По данным японской ассоциации автомобильных дилеров, продажи автомобилей в стране упали до рекордно низкой отметки, так низко они не снижались с 1968 года, передает ИТАР-ТАСС. Только за октябрь потребители купили 233,9 тыс. автомобилей – на 13% меньше, чем год назад. На треть сократился спрос на машины и в США. Здесь показатели упали до минимума за последние 25 лет. А наиболее слабыми в октябре были продажи у американского General Motors – мирового лидера на авторынке по итогам прошлого года. Пока американский автоконцерн не опубликовал прогноза продаж по итогам 2008 года.
Однако, по признанию одного из глав компании, такого низкого спроса у компании не было на родине со времен второй мировой войны.
Между тем автопроизводители всерьез рассчитывают на поддержку местного правительства. С приходом демократов к власти в Америке ситуация на рынке может стать более благоприятной. По словам президента американской ассоциации автомобильных дилеров Коди Ласка, новая экономическая политика США может существенно усложнить деятельность импортных брендов в стране, так как программа демократов по поддержке отечественной промышленности в числе прочего включает введение заградительных пошлин на импорт автомобилей в США, пишет Reuters.
О серьезных недочетах объявили и в других крупных компаниях. На 66% снизил прогноз прибыли по итогам финансового года (заканчивается 31 марта 2009 года) второй по величине японский концерн Nissan, такие данные опубликовал автомобильный портал Acars. Чистая прибыль Nissan Motor к 30 сентября сократилась на 40,5% по сравнению с прошлым годом до $1,28 млрд. О корректировке своих планов объявили и в Honda. Здесь уменьшили свой прогноз чистой прибыли на 41% – до $5,2 млрд.
Неутешительно обстоят дела и в Европе.
Несмотря на достаточно большие продажи в Европе, автомобильный концерн BMW неожиданно сообщил о серьезном снижении прогноза доходов.
Оперативная прибыль «баварцев» во втором квартале уже упала почти на 60% и составила 425 млн евро. А по итогам года вместо запланированных ранее 3,78 млрд евро производитель рассчитывает получить лишь 2,3 млрд, пишет немецкое автомобильное издание Automobilwoche. Согласно конфиденциальному отчету, который попал в распоряжение зарубежного издания, примерно 10% дилеров компании находятся на грани банкротства. «В связи с сокращением продаж за последние несколько месяцев число нераспроданных автомобилей на складах достигло рекордной отметки», – цитирует газета слова главы производственного совета концерна Манфреда Шоха. Он также не исключил, что оптимизация расходов на предприятии может привести к сокращению зарплат его сотрудников.
Главный конкурент BMW, автоконцерн Daimler AG, также корректирует свои ожидания по прибыли в 2008 году с 7 млрд до 6 млрд евро, сообщает MarketWatch. О сокращении прогнозируемой прибыли объявили и во французской компании PSA Peugeot-Citroen, сообщает Reuters. В третьем квартале эта цифра может составить лишь половину от ожидаемой. За первые шесть месяцев операционная прибыль французского альянса составила 1,1 млрд евро.
Однако в отчетах автомобильных концернов пока не фигурируют убытки, поэтому в прогнозах присутствует сдержанный оптимизм. Однако в Chrysler уже понимают, что дело идет "на слив", а в других компаниях пока лишь говорят об убытках за 3 и абсолютно точно за 4 кварталы. Но еще есть шанс, что ситуация выправится и дела пойдут на лад. В этом случае запаса прочности автогигантов может хватить для того, чтобы выдержать кризис. Если же спад на ключевых рынках продолжится и далее, то автомобильный мир не досчитается многих именитых брэндов. Под угрозой уже Buick, Hummer, Mercury, Lincoln, Pontiac, не лучше обстоят дела и в Европе, где с опаской смотрят на Alfa-Romeo, Lancia, Lotus, Saab, Jaguar, Land Rover, в Азии в зоне риска Subaru, Mazda, Mitsubishi, Holden. Аналитики утверждают, что затяжной кризис может стереть с "автомобильной карты" многие "иконы" с вековой историей. Подвержены опасным влияниям и большие компании, хотя они и не признают этого.
Все эксперты едины во мнении, что после этого кризиса автопром будет совершенно другим, как это было во время нефтяного кризиса 70-х в США, после чего произошел быстрый закат "романтической эпохи" 60-х и наступила эра экспансии азиатских производителей. Сейчас в относительно сильном положении находятся китайские и индийские автопроизводители, получившие современные технологии, но не подверженные пока глобализационным тенденциям. Если они предложат "рецепт оздоровления", то смогут начать глобальную экспансию, как это делали в 70-е 80-е годы японские автоконцерны. Японцы тогда предложили "малолитражки" с небольшим расходом топлива, противопоставив их "мастодонтам" с бензиновыми моторами V8. Китайские компании смогут быстро выйти на мировые рынки с недорогими электромобилями, либо с абсолютно новыми технологиями, экономящими топливо.
Любопытное решение предложила индийская Tata, использовав энергию сжатого воздуха для привода автомобиля. Однако Tata не успевает запустить производство "бюджетного" автомобиля и слишком увлеклась скупкой дорогих брэндов. Масса китайских производителей, основываясь на господдержке, вполне имеет шанс начать экспансию. В Китае построены десятки новейших автомобильных заводов, на которых уже работают европейские менеджеры. Скоро их там будет еще больше.
Главное, что после этого кризиса появится автомобиль, который и станет прообразом авто первой половины XXI века. Эпоха бензиново-дизельных "самодвижущих колясок" достигла своего апогея и похоже заканчивается. Человечеству нужно новое транспортное средство и новые идеи.
Инф. AUTO-Consulting по материалам зарубежной прессы.
|