Сколько сезонов может отходить зимняя шина? На каком пробеге ее лучше поменять? AUTO-Consulting задался этими вопросами и наш корреспондент отправился на специальный полигон в Лапландию. Чтобы не рисковать и устраивать экспериментальную езду на изношенных покрышках по городским улицам Киева.
Хотя у нас есть некоторые водители, которые считают, что если шина целая, без проколов и порезов, торопиться менять ее не надо. И ездят, что называется «до упора». Ведь даже в Формуле-1, используют слики без протектора (аргумент!). Отчего же не сэкономить и не протянуть на лысой резине еще хотя бы один сезон. Но такая езда – это еще те эксперименты. Особенно на снегу.
Благо в Лапландии где живет Дед Мороз снега и льда всегда вдоволь. Но мы поехали не к Деду Морозу спрашивать куда подевался снег в Киеве, а на знаменитый полигон Nokian Tyres под названием White Hell – «Белый Ад». Это самый большой заполярный и самый северный полигон в мире.
Итоги теста зимних шин для внедорожников Nokian WR SUV 3. Впечатления
Какие шины для наших дорог советует выбирать Алексей Мочанов
Его площадь 700 гектаров. Колебания температуры могут достигать до 40 ºС в день и здесь зимние шины Nokian тестируют в течение 6 месяцев каждый год. Более 20 000 шин проходят испытания за сезон.
Через все эти просторы – снег, лед, сугробы, озера, холмы и лес, проложены тестовые трассы. Так что ездить можно, не опасаясь догнать кого-то на светофоре. И самая большая угроза здесь – внезапно выскочивший на трассу олень или целое стадо. А если что-то пойдет не так, автомобиль просто глубоко и далеко заедет в сугроб. К слову, полигону White Hell в этом году исполняется 30 лет. А шине Nokian Hakkapeliitta – 80 лет.
Сами по себе, тесты были простыми, понятными и очень показательными. Что самое важное. Два Volkswagen Golf одели в шины Nokian. Только на одном стояла новая Hakkapeliitta 8, на другом – старая изношенная Hakkapeliitta 5 с глубиной протектора примерно 4 мм и, что важно – с остатками шипов. Все ли они были на месте, корреспондент AUTOI-Consulting не считал. Но некоторые водители, продолжают ездить на зимних шинах до тех пор, пока на них еще остались хоть какие-то шипы. А на глубину протектора внимания вообще не обращают. Шипы есть – значит резина зимняя и еще вполне пригодная. А как исчезнут шипы, можно будет перевести эти покрышки в категорию летних.
Ответственно заявляем: это глубочайшее заблуждение.
На припорошенном снегом льду замерзшего озера надо было по очереди, на разных шинах сделать два простых упражнения. Первое: разогнаться до 75-80 км/ч и резко затормозить.
Ориентир для начала торможения – торчащая из сугроба табличка «Brake». Деревянная. Есть предположение, что ее используют и как лопату для чистки снега
Дальше, через каждые 10 метров стоят другие таблички, но не с буквами, а с цифрами. По ним, когда тормозишь, ориентируешься, сколько машина проскользила по льду.
Первым удивлением стало то, что на новой Hakkapeliitta 8 с шипами (!) тормозной путь составил целых 50 метров! В городских условиях в это расстояние поместится друг за дружкой 10 «Мерседесов». Однозначно стоит подумать, перед тем, как на обледеневшем скользком асфальте разгоняться в городе до 75-80 км/ч. Не спасут, в случае чего, даже самые лучшие шины.
Но на изношенных шинах, тормозной путь был еще на 15-18 метров больше. Серьезное расстояние! Разница в замерах – из-за того, что для чистоты эксперимента, корреспондент AUTO-Consulting делал 5 проездов с торможением. А погода в Заполярье меняется очень быстро. То солнышко выглянуло и лед стал лучше скользить, то вдруг появился туман и начал падать снежок. Но на шинах с шипами и с протектором 4 мм всегда тормозной путь был больше минимум на 15 (!!!) метров против новой «шиповки».
Второе простое упражнение: езда на новых и на бу-шных Hakkapeliitta на скоростной змейке по заснеженному люду замерзшего озера. Точных замеров по езде, корреспондент AUTO-Consulting здесь не делал. Тут можно было ориентироваться на электронные системы стабилизации, которые практически полностью останавливали в поворотах Volkswagen Golf на «лысой» резине с шипами. А когда стабилизацию отключили, ездить на стертом протекторе стало очень весело. То и дело приходилось выезжать из сугробов. Но это – на закрытом полигоне, где никого нет. А в городе или на трассе ездить так было бы страшно.
Как правильно выбирать зимние шины и не переплачивать. Советы
Какие новейшие технологии и революционные разработки предлагают Шины Nokian
На новой Hakkapeliitta 8 автомобиль управлялся на льду в виражах даже на скорости 40-50 км/ч. А на «лысой» Hakkapeliitta 5 уже после 30-40 км/ч Golf невозможно было «словить», и он улетал в сугроб или разворачивался вокруг своей оси.
Итог: 15-18 метров разницы при торможении на новых и старых шипованных шинах. И очень задорная, но крайне опасная езда на обледеневших трассах на шинах с протектором 4 мм, хотя и с шипами. Выводы - даже не нужно озвучивать. И так понятно, что после глубины протектора зимних шин в 6 мм (и меньше), поведение автомобиля даже на когда-то хороших зимних шинах становятся непредсказуемым.
Как сказал корреспонденту AUTO-Consulting на полигоне White Hell тест-пилот Nokian Мика Кууси, шины Nokian делают и много тестируют именно для того, чтобы у водителя в дороге не возникало никаких сюрпризов. Ни по тормозному пути, ни по управляемости. Главное, над чем постоянно работают в Nokian, – это уверенная езда в любых условиях на любой трассе.
Но это – еще не все, что нужно знать о зимних шинах. В ближайшие дни AUTO-Consulting расскажет, чем рискуют зимой поклонники «всесезонки». Мы тоже сравнили ее с зимней резиной на настоящих заполярных льду и снегу. Результаты, скорее всего, удивят даже водителей полноприводных авто.
Киев-Саариселка-Киев
Благодарим компанию «Нокиан Шина» за помощь в подготовке репортажа
Операторы рынка шин подвели первые итоги зимнего сезона
На какие шины перешли украинские автомобилисты
|