Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 1 90-е годы: Авто новости от AUTO-Consulting - автопром

Интернет-ресурс информационно-аналитической группы AUTO-Consulting  
Новости CARS TRUCKS BUSES СКИДКИ % Статистика 125 лет SKODA
Поиск по новостям

Расширенный поиск
Разделы
Главная
Новости
 Рынок автомобилей
 Акции в автосалонах
 Тест-драйвы
 Статистика автопродаж
 Рынок автобусов
 Рынок грузовиков
 Военная техника
 Производство автомобилей
 Законодательство
 Автобизнес LIFE
 Дилерская сеть
 Кредиты/лизинг/страхование
 Сельхозтехника
 Авто-электроника
 Рынок запчастей
 Рынок шин
 Мототехника
 Советы владельцам авто
Растаможка авто
Подписка на новости


• Новости по теме: автопром
• Сколько мировой автопром уже потерял из-за дефицита микрочипов
• К 2040 году мировой автопром будет выпускать 66 млн электромобилей в год
• Сколько продлится дефицит микрочипов и каковы его последствия для автопрома
• Производство электромобилей до неузнаваемости изменит немецкий автопром
• Нормы токсичности Евро-7 в ЕС больно ударят по всему автопрому
• Европейскому автопрому уже стоит опасаться. Тест-драйв JAC S4
• Немецкий автопром неизбежно ждут новые сокращения
• Как в странах ЕС будут поддерживать автопром и кто от этого выиграет
• Франция выделяет €8 млрд на спасение своего автопрома
• Как коронавирус повлиял на планы по электрификации европейского автопрома
Еще по автопром...
Новости от AUTO-Consulting
Все новости по теме - Украина

Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 1 90-е годы

производство автомобилей | Опубликовано - 2021-08-13 17:33:24 (7434 раз прочитано)
Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 1 90-е годы - автопром
К 30 летию Незалежності України AUTO-Consulting решил проанализировать путь страны в сфере производства автомобилей и выяснить причины неудач. И главной целью этой статьи будет ответ на вопросы: Что и когда мы сделали не так? 30 лет – это как раз достаточное временное расстояние, чтобы сделать выводы.
Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 2 2000-е годы

Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие



С чем пришли к 1991 году



Для начала надо сравнить, что было и что получилось. К моменту обретения независимости в Украине была довольно развитая автомобильная промышленность. Два автозавода (ЗАЗ и ЛуАЗ) выпускали легковые автомобили, а двигатели для них производил Мелитопольский моторный завод (МеМЗ).



Во Львове работал автобусный завод ЛАЗ и там же был центральный институт «Автобуспром», который разрабатывал новые модели для всех предприятий СССР. Грузовые автомобили тяжелого класса выпускал КрАЗ. Была также собственная мотоциклетная промышленность по производству мопедов (ЛМЗ) и тяжелых мотоциклов (КМЗ), притом Киевский завод был с полным замкнутым циклом.



Функционировали заводы по производству прицепов, автоподъемников, автокранов и еще десятка различных наименований спецтехники.



По объемам выпуска легковых автомобилей Украина входила в 20-ку ведущих стран мира, выпуская более 200 тыс. автомобилей ЗАЗ и ЛуАЗ. Неплохие объемы имел также ЛАЗ и КрАЗ, а мотоциклов и мопедов Украина производила почти 300 тыс. штук ежегодно. Техника поставлялась на рынок СССР и экспортировалась в десятки стран. Это факты на 1991 год.



Здесь надо сделать оговорку, что далеко не все заводы были новыми и передовыми. Так как финансирование необходимо было выбивать раньше в союзных министерствах, а СССР в последние годы был не слишком щедрым на инвестиции. Тем не менее, к 1991 году с новыми моделями пришли ЗАЗ и КрАЗ, были неплохие наработки у ЛАЗа, а вот ЛуАЗу с новинками совсем не повезло.



Лихие 90-е

Известие о Независимости Украины все автозаводы восприняли с воодушевлением. Советская система дистрибуции была плановой. Завод получал план, выпускал автомобили и отгружал их заказчику. На предприятии оставалась прибыль от производства продукции, а основной заработок от автомобилей оседал в союзных дистрибьюторских компаниях. И выпуск каждой новинки, модификации нужно было утверждать в Москве. Правда министерство давало и финансирование под запуск новых моделей. Теперь же все стало проще. Завод сам себе определял план, сам продавал и сам получал всю прибыль.



Но оказалось, что как раз продавать заводы-то и не умели, да и в один момент исчез экспорт, который шел централизовано через союзную компанию «Автоэкспорт». Украинскому автопрому пришлось заново строить всю цепочку продаж, сервиса, дистрибуции на внешних рынках, учиться работать в рыночной экономике. Самим финансировать модернизацию производства. Всему этому приходилось учиться уже на ходу.



Стоит отметить, что начало 90-х – это время гиперинфляции. Продав автомобиль, через неделю уже невозможно было купить на эти деньги и половину комплектующих на следующий. Поэтому появились бартерные схемы, неплатежи, выплата зарплат продукцией и т.п. Нередко в пути исчезали целые автовозы с готовыми машинами – их по дороге могли завернуть какие-то местные «братки». Или разобрать на запчасти целый вагон автомобилей на железной дороге.



Это было страшное время, но окончательно авто и мотопром подкосило введение акциза. Ко второй половине 90-х все украинские автозаводы оказались без оборотных средств и на грани остановки. А очередной кредит в коммерческом банке под астрономические проценты лишь отодвигал время краха.



Теперь финансирование для запуска новых моделей Министерство промышленной политики Украины уже не выделяло, а своих средств на автозаводах уже не было. Законодательство заставляло предприятия продавать 80% всех валютных поступлений. Скопить средства автопром самостоятельно уже не мог. Тот же «АвтоЗАЗ» в 1997 году выпустил всего 1030 автомобилей, хотя в 1991 году выпускал 139 тыс. штук. Очень похожая ситуация была и на других предприятиях. Государству нужно было либо брать заново на себя финансирование и управление автопромом, как во времена СССР, либо распродавать предприятия в частные руки. Выбрали второй вариант.



Можно смело сказать, что к 1997 году еще тот советский автопром окончательно умер. И это была системная гибель, так как одинаковые симптомы были на ЗАЗе, ЛуАЗе, КрАЗе и ЛАЗе, КМЗ и ЛМЗ и разнились лишь в зависимости от местных условий и степени удачи директората. Причины были у всех одинаковые – это слишком резкая смена системы хозяйствования, разрушение системы сбыта и катастрофическое стечение обстоятельств ранних 90-х. Но главная причина краха была в недальновидной налоговой политике молодого государства, абсолютно не стимулирующей производство. Первые депутаты Верховной Рады совершили системную ошибку, заложив в налогах последующее уничтожение промышленного потенциала Украины.



В середине 90-х интерес к украинскому рынку начинают проявлять иностранные инвесторы. В Киев один за другим приезжают представители различных автомобильных гигантов. Слухи о грядущей приватизации обанкротившегося украинского автопрома попадают в зарубежную прессу. Первое совместное предприятие в Украине создает АвтоКрАЗ с итальянской IVECO в 1996 году. Под перспективный проект финансирование выделяет ЕБРР, который вошел и в соучредители компании, но выкупать весь КрАЗ итальянцы не захотели. Они решили попробовать новый рынок и нового партнера в рамках небольшого СП. Это не спасало сам КрАЗ, но давало хоть какую-то надежду.



«Лакомым куском» украинского автопрома, конечно же был «АвтоЗАЗ». Переговоры о его продаже в Кабмине вели с многими автомобильными компаниями. Наиболее продуктивными они были с Ford, FIAT, Renault, General Motors и корейской Daewoo. Корейцы в тот момент были самыми активными инвесторами в остатки автопрома Восточной Европы и обещали щедрые бонусы в случае успешной сделки, кроме того они давали за ЗАЗ больше всех. Против такого натиска премьер-министр Валерий Пустовойтенко не устоял. Но корейцы выдвинули еще одно условие - принятие специального закона, по которому им, как инвестору, гарантировались беспрецедентные льготы на 10 лет.



Закон № 535/97 «Про стимулювання автовиробництва в Україні» уже тогда окрестили законом «АвтоЗАЗ-Daewoo». По нему одному единственному предприятию давались небывалые льготы. В замен на инвестицию в $150 млн, СП «АвтоЗАЗ-Daewoo», в котором корейцам принадлежало 50%, на 10 лет освобождалось от уплаты акциза, НДС, пошлины на комплектующие, налога на землю и прибыль. Помимо этого, закон ограничивал доступ на рынок подержанных иномарок. Корейцы же взамен обязались сохранить численность предприятия в 20 тыс. человек, провести модернизацию завода, освоить выпуск новых моделей и рассчитаться с долгами «АвтоЗАЗа». Здесь надо сказать, что если бы не ультиматум корейцев и их щедрые бонусы украинским переговорщикам, никакого специального автомобильного закона Украина принимать и не планировала. Не велась даже его разработка до прихода Daewoo. Депутаты и министры считали, что инвестор на украинские активы и так найдется. Так считали и в соседней России, но инвестор к ним тоже не шел, пока в 2005 году они не создали единые льготы и правила для всех.



Закон с большим шумом тогда протолкнули через Верховную Раду. В 1998 г. было зарегистрировано совместное украинско-корейское предприятие с иностранной инвестицией в форме ЗАО «АвтоЗАЗ-Daewoo». Корейцы инвестировали в Запорожский автомобилестроительный завод $150 млн. Еще $50 млн. были выделены в качестве кредита на пополнение оборотных средств предприятия, за это Daewoo взяло в залог 36% украинской части акций.



Эти инвестиции позволили фактически заново стартовать «АвтоЗАЗу» с громкой премьеры обновленной ЗАЗ-1102, в которую корейские специалисты внесли 200 изменений. Чтобы не ассоциироваться с прежней эпохой, модель получила соответствующее название - «Таврия-Нова», и вышла на рынок с ценой $2200.



К сожалению, Кабмин Пустовойтенко так торопился протолкнуть этот закон и спихнуть «АвтоЗАЗ», что допустил две системные ошибки. Первая: закон нужно было писать не под одно предприятие, а как открытые и прозрачные правила для возможного привлечения в будущем и других инвесторов. Это частично исправят в 2000-м году, когда внесут в него изменения, предусматривающие такие же льготы для инвесторов в производство грузовиков и автобусов ($30 млн) и автокомплектующих ($10 млн.). Им попробуют воспользоваться «IVECO-КрАЗ», ЛАЗ, «Укрпроминвест» (в последствии «Богдан»), но ни у кого особо не получится. IVECO, хлопнув дверью, разойдется с КрАЗом и попробует организовать производство на «Мотор Сичи», а затем и вовсе свернет все производственные активности в Украине. «Укрпроминвесту» льгот не дадут чиновники. Будет еще одна попытка подать заявку на инвестиции $150 млн от никому не известной запорожской фирмы «АПИ», но ее даже не будут в серьез рассматривать. Все эти факты наглядно показывают, что тот закон был под одно предприятие и вызывал постоянную критику со стороны ЕС.



Вторая же ошибка заключалась в том, что не были разграничены льготы при полномасштабном производстве и при сборке авто. В результате, инвестор, внесший $150 млн., мог не только производить автомобили, а всего лишь их собирать.

Формально, следить за исполнением производственных программ должны были в Минпромполитики. Им так понравилось рисовать цифры роста производства, добавляя туда сборку (прикручивания колес), что от этой практики не отказались и до сих пор. Только вот сборка – это всего лишь уход от налогов, и никаких технологий Украине она не принесла.



Акцизный налог на автомобили в конце 90-х породил в Украине целую плеяду сборочных заводов. Таких льгот, как у «АвтоЗАЗ-Daewoo» у них не было, но чтобы не платить акциз в Украине начинают собирать ГАЗ, УАЗ, ИЖ, Москвич, а затем и ВАЗ. Российские автомобили были в тот момент популярными, а договориться об их сборке было легко. К примеру, ГАЗы в Украине одно время собирали сразу 6 разных предприятий. Сборку ВАЗов вели 4 завода. Все это в Минпромполитики времен Василия Гуреева зачем-то тоже называли производством, хотя по факту это был всего лишь уход от налогов. Самым крупным сборочным предприятием в 90-е годы стал "КрымавтоГАЗ" из Симферополя. Его владельцу удалось выбить в качестве эксперимента сниженную на 10% ставку НДС от Крымских властей, но в 1997 году эту льготу отменила Верховная Рада.



К концу 90-х началу 2000-х Украина полностью распродает остатки советсткого автопрома, притом особо не выбирая инвесторов. К ним не предъявляют особых требований, не согласовывали им план действий. Да и за соблюдением инвестпрограмм в Минпромполитики следили лишь формально. Но и льгот таким покупателям уже не давали - крутитесь как хотите. Можно сказать, что к началу 2000-х государство полностью устранилось от управления или влияния на автомобильную отрасль. Между автопромом и государством остались лишь бумажные и регуляторные отношения.



В 1999 году происходит банкротство Daewoo Motor и всплывают на поверхность коррупционные факты ее «успешной» экспансии. До украинского «АвтоЗАЗа» расследование тогда не дошло, но слухи ходили. Корейцы так и не успели воспользоваться плодами своего закона № 535/97 в Украине, но успели модернизировать «Таврию», запустить новую модель «Славута» и наладить SKD-сборку в Ильичевске Lanos, Nubira и Leganza. «АвтоЗАЗ» вновь оказался в кризисе и в полной неопределенности. В 1999 году завод произвел 6 045 автомобилей (при проектной мощности 150 000 авто в год) и это точно было не похоже на возрождение.

Ошибки 90-х

А теперь давайте резюмируем те ошибки, которые по мнению AUTO-Consulting, были совершены в 90-е годы, что и привело к краху автопрома.



1. В налоговой системе молодого государства не было изначально заложено стимулирование производства.

2. Закон «Про стимулирование автопроизводства» писался под одного игрока, а не как открытые и прозрачные “правила игры» для всех.

3. Закон давал одинаковые льготы как при сборке, так и при полномасштабном производстве автомобилей, что не способствовало развивать производство.

4. Бессистемная и непрозрачная распродажа активов автопрома не стратегическим инвесторам. Целенаправленный поиск профильных партнеров для предприятий не проводился.




Здесь нужно добавить, что в 90-е было самое подходящее время для привлечения инвесторов в автопром. В Европе не хватало мощностей, был период максимальной экспансии автопроизводителей из Азии, и еще не начался бум строительства автозаводов в России и Китае. Украина имела соглашение о свободной торговле со странами СНГ и могла продавать автомобили на все страны бывшего СССР.



Продолжение следует… В следующей части проанализируем ошибки 2000-х, узнаем кто воспользовался льготами Daewoo, как приходила Skoda и почему к нам не пришли Hyundai и Kia.

чтобы не пропустить – подпишитесь на наши каналы:
AUTO-Consulting в Telegram
AUTO-Consulting в Facebook

Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 2 2000-е годы

Почему у Украины не получилось стать автомобильной державой. Часть 3 Последнее десятилетие

FaceBook     Twitter     email     Telegram   Подпишись на канал в Telegram


Подпишись на новости по почте
Новости по теме - Украина Все новости по теме производство автомобилей


Интересное по теме...
• Российский завод ПСА начал экспортировать двигатели в Европу
• Не Tesla единой. Стартовало производство электромобиля с запасом хода 837 км
• Что производители делают с авто, на которых нет микрочипов. Шокирующие фото
• Выпуск электромобилей в Германии уже достиг 21%
• Стартовало производство нового поколения Volkswagen Multivan
• Ford запустил в производство электрический пикап
• Как за 13 лет изменилась стоимость аккумуляторов для электромобилей
• Каким будет крупнейший и самый конкурентоспособный центр производства электромобилей в Европе
• Дефицит микрочипов вновь парализовал конвейер АвтоВАЗа
• Toyota начнет использовать биопластик растительного происхождения вместо стекла
• GM показала три новых силовых установки для будущих электрокаров
• Дефицит микрочипов ударил по автопроизводителям сильнее, чем пандемия коронавируса
• Новый кроссовер ЗАЗ Одесса оказался фейком
• Hyundai инвестирует $1,1 млрд. в 2 завода по производству водородных топливных элементов
• Nissan представляет «Интеллектуальную фабрику Nissan». Что это такое?
Главные новости
• Сколько автомобилей недосчитается украинский авторынок до конца 2021 года и как изменятся цены
• MERCEDES Sprinter и VW Transporter: какие есть проблемы у основных узлов
• На украинском рынке появились 33-тонные самосвалы Shacman F3000 8x4
• Каким будет новое поколение Mitsubishi Outlander PHEV
• Что такое GDI? Особенности и преимущества системы непосредственного впрыска топлива
• Audi уже испытывает флагманский внедорожник Q9
• Skoda уберет из "линейки" Fabia версию универсал
• В Украине стартовали продажи новой модели легкого коммерческого автомобиля FAW Tiger VR. Объявлены цены
• Hyundai IONIQ 5 выиграл престижную награду в Германии
• Реальные отзывы о сервисе Auto Ria
• Радиолокационный комплекс "Минерал-У" успешно прошел заводские испытания
• Рассчитать кредит на автомобили PEUGEOT теперь можно быстро и выгодно в онлайн-режиме
• У Tesla заказали крупнейшую партию автомобилей. Кто заказчик?
• Какой штраф грозит за непристегнутый ремень безопасности
• Турция получила свой армейский грузовик Derman
• Great Wall запускает новый бренд для водородных авто FCEV
• Для льготной растаможки "евроблях" остается 2 недели
• В Украине готовятся начать выпуск электробусов Granton
• Рейтинг лучших гибридных автомобилей 2021 года
• Сразу две SUV-модели Opel претендуют на титул «Кроссовер года в Украине»
Все новости...

Авто- мото- музеи и коллекции Украины
«Фаэтон» Запорожье
«Ретро Гараж» Львов
«Винтаж Гаражъ» Днепр
Harley-Davidson Kyiv
«Мотомир» Каменское
Ретромотомузей Львов
Zastava Умань
Мотоколлекция OldCarService Киев
Гараж Януковича
Мотоколлекция Берегово
Коллекция Львовских мопедов
100 экземпляров за 100 лет

Заводы, где делают
Ваши машины
Украинский авторынок за 100 лет
ЗАЗ 2009 г., Как делают ZAZ Forza 2011 г., ЗАЗ 2017 г.
Богдан (Черкассы), 2009, 2013, 2019 год
Богдан JAC, Богдан-МАЗ
АвтоВАЗ
ЛуАЗ, ЛуАЗ 2016
Черкасский Автобус 2003, 2016 год
КрАСЗ
Что осталось от ЛАЗа
Что осталось от КМЗ
Что осталось от ХВЗ
Что осталось от ЛМЗ
Еврокар
ЧАЗ
Часов-Яр
История КМЗ
Завод им. Малышева
Киевский БТЗ
Первый украинский автозавод
Велосипеды Украины
Audi
Jaguar Land Rover China
Peugeot
Porsche
Volvo
FSO
KIA Slovakia KIA Russia KIA Korea
Lamborghini
MG
BYD
Chery, Chery 2016
Geely, Emgrand EC8, Emgrand GC9
Great-Wall, 2012 год
FORD Otosan
MAN & Neoplan Турция
IVECO
MAN
Scania Сёдертелье
ГАЗ, ГАЗ 2010
УАЗ

Счетчики


SHALB  
Secured  




Купить машину на автопродаже? Автобазар Украины.

Популярные новости
• Автомобильный рынок погружается в небывалый кризис, который зацепил уже и логистику. Что же рекомендуют в ECG
• В Украине начался дефицит популярных моделей автомобилей. Какие авто уже нельзя купить?
• На выставке в Кропивницком представили почти 100 моделей автомобилей. Есть и всеукраинские дебюты
• На каких автобусах будут ездить в городах Украины. Обзор выставки City Trans 2021
• Как изменились цены на б/у автомобили в Украине
• Укрпошта выставила на продажу 1600 старых автомобилей
• Стали известны сроки окончания дефицита микрочипов для производства автомобилей
• В Украине нашли огромную коллекцию редких мотоциклов
• Тест-драйв обновленного Renault Megane. Что изменилось
• Недорого, практично и очень симпатично. Тест-драйв обновленного Citroen C3 Aircross
• Каким был Киевский мотозавод в 1992 году. Уникальные архивные кадры
• На дорогах Украины начали устанавливать необычные радары измерения скорости
• Украинский авторынок в сентябре показал 20%-ый рост продаж
• Главные новинки коммерческой техники на выставке "АГРО-Экспо" в Кропивницком
• Сколько в мире до сих пор осталось первых киевских мотоциклов
Акции у дилеров...
• В сети СТО АИС можно выгодно подготовить авто к зимнему сезону
• В Украине зафиксированы специальные цены на среднетоннажные грузовики JAC N56
• На Renault стартовало выгодное сезонное предложение на колеса и диски
• Автомобили JAC в наличии в Украине предлагаются по сниженным ценам
• Цены на моторы, АКПП и детали подвески для автомобилей PEUGEOT и CITROEN снижены на 70%
• Nissan предлагает выгодно подготовить авто к зиме
• В октябре Mitsubishi ASX доступнее на 70 000 грн.
• На детали подвески и тормозной системы для PEUGEOT, CITROEN, OPEL действует выгода -20%
• Покупатели нового Hyundai получают Автобезопасность в подарок
• «Путешествуй уверенно с Renault»: владельцы Renault могут выгодно подготовить авто к зиме
• Volkswagen Без Забот: выгода на VW T-Cross достигает 33 тыс. грн.
• Купить б-у седан из Кореи в АИС можно со скидкой до 27 000 грн.
• Для автомобилей PEUGEOT, CITROEN и OPEL действуют выгодные условия по замене масла Eurorepar
• В Украине доступен Dongfeng DFA 1090 с изотермическим кузовом по специальной цене
• Renault предлагает оригинальные аксессуары для защиты авто по выгодной цене
Авто история
История АвтоЗАЗа
История Богдан/ЛуАЗ
История Черкасский автобус
История КМЗ / КМЗ 75 лет
Музей Audi
Музей BMW
Музей Citroen
История Citroen
Музей DAF
Музей Ferrari
Музей Fiat
Музей MG
Музей Peugeot
История Dangel 4x4
Музей Porsche
Музей Volvo
Парк Ferrari World Park
ВАЗ-2101 "Копейка"
ВАЗ-2121 "Нива"/LADA 4x4
LADA Sport
ГАЗ-24 "Волга"
ЛуАЗ-969
ЗАЗ-965
Первый украинский мотоцикл
Самая первая мотоколяска К-1В
Первый киевский мотоцикл К-1Б
Все модели ЛМЗ
История Mini
Музей в Брюсселе
Музей в Турине
Музей в Пекине
Музей в Шанхае
Гараж Князя Монако
Авто королей XX века
Гараж Януковича
Китайский автопром
Турецкий автопром
Корейский автопром
Авто II мировой войны
Автомобили Великой Победы
Авто Лэнд-лиза
Лимузины русских вождей
Киевский троллейбус
Киевский автобус
Первые украинские троллейбусы
Киевский скоростной трамвай
НТУ - 75 лет
Первые авто и автоСМИ в Украине
Статистика украинского авторынка за 100 лет
Сколько авто продали в Независимой Украине

Великие личности Андре Ситроен, Джорджетто Джуджаро, Луиджи Колани, Фердинанд Порше, Mr. Dream Car Алексей Сахновский, Свемпа, киевлянин Владимир Веклич, Филипп Прибылой Д4
 
Связь
Тел.: +38 044 496 28 50 / 51 / 52
Пишите нам >>>
Сделать стартовой | В избранное
Экспорт новостей |
Реклама на сайте
Распечатка, сохранение, перевод на другой язык или носитель материалов, опубликованных в новостях AUTO-Consulting, допускаются только для личного использования. Другое использование материалов (в том числе, частичная либо полная публикация) допускается только с разрешения ИАГ AUTO-Consulting. Использование материалов www.autoconsulting.com.ua, допускается при наличии гиперссылки на www.autoconsulting.com.ua.