Такая низкая загруженность заказами является причиной чрезвычайной энергоемкости продукции. Сейчас затраты на электроэнергию составляют 15 % от стоимости двигателей. Таким образом, затраты на производство двигателей перекрывают их стоимость. Поэтому предприятие нерентабельно, а оборотных средств для модернизации и перестройки нет. Кроме того, имеются огромные задолженности, особенно по зарплате.
Стоит напомнить, что проектная мощность завода - 125 тысяч двигателей в год, а освоенная - 85 тысяч в год.
Номенклатура продукции ХЗТД достаточно широка. В первую очередь это двигатели семейства СМД-60 мощностью 160-170 лошадиных сил, основным потребителем которых является Харьковский тракторный завод. Двигатели СМД – 72, мощностью 200 лошадиных сил, используются на комбайновом заводе в Биробиджане. Модернизированный серийный двигатель мощностью 265 лошадиных сил поставляется на Тернопольский комбайновый завод.
Двигатели для железной дороги используются на Краматорском машиностроительном заводе. Также освоены двигатели малой мощности 18 и 36 лошадиных сил. Их поставляют в Ивано-Франковск для тракторов «Прикарпатец».
Были успешные попытки адаптации двигателей для ЛАЗов и КАМАЗов, однако эти программы не имели развития.
Каковы же причина глобального упадка завода с таким большим потенциалом?
Ведь в Украине двигатели для тракторов и комбайнов производят кроме ХЗТД также харьковские «Серп и молот» и завод имени Малышева.
К сожалению, наши производители стали заложниками непродуманной государственной политики в области машиностроения. «Серп и молот» также работает не на полную мощность.
Кредиты для сельскохозяйственных потребителей поступают в малых количествах и даются на кабальных условиях. Поэтому наше село было и остается неплатежеспособным. Даже Харьковский тракторный завод не может рассчитываться с ХЗТД деньгами.
С другой стороны наш рынок постепенно завоевывают иностранные двигатели. Тот же ХТЗ сейчас больше закупает двигателей у Ярославского машиностроительного завода, чем у Харьковского завода тракторных двигателей.
На заводе установленная жесткая линия сборки двигателей. Чтобы собрать даже минимальное количество двигателей необходимо задействовать всю линию. Это означает, что энергозатраты и на 50 двигателей, и на 100, и на 1000 будут примерно одинаковыми. Жесткая линия препятствует быстрой реорганизации производства. Чего требует современный рынок. Переоборудование будет стоить очень дорого. Даже на ликвидацию ненужного оборудования у завода нет средств. Для того, чтобы переоборудовать хотя бы цех для сборки малых двигателей нужно около 3-ех с половиной миллионов долларов.
Еще один интересный факт: в 2001 году в Украину ввезли около 7000 комбайнов и тракторов из-за границы. На это у государства деньги нашлись, а защитить собственного производителя почему то не получилось. На ХЗТД прямо говорят: если закупают сельскохозяйственную технику за границей, значит это кому-то выгодно.
Ведь рассчитываясь за заграничную технику удобнее использовать не по назначению деньги выделенные на сельское хозяйство.
Кроме того, завод душат налоги. ХЗТД практически не работает, но исправно платит налог на землю за все 35 гектаров, в месяц получается 60 тысяч гривен.
Местные власти не хотят идти на встречу предприятию и уменьшить налог на землю. На заводе смеются и говорят: «Получается у нас кто не работает тот платит налоги!».
Одним словом, приходится констатировать: наши производители двигателей вытеснены конкурентами из собственной страны.
Однако новый директор ХЗТД Николай Сергеевич Спольников, считает, что не все потеряно, и что у завода еще есть будущее.
Для того, чтобы выйти из кризиса и запущен процесс банкротства. Банкротство вовсе не означает ликвидации предприятия. Процесс санации даст возможность восстановить его платежеспособность. Так как, это позволить заморозить в судебном порядке имеющиеся долги, кроме долгов по зарплатам конечно. После решения проблемы долгов можно будет уже говорить о новых производственных проектах. В процессе санации вряд ли удастся найти генерального инвестора, но небольшие инвестиции несомненно возможны. Уже сейчас ведутся переговоры о производстве коленчатых валов на ХЗТД. Ведь на предприятии есть мощная линия по сборке коленвалов, которая до сих пор не была востребованной. Одна киевская фирма заинтересовалась малыми двигателями СМД-900, СМД - 1000, которые им нужны для разворачивания производства коммунальной техники, тротуароуборочной техники, тракторов с навесным оборудованием. Объем возможных инвестиций небольшой, но это только первый шаг. Таких проектов должно быть много.
Также директор ХЗТД Николай Спольников считает, что без создания собственного сильного конструкторского бюро нечего и думать о возрождении предприятия. Сейчас у завода КБ нет. КБ с которым ХЗТД работал раньше было приватизировано и там сотрудничать с предприятием не собираются, более того пока даже не вернули заводу документацию по разработкам. Но это уже не имеет значения. Спольников считает, что обязательно нужно сокращать большое количество сотрудников и совершить кадровую революцию, чтобы на все ведущие должности пришли молодые люди с новым видением экономических отношений. Кстати для КБ собираются набирать преимущественно выпускников вузов. Новые люди должны по новому переосмыслить работу над двигателями, решить многие проблемы, связанные с недостатками двигателей. Вобщем должен быть создан настоящий мозговой центр ХЗТД.
Еще один важный аспект, Николай Спольник считает, что экспансия двигателей ЯМЗ в Украине будет продолжаться. Но запретительные методы защиты украинских производителей он не считает перспективной. Он принял, казалось бы, парадоксальное решение. Ведутся переговоры о том, чтобы ХЗТД стал трейдером и компаньоном Ярославского машиностроительного в Украине. То есть, чтобы специалисты ХЗТД занимались гарантийным и сервисным обслуживанием двигателей ЯМЗ, а также, чтобы на харьковском заводе производилась крупногабаритная сборка ЯМЗов. Такой шаг несомненно увеличит оборотные средства завода и способствует выходу из кризиса и окончательно угробит отечественную отрасль.
Нужно сказать, что все эти планы Николая Спольникова не выглядят бравадой. До прихода на ХЗТД Спольников работал на Мелитопольсокм заводе тракторных гидроагрегатов. Ему удалось вывести Мелитопольский завод из глубокого кризиса. Так что уже есть прецедент. Возможно этому крупному специалисту удастся провести серьезную реконструкцию и на ХЗТД.
С другой стороны сейчас активно проводятся правительственные совещания по проблеме украинских двигателей. Возможно, это даст результат. Ведь уже принята правительственная программа обеспечения сельскохозяйственных потребителей техникой по лизингу. В этом году на 30% удешевится техника украинского производства приобретенная по лизингу. Это означает, что фермеры покупающие по лизингу технику с двигателями ХЗТД будут платить на 30 % меньше, а цены на иностранные двигатели не будут уменьшаться. Это несомненно будет содействовать увеличению количества заказов для ХЗТД. Однако директор завода Николай Спольников утверждает, что подобные программы должны применяться еще шире и кредиты для села должны выделятся еще большие. Вот тогда возможны реальные перемены, а пока выводы делать рано.
На данный момент, на заводе работает около полутора тысяч человек. Поддержка игроков приятными сюрпризами со стороны интернет-казино – неотъемлемый атрибут клубов с отличной репутацией. Получить бездепозитный бонус Азино размером 777 рублей может каждый, кто зарегистрируется на официальном сайте. Вступай в игру на деньги казино, которые с легкостью можно приумножить и закрыть много финансовых вопросов для себя и близких!
Уставный фонд завода – 2 миллиона 730 тысяч 596 гривен, количество акций – 10 миллионов 922 тысячи 384 штуки, номинальная стоимость одной акции 25 копеек. Структура размещения акций АО «ХЗТД»: физические лица (льготная продажа) – 1,03 %, продано на аукционах физическим лицам – 0, 79 %, передано лизинговой компании «Украгромашинвест» - 26%, в управлении министерства промышленной политики – 72,18%.
Завод «Серп и молот» находится в таком же положении, (скрытый банкрот).
Крупные производители такие как «КРАЗ», «ЛАЗ», «ХТЗ», заводы по производству комбайнов переориентированы на двигатели ЯМЗ.
Рассматриваются проекты по крупно узловой сборки грузовых автомобилей западных производителей, на импортной агрегатной базе.
Таким образом, уничтожится такие отечественные отрасли как моторостроение, производство агрегатов и узлов для машиностроения.
Крупные сборочные предприятия, такие как опять же «ХТЗ», «КРАЗ», «ЛАЗ», лишаются отечественной агрегатной базы. Тем самым не оставляя не какой возможности на не зависимое Украинское производство.
Инф. Предоставлена ТД "ЛАЗ-Украина"
|