Ровно 130 лет назад – 5 августа 1888 года, Берта Бенц – жена изобретателя автомобиля Карла Бенца, решила помочь своему мужу. «Патентованный автомобиль Бенца» - так громко называлась 3-колесная самоходная тележка с моторчиком, - не пользовался большим спросом. Хотя, уже успел получить специальный приз на автосалоне в Париже. Ведь Карл Бенц запатентовал свое транспортное средство еще в 1886 г. Но с той поры прошло уже почти 2 года, и интерес к «стартапу» Бенца как-то начал угасать.
130 лет назад началась автомобильная эра
И спроса на автомобиль Бенца не было. И сегодня хорошо понятно почему. Собранный с использованием велосипедных деталей компании Adler, и сам похожий на 3-колесный велосипед с моторчиком, автомобиль Бенца не отличался комфортом. Жесткие деревянные сиденья, открытый кузов, который в дороге окутывала пыль, руль в виде коровьего хвоста, шум мотора, распугивающий лошадей на дороге. Куда комфортнее и престижнее было путешествовать в закрытой расписной карете, запряженной тройкой хороших коней. А у Бенца мощность бензинового моторчика объемом 954 см3 была всего 0,75 лошадки. Максимальная скорость составляла 16 км/ч. Ни комфорта, ни скорости. И сомнительная надежность.
Берта Бенц решила доказать, и наглядно продемонстрировать соседям, что автомобиль – это удобно и практично. Что на нем даже можно совершать путешествия. И он так легко управляется, что за рулем может быть женщина. Поэтому, 5 августа 1888 года она без спроса взяла автомобиль Бенца, посадила туда двоих сыновей и отправилась из Мангейма в Пфорцхайм. А путь туда был целых 104, а по некоторым данным – 106 км. С учетом максимальной скорости трехколесной повозки, и остановок возле аптек (где тогда продавали бензин) для дозаправки, дорога заняла целый день.
Естественно, были и приключения, которые теперь стали достоянием истории. Сначала подвели тормоза — задымились кожаные накладки, да еще и на спуске, то есть, при максимальной скорости! И перед поворотом! Мальчики испугались, а Берта Бенц не растерялась. Поднабравшись от мужа разнообразных знаний, дочь плотника и жена автоконструктора скомандовала: «Наклониться в сторону поворота!» — и опасный момент был преодолен. Новые кожаные тормозные накладки приобрели в ближайшей деревне у сапожника. Затем пришлось ремонтировать у кузнеца приводную цепь, которая растянулась. Берта — гениальный маркетолог! — не тратила зря ни одной секунды. Пока кузнец возился с цепью, она устроила собравшимся зевакам обзорную экскурсию вокруг машины, каждым словом подчеркивая достоинства чуда техники. Женщины завистливо поджимали губы и прикидывали, как бы они сами воспользовались такой «самобеглой коляской» (и лошадь запрягать не нужно!). Нужно отметить, что рекламная речь фрау Берты произвела куда больший эффект и возымела большее действие, чем золотая медаль, полученная на выставке. Ведь медаль дали за «чудо», а Берта Бенц демонстрировала потенциальным потребителям практическую пользу. Засорившуюся трубку, через которую топливо подавалось в карбюратор, Берта прочистила длинной шпилькой (такими шпильками дамы прикалывали к прическе шляпки).
Сейчас на этом маршруте – Мемориальная трасса Берты Бенц, и этот путь может преодолеть каждый желающий. Но судя по тому, каким успехом сегодня пользуются автомобили Mercedes-Benz, рекламный автопробег Берты был удачным. К тому же это было первое в истории семейное автомобильное путешествие.
В 1893 г на другом континенте серьезный толчок мировому господству автомобиля дал Генри Форд. Он создал свой собственный автомобиль.
Как Генри Форд смог не платить за патент на автомобиль
А дальше рост популярности автомобилей и скорость мировой автомобилизации стали стремительно возрастать. Как бы сейчас сказали: «Стартап выстрелил!»
Всего через три (!) года после поездки Берты Бенц первый автомобиль появился в Украине. В 1891 г редактор газеты «Одесский листок» Василий Навроцкий привез в Южную Пальмиру невиданный до тех пор транспорт - автомобиль марки «Панар-Левассор». Как отмечает AUTO-Consulting, произошло это всего через 5 лет, после того, как Карл Бенц вообще изобрел первый в мире автомобиль. Вот такой прогрессивной страной на то время была Украина.
Украинской автомобильной прессе исполнилось 102 года
В Киеве автомобили появились в 1897-м. С момента первой поездки Берты Бенц прошло всего 9 лет.
Показательно, что на улицах украинской столицы автомобили увидели на 2 года раньше, чем в Москве. А еще через 5 лет автомобиль уже перестал быть диковинкой.
По данным AUTO-Consulting, автомобильный рынок в Украине начала XX века рос просто гигантскими темпами. Так, в Одессе на 1904 год было зафиксировано 47 авто, то уже к 1912 году их стало 238 единиц. В Киеве в 1912 году автомобилей было меньше - 166 штук, но уже буквально через год автопарк удвоился и достиг 328 штук (+100 штук было в Киевском военном округе).
Статистика украинского авторынка за 100 лет
А после того, как в 1908-м Форд начал выпускать на конвейере Модель Т, процесс автомобилизации уже невозможно было остановить. Уже в 1909 году только в США работало 265 компаний, производивших больше 125 тыс. автомобилей в год. А прошло всего лишь 20 лет с того самого памятного пробега супруги Бенца. Но уже всем было очевидно, что будущее не за конным транспортом, а за автомобилями.
Сейчас практически то же самое происходит с электромобилями. Только скорость, с которой увеличивается их количество, намного больше, чем в XIX и в XX веке. Но еще стремительнее развиваются автономные авто. Не успеешь оглянуться, как по Мемориальной трассе Берты Бенц будут ездить электромобили без пилотов. И проводить экскурсии ее голосом, который компьютер синтезирует, изучив старинные документы и фото.
В Украине началась эра электромобилей
На «Столичном Автошоу» показали электро-Lanos
В Украине разработали беспилотный Lanos
К слову, эра электромобилей в Украине началась в 2011 году. Именно тогда у нас начали официально продавать первый электрический хэтчбек. Хотя дотошные историки вспомнят и о «Таврии-электро», а кто-то наверняка укажет и на электрические фургоны ЛАЗа, под которые и строился этот завод.
Серийное производство электромобилей в Украине стартовало еще 64 года назад. Уникальные фото
40 лет назад в Киеве уже серийно выпускали гибриды
Украинский "кулибин" легко сделал из "Таврии" электромобиль
Все эти факты, AUTO-Consulting, разумеется знает. Но они не носили системный характер и были лишь предвестниками новой эры электромобилей. Поэтому, формально говорить о первых поставках электромобилей для розничных продаж можно лишь с 2011 года, еще через 2 года начались уже заметные их продажи, а к 2018 году рынок электроавто уже стабильно отвоевывает % покупателей у авто с ДВС.
Европе не нужны электромобили?
К 2025 году электромобили станут дешевле машин с ДВС
Автономные автомобили готовы выехать на дороги общего пользования уже в этом году. Названы точные даты
|