойства, как ковкость, пластичность, высокая электропроводность, жаростойкость, нетоксичность, простота вторичной переработки делают алюминий незаменимым во многих сферах использования, в том числе и высокотехнологичных.
Важно знать, что из алюминия делают сплавы, которые можно закалить, и не уступающие прочностью среднелегированных сталей. Сейчас в мире производится более 24 млн. т алюминия. Как видим, принципиально важный вклад в эту индустрию сделали именно французы. Возможно, это одна из причин их лидерства в сфере производства алюминиевой автотехники.
Четверть века - для Benalu не предел
В общем, применение алюминия в автомобилестроении имеет давнюю историю. Речь идет не только о каких-то декоративные накладки или детали кузовов. Из сплава алюминия с кремнием (Силумин) изготавливаются поршни и блоки автомобильных двигателей, Которые надежно работают в агрессивной среде, в условиях больших динамических нагрузок и широком температурном диапазоне. Это прочный и испытанный конструкционный материал, поэтому нет ничего ни удивительного, ни неожиданного в изготовлены из алюминиевого сплава рамы полуприцепа. В Европе дюралюминиевые рамы (не говорю о надстройки) для прицепной техники практикуются давно.
В производстве прицепной техники из алюминия европейским лидером является французская компания BENALU. Это крупное предприятие, где работает более 300 рабочих, включая 10 инженеров, которые занимаются научными разработками и исследованиями. Производственные площади предприятия превышают 133 000 кв. м, и рассчитаны на ежедневный выпуск 11 единиц техники. Компания основана еще в 1967 году, расположена в городе Лиевин на северо-западе Франции, и до сих пор выпустила более 70 тыс. полуприцепов. 35 % продукции BENALU экспортируется в страны Европы, Африки, а также в Японии. С 2003 - го года, вступила в GENERAL TRAILER GROUP, компания BENALU стала частью французского промышленного инвестиционного фонда Caravelle. Сертифицирована по системе качества производства ISO 9001.
Дифференциация техники по назначению в Европе гораздо шире, чем привыкли мы. В бывшем Союзе любая грузовая техника производилась с учетом требований прежде всего ВПК, и в этом заключалось главные причины ее низкой экономической эффективности при использовании для простых хозяйственных нужд. В Европе транспортные средства могут изготавливаться не только для задач какой-то отдельной отрасли, а также под конкретный коммерческий проект. Подобная практика только начинает усваиваться украинскими перевозчиками, и обычно, по инерции, многие из них еще стремится иметь ТС, которым можно было бы возить что угодно - хоть камни, хотя семена. В Европе такие подходы давно признаны ложными и невыгодными. Поэтому для перевозок сельскохозяйственной продукции, и легких, но объемных грузов там используют прицепную технику, изготовленную полностью из алюминиевых сплавов.
Таким производством и занимается BENALU. Инвестировав в завод 10 млн евро, компания достигла мощности в 3100 единиц техники ежегодно. Ее модельный ряд очень большой. Например, компания наладила производство целой линейки полуприцепов общего назначения (объемом от 22 до 110 куб. М), лесовозов и контейнерных шасси, надстроек на тягачи, специализированных полуприцепов для перевозки бумаги, напитков в паллетах и т.п .
Но среди этого разнообразия прежде всего выделяются самосвалы, полуприцепы с задней загрузкой. Их главное назначение - перевозка легких и особо легких грузов большого объема (торфа, удобрений, семян, зерна, жмыха и т.д.), и по сравнению с другими такое транспортное решение является наилучшим.
Несмотря на большие объемы производства, половина всей продукции BENALU изготавливается под индивидуальные заказы.
Объем кузова полуприцепа Benalu, в зависимости от модели, может достигать 110 куб. м. Разница в весе с аналогичной европейской техникой (в зависимости от марки), изготовленной из стали, колеблется от одной до двух тонн. Перевозчикам не надо объяснять значение такого преимущества. При этом полуприцепы Benalu прославились своей выносливостью: даже после 25 -летней эксплуатации они остаются пригодными для перевозок.
Jumboliner - сам себе грузчик
По самосвальных кузовов, то следует отметить, что своей прочностью алюминиевые сплавы могут не уступать стальным, но их износостойкость меньше. Загружать их, скажем, щебенкой не следует, потому что они хоть и не сломаются, но «сотрутся» быстрее стальных. Зато на перевозках свеклы или жмыха стальной полуприцеп ни к чему: возить за собой каждый раз туда-сюда лишний тонну ( а то и две ) железа явно не стоит.
В ближайшее время ООО «ТРАНСМАРКЕТ», как официальный импортер BENALU, представляет в Украине целую линейку крупногабаритных самосвальных полуприцепов этой компании - Agriliner, Bulkliner, Optiliner, которые отличаются внутренней полезной длиной кузова ( от 9.5 до 13 3 м), а также полуприцепов подвижным полом Jumboliner и Jambotrack.
Очень интересно техническое решение полуприцепа Benalu Jumboliner с задней разгрузкой, который ООО «ТРАНСМАРКЕТ» представил на выставке TIR 2013. Он предназначен для перевозки сыпучих грузов, стружки, опилок, соломы, торфа, кукурузы, зерна, удобрений, различных отходов, рулонов, нетяжелых паллет и т.п. грузов.
Разгрузка такого полуприцепа осуществляется с помощью подвижного пола, которая изготавливается известным голландским производителем Cargo floor. Пол состоит из коробчатых дюралюминиевых рельсов, и изготавливается в различных модификациях - с толщиной металла 6, 8, 10мм (в данном случае - 6 мм) Каждая третья рейка может двигаться, периодически выдвигаясь примерно на 20см и перемещая груз, за счет чего полуприцеп загружается или разгружается через задний портал. Так же загружаются/разгружаются различные тюки, рулоны и паллеты. Автопогрузчик только принимает или подает их к порталу.
Пол приводится в действие с помощью специального механизма от двигателя через коробку отбора мощности. Для полной разгрузки остатков предусмотрена подвижная стенка, перемещается на специальных роликах, и работает вроде лопаты снегоуборочной машины.
Jambotrack - это тоже полуприцеп подвижным полом, но со стальной рамой. Компания BENALU выпускает его преимущественно для тех, кто за пределами Европы с непривычки еще опасается алюминиевых рам. Как отмечалось, алюминиевые полуприцепы, Benalu, как бывшие в употреблении, так и новые (правда, только самосвальные) в Украине уже завозились. Вот что о них думают специалисты.
- На нашем предприятии - 8 автомобилей, тягачи - Renault, DAF, прицепную технику покупали только б/у, самых разных марок. Мы хотели иметь как можно больший ассортимент полуприцепов, чтобы испытать их на будущее.
Полуприцеп Benalu, 1996г, с осями BPW, в европейской комплектации, мы купили в 2011г. Это самосвал с объемом кузова 60 куб.м, используется нами для перевозки сыпучих грузов - зерна, семена, кукурузы, жмыха, жома. Семена «под завязку» в него можно нагрузить до 32 т, а, например, кукурузы - 40-43т. Но грузы бывают разные, в том числе и в паллетах.
Полуприцеп эксплуатируется на внутренних перевозках в Украине в тяжелых дорожных условиях, особенно в жатву. Сначала мы с опаской относились и к алюминиевому кузова с рамой, и в ходовой части. Но ходовая показала себя даже лучше, чем на других полуприцепах. Видимо, это в значительной степени обусловлено меньшим весом алюминиевого самосвала. Сайлентблоки - маленькие, диаметром 50 мм, но их ресурс не меньше, чем на 80м-миллиметровых, на других наших полуприцепах, стоят они немного (100 грн.), Заменить их просто. Барабанные тормоза нас тоже полностью устраивают - они просты для профилактики и ремонта. Подшипники заменили пока только на двух колесах, все остальные - еще «родные», и работают нормально.
Кузов нам понравился своей универсальностью, а груза берет на 2-3 т больше, чем наши аналогичные
полуприцепы из стали.
В процессе эксплуатации по раме вообще никаких вопросов не возникало. Следов коррозии на полуприцепе нет абсолютно, он за 17 лет работы только потускнел. Кузов дал несколько небольших трещин, длиной 100-120 мм, но нареканий у нас не было, потому что они возникли при подъеме перегруженного кузова, да еще и с перекосом, поскольку ровных площадок для разгрузки, как правило, нет. Трещины мы заварили, и забыли. В целом это мелочи, не стоящие внимания.
Единственное наше замечание по алюминиевого полуприцепа - необходимость аргоновой сварки на случай каких-то его механических повреждений. Заварить стальной кузов сейчас можно даже в глухом селе, а вот аргоновое сварки есть не везде. Впрочем, в Донецке это тоже не проблема.
Сожалеем, что не взяли большего кузова, на 88 куб. м. Тогда мы могли бы брать обратного груза не 26 паллет, как сейчас, а 32-33 .
Самосвал Benalu превзошел наши ожидания. Для тех перевозок, которые мы выполняем, с технической точки зрения алюминиевый полуприцеп лучше, чем стальной, а экономически - выгоднее.
Полуприцеп Benalu Jumboliner с задней разгрузкой нас заинтересовал. Подвижный пол при загрузке/разгрузке позволяет обойтись без подъема кузова. Грузовые операции с такой техникой намного компактнее, а кроме того, исчезает проблема оборудования ровных площадок для разгрузки самосвалов.
Директор ООО «Скат- Экспресс» Роман Горак.
Главным преимуществом алюминиевой прицепной техники следует признать ее сравнительно небольшой вес. Мне известны случаи использования в Украине стальных самосвальных полуприцепов, которые весили 5, а то и на 8 т больше, чем наши, при такой же «кубатуре» кузова.
Наш парк имеет 18 транспортных единиц, из них самосвалов Benalu Optiliner - 17 на осях BPW. Покупали их б/у, выпуска 2002 - 2004гг приняли также восемь штук новых. Сначала брали 60- кубовые, но потом решили брать с кузовами большего объема. Эксплуатируем с 2004 - 2005 года. Тягачи нанимаем в других автопредприятиях. Перевозим по Украине насыпные грузы, главным образом сельскохозяйственные (зерновые).
Вся техника - в европейской комплектации, то есть не адаптирована к украинским дорогам. В принципе, она выдерживает. Порой нас просят загрузиться прямо в поле, но на такие предложения мы соглашаемся только в крайних случаях, и очень неохотно. Ведь европейская техника создана под требования и технические условия определенных технологий, поэтому загружаться лучше на элеваторах. Кроме того, ходовая часть, так же как и самосвальные механизмы, вынуждена работать в экстремальных условиях прежде всего из-за перегрузки. Поэтому мы внимательно следили за соблюдением весовых параметров наших ТС. Но все равно желательно иметь немного крепче и амортизаторы, и сайлентблоки, и оси. Все же наши дороги и условия работы далеки от идеала. Речь идет не только о каких-то угрозах для ходовой части. Даже на новенькой европейской подвеске, но в наших жестких дорожных ситуациях могут возникнуть «нештатные» нагрузки на раму. Впрочем, за все время эксплуатации самосвалов Benalu нами выявлено всего несколько случаев появления небольших трещин на раме, но эти повреждения надежно устраняются аргоновым сваркой. Я полностью разделяю мнение своего донецкого коллеги о том, что механические повреждения дюралюминиевых конструкций наших самосвалов относятся к категории незначительных, и устраняются элементарно. Относительно дефицита постов аргоновой сварки, то в Киеве такой проблемы тоже нет, а с распространением в Украине алюминиевых ТС она исчезнет и на местных СТО.
Алюминиевая техника настолько защищена от коррозии, об этой проблеме можно вообще не думать. На наших самосвалах за все время эксплуатации ни следа коррозии не обнаружено.
По полуприцепов Benalu Jumboliner с задней разгрузкой (с подвижным полом), то это перспективное предложение. К ним мы приценивались и раньше. Конечно, с подвижным полом при грузовых операциях мороки меньше. Кроме того, при перевозке обратных грузов такие полуприцепы имеют определенные преимущества перед самосвальными. Самосвал не всегда можно подгрузить, например, некоторыми паллетами, которые запросто возьмет Benalu Jumboliner.
Подробнее о компании "Трансмаркет"
|