AUTO-Consulting уже рассказывал об УС, который должны начать собирать с 1 сентября. Однако, такое развитие событий пытается предотвратить ВААИД, апеллируя к тому, что Закон «сырой» и требует значительной доработки. Президент дал поручение внести изменения в Закон об УС, но, во-первых, не все из них чиновники спешат выполнить, а во-вторых, - по нашему обыкновению из-за спешки, намечается законодательная путаница.
Стали известны даты вступления в силу утилизационных законов
Президент подписал утилизационные законы
В частности, ВААИД требует отменить коэффициенты к ставкам экологического налога и установить единую базовую ставку для всех авто в 5500 грн., а в дальнейшем снизить ее до 1000 грн. Для потенциальных покупателей это, естественно, лучше. Хотя, как сообщил AUTO-Consulting генеральный директор «АВТ Бавария» Александр Тимофеев, в Германии размер утилизационного сбора – около 100 евро а зарплаты в разы больше, чем у нас. А по словам директора финансового и административного департамента «Хонда Украина» Игоря Бойко, в Японии утилизационный сбор составляет около 100 долларов и тоже зарплаты в разы больше, чем у нас. Почему с наших автомобилистов хотят брать так много – не понятно.
Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко объясняет это заявленным в Законе количеством пунктов и заводов по утилизации. Украине столько не нужно. В соответствии с Законом, это 86 пунктов приема в каждом городе Украины с населением больше 50000 человек, и заводы по переработке в каждом областном центре Украины. При таких мощностях, уверен господин Назаренко, за год будут переработаны все старые авто в стране и утилизационным заводам будет нечего дальше делать. Тем более не понятно, говорит Олег Назаренко, как до сих пор, справляются с отработанными фильтрами, маслами, шинами, аккумуляторами и другими вредными компонентами авто.
Переработка вторсырья – это бизнес. Причем, прибыльный бизнес. Поэтому, простому автомобилисту не понятно, почему утилизация должна происходить за его деньги. Сперва он платит УС покупая машину, а потом – ничего не получает за сданный в утиль автомобиль. То есть – фактически платит дважды. Особенно, с учетом того, что автомобилистов обязывают сдавать комплектные авто. А ведь там еще много запчастей, которые можно использовать.
Президент поручил немедленно изменить утилизационные законы
Что будут менять в утилизационных законах
Немало владельцев не новых авто покупают такие запчасти на разборках. А тут их надо отдать задаром. То есть – дать заработать и фактически спонсировать из собственного кармана владельца утилизационного бизнеса. Который, кроме всего прочего, еще и получит деньги за сданный металлолом. Видимо, владельцам авто надо гарантировать, что за сданное в утиль автомобильное старье они получат какую-то премию. И она не должна быть меньше утилизационного сбора, который он заплатил при покупке. Тогда концы с концами хоть как-то сойдутся.
Помимо этого, по мнению Олега Назаренко, сдача комплектных авто чревата их повторным использованием. Так, по его словам, в свое время было в Китае, где их продавали на “черном” рынке. Кто был в Китае и видел, какие раритеты там можно встретить на дорогах, вполне поверит, что некоторые из них из утиля. Но ни за что не поверит, что китайцы сдавали в утиль то, что еще могло передвигаться.
ВААИД обратилась к Президенту с просьбой отложить вступление Закона по УС в силу до 1 января 2014 года. С одной стороны – разумно, ведь до 1 сентября новые утилизационные центры (не говоря уже о перерабатывающих утиль заводах) вряд ли появятся. А значит УС надо будет собирать со всех – и с импортеров, и с производителей. Причем, по ставкам до 30 тыс. грн. в зависимости от объема двигателя.
А если примут поправку ВААИД и ограничатся ставкой в 5500 грн для всех? Неоднозначная ситуация. Понятно, что тем, кто успеет заплатить за новый автомобиль больше 5500 грн, эти деньги вряд ли вернут. Значит, есть вероятность, что до принятия окончательного решения по УТ, рынок «замрет» в ожидании. И когда окончатся склады по старым ценам, торговли не будет. По словам Олега Назаренко, ВААИД рекомендовала всем импортерам завезти побольше авто до 1 сентября. Хороший совет, но сделать это не так просто. Во-первых, надо иметь на такие закупки деньги, во-вторых, - возможности поставить дополнительное количество авто у производителей. Поэтому, AUTO-Consulting не исключает, что может возникнуть и дефицит авто по «доутилизационным» ценам.
С точки зрения потребителя и потенциального покупателя автомобиля, на данный момент УС выглядит, как сбор на будущие похороны при рождении. А значит, независимо от того, какой вариант Закона по УС будет принят: существующий базовый, доработанный по поручению Президента или ВААИД, автомобили подорожают и платить за все придется покупателю. Бюджету просто нужны деньги и это, видимо, самое главное.
А значит самое правильное решение сейчас – это пойти и купить автомобиль до 1 сентября.
Инф. AUTO-Consulting
Актуальные акции и скидки в автосалонах
|