История предприятия
Начало будущему предприятию было положено в июне 1989 года, когда в северной части г. Симферополя, у объездной дороги, была сооружена маленькая СТО, все оборудование которой состояло из вагончика, двух подъемников и смотровой ямы. Специализацией сервисной станции стали автомобили, производимые Горьковским автозаводом. В течение последующих 3-х лет сфера влияния значительно расширилась: были созданы филиалы в Севастополе, Керчи, Алуште.
В декабре 1990 года станция переросла в солидный технокоммерческий центр, который 25 июня 1993 года преобразован в Акционерное общество закрытого типа "КрымавтоГАЗсервис".
На первых порах "КрымавтоГАЗсервис" успешно занимался сервисным обслуживанием, осуществлял торговлю автомобилями и запасными частями. Все это время крепло и развивалось сотрудничество с российским ОАО "ГАЗ".
Старт уже непосредственно производственного этапа был положен в 1995 году, когда Президент ОАО "ГАЗ" Н. А. Пугин, поверив в серьезность намерений компаньона, в сентябре 1995 года подписал приказ о строительстве в Симферополе автосборочного завода, а в декабре 1995 года с симферопольского конвейера сошла первая крымская "ГАЗель".
В 1998 году «КрымавтоГАЗ» уже располагал сборочным производством «Волг», производством «ГАЗелей», строил комплекс по производству изотермических кузовов, цех по сборке автомобилей «Соболь». Заметим, что «КрымавтоГАЗ» успешно освоил установку дизельных двигателей на «ГАЗель» и «Волгу». По началу устанавливались дизели IVECO, затем VM, Peugeot. «Волга» комплектовалась двигателями Rover и Toyota.
Этот период был «золотым» для предприятия, которое поставляло автомобили не только в Украину, но и на экспорт.
В 1999 году у завода появилось еще больше оптимизма, и было принято решение о строительстве окрасочного комплекса Haden, мощностью до 44 тыс. кузовов в год. С вводом данного комплекса предполагалось полностью перейти на окраску кузовов в Симферополе. 30 сентября 1999 года был подписан трехсторонний договор между ЗАО "КрымавтоГАЗ" и американской фирмой "HADEN" о поставках и монтаже окрасочной линии для комплекса по окраске кузовов и кабин, который является первой очередью нового автомобильного завода.
В 2000 году строительство комплекса Haden началось ударными темпами. Шел монтаж оборудования, готовилась программа по привлечению к окраске в Симферополе и других производителей. На заводе стали задумываться и о сварочном производстве. Готовилась программа локализации производства ГАЗов в Украине. Показательный пуск комплекса окраски был произведен 25 декабря 2000 г. План производства автомобилей составлял около 20 тыс. автомобилей. Но…
В том же году меняется собственник российского ОАО «ГАЗ», который стал наводить порядок во всех подразделениях нижегородского предприятия и переводить всех потребителей на денежные формы оплаты. Строительство окрасочного комплекса подорвало финансовое состояние «КрымавтоГАЗа» и фактически лишило его оборотных средств. У предприятия была большая задолженность за поставленные машинокомплекты, которую необходимо было срочно гасить.
До погашения задолженности отгрузка машинокомплектов из Нижнего Новгорода не производилась. Фактически, «КрымавтоГАЗ» оказался в тяжелейшем положении. Долги не позволяли получить машинокомплекты, за новые кузова требовали деньги, окрасочный комплекс был в финальной стадии готовности и требовалось лишь чуть-чуть, но что красить там – было уже непонятно.
В 2001 году ситуация еще более усложнилась. На начало года в Украине действовало еще 5 сборочных предприятий, выпускавших ГАЗы. Дилерская сеть, которую «КрымавтоГАЗ» так долго формировал, стала переориентироваться на других поставщиков. Выход был только один – смена собственности завода. Контрольный пакет «КрымавтоГАЗа» стал принадлежать ОАО «ГАЗ».
Но на этом проблемы завода не закончились. С 1 июня российские предприятия получили право экспортные поставки не облагать НДС, что подорвало экономическую целесообразность сборки неакцизной группы автомобилей. Тогда же стало понятно, что Украине больше не нужно такое число сборочных предприятий.
До конца года нижегородские менеджеры приняли решение, что сборка ГАЗов в Украине будет осуществляться только на двух предприятиях: «КрымавтоГАЗ» и КрАСЗ. Фактически, это дало шанс на выход из кризиса «КрымавтоГАЗу».
Теперь предприятие все чаще стали называть пятым конвейером ГАЗа.
С чем пришел «КрымавтоГАЗ» в 2002 год.
За первое полугодие в Симферополе собрали 1384 автомобиля. Но реализацией крымских машин занимаются уже в Нижнем Новгороде. «КрымавтоГАЗ» теперь – только сборочное предприятие, задача которого собрать автомобили по заказам дистрибьюторской компании.
Разумеется, сборка осуществляется только акцизной группы автомобилей, что не позволяет «КрымавтоГАЗу» достичь показателей 2000 года, когда было выпущено почти 11 тыс. автомобилей.
Годовая потребность Украины в акцизной группе продукции ГАЗа – максимум 5 тыс. автомобилей. В этой связи, в Симферополе вынуждены осваивать новые направления, как например, переоборудования и тюнинг.
Окрасочный комплекс позволил бы задействовать и неакцизную группу автомобилей в производственную гамму завода, но Haden так пока и не начал работу. Причина одна – для окончательного ввода в эксплуатацию окрасочного комплекса не хватает нескольких миллионов долларов.
На сегодняшний день «КрымавтоГАЗ» продолжает вести сборку «Волг» и «ГАЗелей» (акцизной группы). Технологически, процесс сборки выглядит так:
Как делают «Волгу»
Комплектующие в Симферополь привозят автотранспортом. После чего, их складируют на территории предприятия. На момент нашего визита, «КрымавтоГАЗ» был полностью обеспечен комплектующими для работы в пределах утвержденного плана.
Сборка «Волги» осуществляется в отдельном цехе, полностью укомплектованном всем необходимым оборудованием.
Кузова «Волг» первой комплектности устанавливаются на эстакаде и ожидают своей очереди на сборку.
Сам процесс «превращения» кузова в автомобиль происходит в 4 приема за 4 минуты.
Сборщики при помощи крана устанавливают задний мост на специальные подставки. Затем наступает через переднего моста.
После этого устанавливается двигатель вместе с КПП на передний мост.
Следующий прием – захват кузова с эстакады и установка его на элементы ходовой части. После этого, кузов уже становится автомобилем.

После затяжки всех соединений автомобиль отправляется на конвейер эстакадного типа, где на него устанавливаются все оставшиеся элементы.

В конце конвейера производится регулировка света фар, развала-схождения, проверка тормозных сил и т.п.
После этого автомобиль уже может отправиться к потребителю.
Как делают «ГАЗель» и «Соболь»

Технология сборки «Газелей» и «Соболей» несколько отличается от «Волговской». Так, сборка происходит на напольном конвейере. Вначале на тележки монтируется рама и мосты, а в последствии, на каждом из постов, на автомобиль устанавливается ряд элементов.
Производственная мощность цеха по сборке «ГАЗелей» может достигать нескольких тысяч в год, но сейчас он задействован не на полную мощность.

Цех по сборке «Соболей» вообще пришлось переориентировать под переоборудование фургонов в микроавтобусы. Однако все мощности в данном цеху полностью сохранились.
Более того, по словам технического директора Николая Лазаревича Вербецкого, расположение данного цеха таково, что здесь можно фактически открыть другой сборочных завод, абсолютно не затрагивая инфраструктуру «КрымавтоГАЗа». Его берегут для перспективных проектов.
Окрасочное производство
Вопрос об окрасочном комплексе Haden на заводе воспринимают неоднозначно. Мы слышали разные мнения на сей счет, но факт остается фактом. Окрасочное производство в трех уровнях построено, оборудование там смонтировано, есть даже персонал, который отвечает за регламентные работы. Но…окрасочное производство не работает.
Идея, которая воплощена в данном проекте весьма заманчива. Более того, в проекте предусмотрены нестандартные решения, которые должны обеспечивать технологический процесс покраски до ввода в эксплуатацию всего оборудования. Предполагалось состыкавать окрасочное производство со сварочным цехом и, полностью замкнуть технологическую цепочку производства.
На сегодняшний день в помещении окрасочного производства смонтирована линия окраски кузовов мощностью 22 тыс. автомобилей в год. Рядом предусмотрена возможность установки точно такой же линии, в результате чего мощность может возрасти до 44 тыс. авто в год.

По временной технологии, неокрашенные кузова, пройдя через этапы предварительных операций на 1 уровне, подымаются на второй уровень, где и происходит непосредственная окраска и сушка. Далее, после участка доводки, кузова могут отправляться в сборочное производство.
Фактически, в рамках данного производства может быть организован современный автозавод замкнутого цикла. Показательно, что готовность окрасочного производства составляет около 90%.
Что же будет дальше?
Ситуация с дальнейшей судьбой мощностей «КрымавтоГАЗа» пока неопределена. На сегодняшний день ясно, что нынешние сборочные мощности, созданные в Симферополе для ГАЗовской программы не полностью востребованы. Окрасочное производство 90%-ой готовности также не будет полностью загружено окраской ГАЗов, поскольку его проектная мощность превышает емкость рынка. Что же остается?
На наш взгляд возможно дальнейшее развитие событий по следующему сценарию:
1. ОАО «ГАЗ» достраивает окрасочное производство и «КрымавтоГАЗ» становится пятым конвейером завода, выпуская и акцизные и неакцизные автомобили, поставляя их на украинский и близлежащие рынки. В этом случае направленность «КрымавтоГАЗа» должна быть на экспортные рынки, с комплектацией импортными двигателями. Но такой вариант, с учетом альянса ГАЗ-IVECO представляется не столь скорым.
2. «КрымавтоГАЗ» берется собирать и окрашивать автомобили для других производителей, сохраняя при этом свою форму собственности. Наподобие фирм Karmann или Valmet. То есть, мощности «КрымавтоГАЗа» могли бы использовать автопроизводители, пожелавшие снизить себестоимость своих автомобилей для поставки в Европу, но не желающие строить собственный автозавод по тем или иным причинам. Так, например, выпускался KIA Sportage в Германии или ряд кабриолетов на финском заводе Valmet.
Заметим, что подобные переговоры велись со многими западными компаниями, но большой заинтересованости пока особо не заметно.
3. «КрымавтоГАЗ» берется окрасить и собрать автомобили российского производства, предназначенные для украинского рынка. Неплохим выходом для Симферопольского автозавода могла бы стать окраска ВАЗов. Но, во-первых, ЛУАЗ собирается закупить собственный окрасочный комплекс. Во-вторых, на время отсутствия такового, украинские ВАЗы планируется красить в Запорожье.
Другие российские производители, кроме ВАЗа и ГАЗа, не имеют в Украине таких объемов сбыта, чтобы решить вопросы с загрузкой мощностей «КрымавтоГАЗа».
Думается для «КрымавтоГАЗа» наибольший интерес представляет второй вариант, когда его мощности использовали бы зарубежные компании. Но кто сможет на это пойти?
Инф. "AUTO-Consulting"
|