На Круглом столе собрался серьезный кворум и помимо представителей ведущей автомобильной и деловой прессы и информагентств, спикерами здесь были народный депутат и почетный президент Корпорации «УкрАвто» Тариэл Шакрович Васадзе, народный депутат и президент Украинского Союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кириллович Кинах, директор Запорожского автомобилестроительного завода Николай Евдокименко и президент Ассоциации «Укравтопром» Михаил Резник.
Во время беседы присутствующим задавались различные вопросы, которые тезисно, можно разделить на несколько смысловых блоков. 1) Правомерность введения спецпошлин; 2) Цены на импортные автомобили; 3) Что дадут спецпошлины производителям и гражданам Украины.
О том, что спецрасследование проведено безукоризненно присутствующим сообщил Михаил Резник. Он показал документ, в соответствии с которым, представитель Еврокомиссии в Киеве принял материалы по спецрасследованию, что подтверждает, что эта сторона была заблаговременно уведомлена.
Мы создали прецедент и «выпороть» Украину сегодня не получится, поскольку расследование проведено с соблюдением всех юридических нюансов. Нанесен серьезный ущерб украинским предприятиям и оставить это без последствий Украина просто не имела права. И в этом спецраследовании речь идет не об автопроме, а о государственной политике, - подчеркнул Михаил Резник. А задержка публикации решения Комиссии по спецрасследованию связана с тем, что импортеры это решение обжаловали в различных судах.
Правомерность введения спецпошлин
О том, насколько правомерны сами требования и претензии Украины к автомобильным импортерам, присутствующих проинформировал Анатолий Кинах. Он привел данные, предоставленные Институтом экономики и прогнозирования НАН Украины академика Гейца, Институтом экономики промышленности НАН Украины академика Амоша и Национальным институтом стратегических исследований.
В соответствии с ними, в 2010 году отрицательное сальдо внешней торговли Украины было $9 млрд. в 2011 - $14 млрд., в 2012 – почти $16 млрд. Причем, на этом фоне значительно сократилась доля потребления продукции и услуг, изготовленных предприятиями Украины. Если в 2002 году доля отечественных продуктов, которые были потреблены на внутреннем рынке , составила 71%. То в 2012-м – она сократилась до 54%. А если рассмотреть по товарным группам, то импорта в них еще больше: одежда – 89% импорт, обувь – 96% импорт, спорттовары – 76% импорт, оптика – 80%, столовые наборы – 70%, мотоциклы и мопеды – 99%, детские игрушки – 90%, автомобили – 86% импорта.
В прошлом году только в легальной торговле украинскими гражданами было приобретено импортной продукции почти на 135 миллиардов грн. На эту сумму мы профинансировали рабочие места за рубежом, - резюмировал господин Кинах. И это только легальная торговля без учета серого импорта, контрафакта, контрабанды и секонд-хенда. Это очень серьезно и затрагивает национальную экономическую безопасность Украины. У нас нет запаса времени и запаса прочности углублять эту тенденцию. Иначе мы проскочим точку невозврата.
А Тариэл Васадзе добавил: когда 90% импорт, чьи интересы мы задели на своем рынке? Какое еще нужно юридическое обоснование для начала спецрасследования и введения спецпошлин на импортные автомобили?
Когда в стране каждый год увеличивается нарушение внешнеторгового платежного баланса, хотим мы или не хотим, это ведет к нищете. Ведь за этим следует неуправляемая девальвация, которая обесценит сбережения людей. Если мы не будем защищать свое внутреннее производство, наступит всеобщий коллапс. И речь идет не только об автомобилях.
Мы должны защищать абсолютно все, чтобы иметь стабильные рабочие места. Когда у человека есть рабочее место, он получает зарплату и покупает на нее товары.
Даже Конгресс США, - продолжил Тариэл Шакрович, - принял закон, запрещающий покупку любого технологического оборудования из Китая без одобрения федеральных властей. Потому, что задеты экономические интересы США. А чтобы защитить экономические интересы Украины, приходится что-то доказывать своим же.
Когда мне говорят, - отметил господин Васадзе, - что «Запорожец» - не BMW, я с этим согласен. Но скажите: разве немецкий автобан и украинские дороги – это одно и то же? Так что, отказаться из-за этого от своей страны? Нам не надо совершенствоваться? Нам не надо учиться? Нам не надо отстаивать свое право жить в этой стране? Почему же мы позволяем кому-то решать что-то за нас?
Наступило время, - подчеркнул Тариэл Шакрович, - когда мы, если не будем отстаивать собственное производство и поддерживать национального производителя, получим нищее государство. По типу «банановых республик», в которых 90% импорта, и население живет за счет гуманитарной помощи. А у нас в Украине объем импорта в среднем по всем товарам уже зашкаливает за 60%.
Анатолий Кинах, по этому поводу сказал, что аналогичные заявки по разным видам продукции за последние 10 лет подавали 36 государств. И принципы локализации производства, импортозамещения, экспортной экспансии, защиты и поддержки национального производителя и государственного протекционизма эффективно используется всеми развитыми государствами мира. И членами Большой семерки и участниками Большой двадцатки.
Ценность цены
Но большинство потребителей волнует не большая государственная политика, а цены на автомобили. Николай Евдокименко по этому поводу отметил, что благодаря локализации производства, ЗАЗ уже два года не меняет цены на свои автомобили. Кроме того, добавил господин Евдокименко, благодаря тому, что мы локализовали 580 узлов и деталей ЗАЗ Vida и 5 тысяч тонн стали покупаем на Запорожстали, получают работу люди в смежных отраслях. А на самом ЗАЗе трудится сейчас 8000 человек.
Если спросить рабочего на ЗАЗе, - добавил Тариэл Васадзе, - хочет ли он, чтобы поднялись цены на импортные автомобили, телевизоры или другие импортные товары, он, конечно, ответит «нет». Но если его спросить, хочет ли он завтра остаться без работы, он тоже ответит «нет».
Проблема не в том, дороже или дешевле будет автомобиль или телевизор. Проблема в том, чтобы у людей были деньги их купить. А это возможно только, когда есть стабильная работа и зарплата. Что важнее: подорожание или остаться без работы?
Процессы интеграции Украины в мировое экономическое пространство имеют необратимый характер, - отметил Анатолий Кинах. Там каждое государство борется за свое место под солнцем. И если Украина при либерализации своего рынка, не проявляет экономического патриотизма - не создает и не защищает рабочие места на своей территории, не создает условий для развития высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, то такое государство очень скоро превращается в полигон для потребления импортной продукции. И почти одновременно с этим – в экспортера дешевой рабочей силы.
Со всеми вытекающими отсюда последствиями. И речь идет не только об автопроме, а о рисках для всей Украины. Основой для развития и процветания страны являются не финансовые пирамиды и не пирамиды потребительских кредитов, а наличие в стране развитого, конкурентоспособного промышленного производства.
Как сообщил присутствующим Николай Евдокименко, добавочная стоимость на ЗАЗ Sens сегодня составляет порядка 70%, а на ЗАЗ Vida – 60%.
Что дадут спецпошлины производителям и гражданам Украины
Те, кто говорит, что к нам не придут инвесторы, чтобы построить в Украине свои заводы, потому, что у нас «неинтересный» рынок, лукавят, - сказал Тариэл Васадзе. Для автомобилей, сделанных в Украине беспошлинно открыт рынок всех стран СНГ. А это 4 миллиона! Но чтобы у инвестора появился интерес строить, надо поставить заградительные барьеры для импорта. А если ничего не предпринимать, то через два года у нас рынок будет точно, как в России. По нашим дорогам будут ездить сделанные в России автомобили, которые поставляются к нам беспошлинно.
Для того, чтобы заводы строились у нас, мы сейчас дорабатываем программу развития украинского автопрома, аналогичную и адекватную российской, - сообщил господин Васадзе. Поэтому, спецпошлины – это только первый шаг. Они должны трансформироваться в серьезные долгосрочные программы развития.
В завершение беседы Анатолий Кинах сказал, что Украина сохранила очень серьезный потенциал и если его умно использовать, можно достичь очень многого. Но это должны быть государственные приоритеты. Это наше домашнее задание, которое вместо нас никто не будет делать. Только наша воля, наша работа, наше понимание ответственности перед будущими поколениями, чтобы наша страна в будущем занимала достойное место в мире.
Украинский автопром: перезагрузка началась
|