Kopp: Игорь Анатольевич, на Ижевском заводе завершается выпуск модели двадцать один ноль четыре, эра классики заканчивается. Хотя она в свое время была достаточно популярна. Насколько эта модель имела хорошую экономическую составляющую? Большое ли количество таких автомобилей было создано? Можно вообще как-то в цифрах это обозначить: прибыль компании и, например, количество произведенных классических автомобилей?
Комаров: Если говорить о классическом семействе автомобиля "Лада", то, безусловно, само создание и работа "АвтоВАЗа" связаны в большей части именно с этим семейством. С этого семейства и с "Копейки" началась работа "АвтоВАЗа". Если говорить о прибыльности, то я могу сказать, что менее чем за три года "АвтоВАЗ" окупил все инвестиции, которые были в него сделаны. И за время своей работы, именно благодаря классическому семейству, миллиарды долларов в бюджет поступили от реализации этих автомобилей. И более трехсот тысяч автомобилей классического семейства были проданы в Латинской Америке. Сотни тысяч были проданы в Европе и Северной Африки. Эти автомобили успешно конкурировали со своими прародителями автомобилями "Фиат" в свое время. Безусловно, многое меняется. И в последнее время менее маржинальны стали эти автомобили, потому что мы видели, что растет цена на металл и на компоненты. И классические автомобили были чувствительны к изменению цены. Мы должны были сделать, сохранить их доступность для населения. Поэтому, безусловно, прибыльность поменялась. Также как поменялась наша жизнь и предпочтения людей и возможности их бюджета. И безусловно, тяжело было найти замену и сделать такой же доступный автомобиль, соответствующий современным требованиям. И мы довольны тем, что нам удалось запустить недавно "Ладу Гранта", которая полностью, я надеюсь, заменит классическое семейство автомобилей.
Kopp: Pасскажите о проекте с Казахстаном. В семнадцатом году там будет запущен конвейер, с которого начнут сходить ваши машины. Скажите какие планы на этот проект? И, как я понимаю, там тоже будут выпускаться "Лада Гранта"?
Комаров: У нас серьезные планы на проект с Казахстаном. Мы видим, что рынок России развивается быстро, мы вступили в таможенное пространство. Рынок Казахстана, мы также видим, повторяет тенденции быстрого развития рынка и продаж. И мы считаем, что и на этом рынке перспектива наших автомобилей достаточно серьезная. Мы предполагаем производить на первом этапе шестьдесят, а на втором до ста двадцати тысяч автомобилей, и большую часть, серьезную долю в них, составит именно объем "Лады Гранта".
Kopp: А как сейчас, в 2012 году, можно рассчитать цену и понять конкурентное преимущество в том ценовом сегменте, в котором мы рассчитываете работать через пять лет? Как мотивировать жителей Казахстана, чтобы они были готовы заплатить именно за эту машину? Ведь наверняка найдутся достойные аналоги, кто-то будет дешевле, кто-то выиграет по каким-то другим качествам.
Комаров: Безусловно, очень важны именно маркетинговая составляющая и оценка конкурентов. И в этом мы серьезно работаем и в нашем сегменте, и в других сегментах, и очень серьезную помощь нам оказывают наши партнеры по альянсу "Рено" и "Ниссан". Вместе с ними мы оцениваем перспективы рынка. Мы оцениваем, что рынок будет развиваться хорошо. И в августе мы вышли на первое место по продажам в Европе и обогнали Германию. Но это данные по месяцу. Я думаю, что через два года наш рынок будет устойчиво первым в Европе. Что касается перспектив и современных направлений развития, мы, безусловно, понимаем, что нам очень много нужно сделать и при этом сохранить наши конкурентные преимущества, а именно достаточно низкую себестоимость производимых автомобилей. Улучшить качество и потребительские свойства. У нас есть план, и до семнадцатого года есть очень четкое понимание, какие модели с какими потребительскими свойствами мы выпустим на рынок. В ближайшие пять лет нам предстоит очень серьезная программа, нам нужно запустить порядка пятнадцати моделей "Лада" и еще около десяти моделей "Альянса". Это на площадках в Тольятти и в Ижевске. Поэтому программа у нас серьезная, она также серьезно прорабатывается.
Kopp: А какие вложения будут в эти ближайшие пять лет? Вы можете озвучить какие-то цифры?
Комаров: Если говорить до две тысячи двадцатого года, на ближайшие семь-восемь лет, то программа у нас составляет порядка четырех миллиардов евро. И подавляющая часть из них, более трех миллиардов евро, мы должны инвестировать в ближайшие три-четыре года.
Kopp: В компанию в прошлом году пришел известный дизайнер Стив Маттин, который работал с такими серьезными брендами, как "Мерседес" и "Вольво". Скажите, насколько сложно человеку такого уровня "приземлиться"? Потому что когда дизайнер такого уровня приходит на новый проект, у него должно быть, как у любого человека, зона ближайшего развития, и он должен понимать возможности, которые представляет ему заказчик. Как вы оцениваете свои возможности для серьезных дизайнерских проектов, а главное, для того чтобы эти проекты воплотились?
Комаров: Хороший вопрос, но он заключает, наверное, две составляющие. Это то, что этот дизайнер, безусловно, должен быть очень креативным и, как вы говорите, парить в идеях. С другой стороны, он профессионал, а Стив более девяти лет работал в ведущих фирмах, которые очень четко понимают, что такое бюджет, что такое требование по качеству и что такое себестоимость объема инвестиций. Он прекрасно понимает, и очень практичный человек, который делал много проектов очень знаковых и которые знают, которые у все на слуху. Он прекрасно понимает, что необходимо это соотношение креативности и дизайнерских идей, которые могут быть реально воплощены и могут быть оцифрованы в цифрах бюджета и в определенных технологиях.
У Lada появился свой фирменный стиль. Первым его получил кроссовер XRay
В этом плане нам очень комфортно с ним работать, потому что он это прекрасно понимает. И также он понимает, что у него есть очень серьезная свобода в разработке новых идей, новых концепций дизайнерских. И первые шаги, но, на мой взгляд, очень важные и серьезные, мы уже видим. Он также понимает, что перед нами серьезные планы, серьезные инвестиции. И самое главное, что позволит окупать проекты, - это большие объемы продаж и большие объемы производства, на которых даже смелые дизайнерские идеи, которые обоснованы грамотным бюджетным просчетом, безусловно, будут реализованы. Поэтому мы уверены в том, что у него все получится.
Kopp: А какие условия он вам ставил как профессионал высокого уровня?
Комаров: Есть секрет, который касался наших переговоров, которые велись больше полугода. Но главное, что как профессионалу ему важно было видеть перспективу компании, нацеленность и компании, и акционеров, менеджмента на результат. И понимание того, что этот результат достижим. И, безусловно, то, что все его начинания и все, что необходимо для реализации его идей, мы ему обеспечим.
Kopp: Стив, отдает себе отчет, в какие руки он будет отдавать машины? Что "АвтоВАЗ" будет делать, для того чтобы эти руки были достойны смелой дизайнерской мысли?
Комаров: Вы знаете, он больше профессионал и прагматик. Он работал в разных компаниях, он знает, как это делается. Поэтому то, что ему нужно было просто приехать на завод, побеседовать с менеджерами, посмотреть изменения, которые происходят с точки зрения технологии, те новые автомобили и наши, и "Ниссаны", которые будут запускаться в конце года, и "Рено", которые будут запускаться в следующем году. Он побеседовал с людьми, которые их создают, убедился в том, что все это реально. Ведь все мы живем часто впечатлениями семи- или пятнадцатилетней давности.
Я помню в школу ходил, и подо мной был стульчик и парта была какая? А когда я сейчас захожу, я вижу, что, например, есть интерактивные доски и совершенно другой уровень преподавателей. Поэтому нам лучше просто смотреть на те процессы, которые сейчас происходят, и не жить впечатлениями, которые были у нас пятнадцать или двадцать лет назад. И смотреть на тех людей, беседуя с теми людьми, профессионалами, которые этим сейчас занимаются, в том числе нашими партнерами по альянсу. Стив ровно это и сделал. Ему достаточно было двух визитов на "АвтоВАЗ". Он много беседовал с трудовым коллективом и с менеджерами, и с теми, кто занимается проектированием и реализацией автомобилей, в том числе и с автовазовскими дизайнерами. Я думаю, на основании этого всего он сделал правильный выбор.
Kopp: Какая планка стоит сейчас перед вами, какие задачи ставятся правительством, ведь "АвтоВАЗ"?
Комаров: Мы живем серьезными категориями, которые касаются доли рынка и сотни тысяч автомобилей продаж, около двухсот миллиардов рублей выручки. Мы ставим планку не менее 20% в продажах на российском рынке. И вместе с альянсом это около 40%. Если остальные отрасли будут расти быстрее, чем автопром, этому можно будет только порадоваться. Поэтому наша задача – производить в ближайшее время около миллиона автомобилей, запустить автомобили брендов и "Рено", и "Ниссан", и вместе с ними иметь 40% всех продаваемых автомобилей, произведенных на всей территории земного шара. Такая вот у нас есть задачка.
Как создавалась Lada Granta. Рассказывают конструкторы
Московский автосалон: новинки, которые скоро взорвут рынок
На что уже способен российский автопром
В чем заключается новый фирменный стиль Lada? Как делают Lada в Тольятти. Репортаж с завода
Инф. Вести.Финанс
|