В феврале кризис ослабил свое влияние на рынки Европы, что вылилось в общее падение - 23%, а в странах ЕС и вовсе на 18,3%. Еще несколько месяцев назад спад продаж достигал четверти рынка! Но благодаря действиям властей в отдельных странах удалось преломить ситуацию и даже выйти на рост продаж автомобилей.
В Украине решили изобрести свой собственный уникальный путь и "закручивали" "гайки" налогов. Рынок очень быстро отреагировал беспрецендентным падением в 5 раз (!), в результате чего Украина скатилась с крепкого 7-го места на 14-е, пропустив вперед такие рынки как Швеция, Греция, Швейцария, Австрия и даже Польша. Как сообщает AUTO-Consulting, по темпам падения рынка Украину обогнала лишь Исландия, где в конце 2008 года был зафиксирован дефолт и продали всего 91 авто за месяц.. Даже в странах Прибалтики на сей раз сумели сдержать темпы падения рынка чуть лучше, чем в Украине. От былого потенциала и мощи осталось лишь 11 тыс. авто, которые дилеры героическими усилиями в убыток себе смогли продать. Таковы результаты февраля 2009 года. |
Эти результаты важны как индикатор эффективности мер по борьбе с кризисом. Во многих странах власти пытаются минимизировать последствия спада рынка и предлагают различные подходы, от стимулирования покупателя нового авто, решившего обменять его на старое, до прямых дотаций автопроизводителям.
Показательно, что в феврале усилия властей уже успели проявиться, в Украине, к сожалению, тоже.
В Германии действовала программа стимулирования замены авто старше 9 лет на новые модели. Покупателю государство выплачивало 2500 евро. В результате в феврале рост продаж составил +21,5%. данная программа рассчитана на 600 тыс. автомобилей, которых хватит на несколько месяцев. Но в немецких автосалонах о кризисе уже забыли.
В Италии также стимулировали покупателей менять старые авто на новые, предлагая компенсацию в 1500 евро. Но то ли схема слишком сложна, то ли деньги еще не дошли к рынку, но результата пока нет. Спад -24%.
Франция также ввела стимулирование замены старых авто на новые и предлагает компенсацию от 1000-1500 евро. Государство хотело также выделить средства автопроизводителям, но из-за критики других стран пока это не сделало. Французам показалось мало компенсаций и спад продаж во Франции составил 13%.
Россия повысила пошлина на импортные автомобили и будет компенсировать часть ставки по кредитам для автомобилей, выпускаемых на территории РФ, оплачивать доставку авто в отдаленные регионы и т.п. Пошлины уже действуют, а целевые программы поддержки потребителей пока нет. В феврале спад рынка - 38%.
Испания еще недавно была близка к украинскому рынку, так как занимала 6-е место. Здесь пока не ввели программы стимулирования покупателей по немецкому образцу и спад достиг - 49%. К слову, тренд на спад в Испании наблюдается уже 9 месяцев, а программы лишь готовятся. Зато государство выделит самые значительные среди стран ЕС суммы прямых дотаций автозаводам.
В Великобритании пока не ввели действенную программу по спасению авторынка. На родине парламентаризма и истинных джентельменов пока дискутируют о будущих мерах и склоняются к немецкому опыту. Также здесь готовы финансировать отдельные производства. Пока нет решительных мер - рынок продолжил спад на -21%.
В Польше смогли продемонстрировать осторожный рост рынка +7,3%, притом положительные результаты здесь фиксируют уже не первый месяц. Складывается впечатление, что поляки - самая благополучная нация, но оказалось, что причина в ценовой политике. Также интерес к польскому рынку проявляют и немцы, так как здесь цены ниже. Также в Польше готовятся стимулировать замену старых авто по немецкому опыту.
Украина продемонстрировала результат - 78,3%. А что еще можно было ожидать, когда стимулировать расставаться со старыми авто здесь решили непомерным транспортным сбором, превышающим в несколько раз стоимость самого авто. Покупать новое авто "стимулировали" увеличившимся акцизом и взлетевшим курсом валют, при этом почему-то вместе взлетели в цене и авто украинского производства. Потребитель не принял такой "заботы" от государства. Государство опомнилось и отменило непомерный транспортный налог, зато ввело 13% дополнительной пошлины. Сейчас ждут результатов с таможни, где уже констатируют остановку импорта.
Румыния в феврале сдала 66% рынка. Здесь также планируют ввести программу стимулирования покупки новых авто, в замен устаревших.
Словакия также испытывает большой спад рынка в - 37,9%. Правительство уже заявило, что будет пытаться использовать кризис в свою пользу, стимулируя замену старых авто доплатой 1500 евро.
Латвия очень близка к показателю Украины - 76% спад рынка. Здесь также решили повысить транспортный сбор, чем спровоцировали уличные беспорядки в Риге. Удивительно, что одинаковые безответственные действия властей ведут к близким результатам для рынка.
Завершая обзор остановимся на Исландии, где сейчас вообще не до автомобилей. В феврале купить себе новенькое авто решился всего 91 житель острова. Там нет никаких программ, поскольку в казне нет денег, нет и поводов для оптимизма.
Результаты продаж новых легковых автомобилей в европейских странах за февраль 2009 года
Market |
Feb 09 |
Feb 08 |
% Chg 09/08 |
Pos. '09 # |
Pos. '08 # |
Pos. Chg 09/08 |
GERMANY |
277 740 |
228 623 |
+21,5 |
1 |
1 |
0 |
ITALY |
165 289 |
218 768 |
-24,4 |
2 |
2 |
0 |
FRANCE |
152 066 |
175 126 |
-13,2 |
3 |
4 |
1 |
RUSSIA |
134 900 |
217 600 |
-38,0 |
4 |
3 |
-1 |
SPAIN |
62 107 |
121 415 |
-48,8 |
5 |
5 |
0 |
UNITED KINGDOM |
54 359 |
69 610 |
-21,9 |
6 |
6 |
0 |
BELGIUM |
45 904 |
55 941 |
-17,9 |
7 |
7 |
0 |
NETHERLANDS |
34 511 |
50 326 |
-31,4 |
8 |
8 |
0 |
POLAND |
30 194 |
28 140 |
+7,3 |
9 |
10 |
1 |
AUSTRIA |
18 827 |
21 987 |
-14,4 |
10 |
13 |
3 |
SWITZERLAND** |
17 060 |
21 822 |
-21,8 |
11 |
14 |
3 |
GREECE |
15 592 |
23 281 |
-33,0 |
12 |
12 |
0 |
SWEDEN |
14 603 |
21 250 |
-31,3 |
13 |
16 |
3 |
UKRAINE |
10 902 |
50 137 |
-78,3 |
14 |
9 |
-5 |
PORTUGAL |
9 954 |
17 339 |
-42,6 |
15 |
17 |
2 |
CZECH REPUBLIC |
9 823 |
10 646 |
-7,7 |
16 |
21 |
5 |
IRELAND |
8 950 |
24 119 |
-62,9 |
17 |
11 |
-6 |
DENMARK |
7 361 |
12 943 |
-43,1 |
18 |
19 |
1 |
ROMANIA |
7 182 |
21 423 |
-66,5 |
19 |
15 |
-4 |
FINLAND |
7 172 |
12 019 |
-40,3 |
20 |
20 |
0 |
HUNGARY** |
7 146 |
13 332 |
-46,4 |
21 |
18 |
-3 |
NORWAY |
6 287 |
10 567 |
-40,5 |
22 |
22 |
0 |
SLOVENIA |
4 716 |
6 028 |
-21,8 |
23 |
23 |
0 |
LUXEMBURG** |
4 164 |
4 152 |
+0,3 |
24 |
25 |
1 |
SLOVAKIA |
3 301 |
5 313 |
-37,9 |
25 |
24 |
-1 |
BULGARIA |
1 990 |
3 870 |
-48,6 |
26 |
26 |
0 |
ESTONIA |
802 |
2 182 |
-63,2 |
27 |
27 |
0 |
LITHUANIA |
526 |
2 011 |
-73,8 |
28 |
28 |
0 |
LATVIA |
443 |
1 858 |
-76,2 |
29 |
29 |
0 |
ICELAND |
91 |
1 035 |
-91,2 |
30 |
30 |
0 |
TOTAL EUROPE (EU+EFTA+UA+RU) |
1 113 961 |
1 452 863 |
-23,3 |
|
|
|
Как достойно Украина выглядела еще 2 месяца назад
|