Как продавали автомобили в СССР. Маркетинговые приемы. Видео
ринок автомобілів | Опубліковано - 2016-02-17 14:38:19 (28517 разів прочитано)
Сейчас в это невозможно поверить, но в СССР автомобильного рынка в сегодняшнем понимании не было. До Великой Отечественной войны автомобили частным лицам вообше не продавали. А после войны торговлю авто населению разрешили, но из-за скудного предложения на всех желающих машин не хватало и стали образовываться очереди. О выборе цветов и комплектаций вообще речь не шла. Брали что есть.
Чтобы понимать атмосферу тех лет в автомагазине и как выбирали авто - достаточно посмотреть вот этот юмористический ролик.
Надо отметить, что на момент съемки (1962 г) советский гражданин мог приобрести лишь две модели авто: Москвич и "Волга". Был еще правительственный ЗИМ ГАЗ-12, но он стоил очень дорого и его простой человек, даже с деньгами, побоялся бы купить, - иначе им бы сразу заинтересовались компетентные органы.
Но само понятие "приобрести" в СССР имело много интерпритаций. Очереди на 'Победу', "Волгу" и 'Москвич' были неимоверными. Поначалу, они составлялись самими покупателями, с "десятниками", "сотниками" и ежемесячными перекличками в соседнем дворе. Не явившиеся на перекличку безжалостно отсеивались без права возврата.
В 60-е годы очереди составлялись уже непосредственно в магазине. Сроки были такие: записавшиеся в 1956-м году на 401-й 'Москвич' получали в 59-м уже 407-й, а записавшиеся в 1959-м на 'Волгу' могли выкупить её в 66-м за немалые по тем временам 15000 руб.
В процессе производства одной модели её стоимость не менялась, зато в момент смены моделей происходил резкий скачок цен. Так, 'Москвич-401' стоил 9000 руб, 'Москвич-402' — 15000 руб (до реформы 1961 г), а отличавшийся от него только двигателем с повышенной на 10 л.с. мощностью 'Москвич-407' — уже 25000 руб.
Гражданину приходилось брать то, что есть, иначе его место тут же занимал следующий в очереди. Разумеется, о выборе цветов и оббивки речь уже не шла.
Начиная с 70-го года продажа автомобилей стала возрастать. Вступили в строй АвтоВАЗ и Ижевский завод, реконструировались заводы АЗЛК и ЗАЗ. В то же время в связи с повышением уровня жизни резко возросло и число желающих стать автолюбителями. Но система продажи еще усложнилась.
Очереди достигли такой длины, что получить по ним автомобиль можно было лет через 10. В этой ситуации подавляющее большинство авто стали продавать через производственные и прочие предприятия, которые распределяли автомобили между своими сотрудниками "за успехи в труде". И у нарушителей дисциплины или новичков шансов стать автовладельцем практически не было. Специальные собрания - профкомы решали кому из достойных отдать вожделенный талон на приобретение автомобиля. Вот как он выглядел.
Естественно, было где густо, а где пусто.
На оборонный завод или шахту поступали десятки автомобилей в год, а в какой-нибудь второстепенный НИИ — один автомобиль в несколько лет. Люди ряда профессий и пенсионеры вообще не могли легально купить новое авто. Зато без проблем можно было это сделать за валюту или чеки, которые отоваривали только в специальных магазинах "Берёзка". Притом, такие чеки получали опять же только избранные - лишь работающие за рубежом.
Цены в середине 70-х годов были такие: 'Волга' ГАЗ-24 (их, правда, продавалось очень мало) — 9200 руб, 'Жигули' ВАЗ-2101 — 5500, ВАЗ-21011 — 6000, ВАЗ-2103 — 7500, 'Москвич-412' — 4990, а 'Запорожец' ЗАЗ-968 — 3500 руб. Полноприводный ЛуАЗ-969 стоил 4000 руб. Средняя же зарплата нормально зарабатывающего мужчины составляла тогда около двухсот рублей в месяц.
Такая система продаж авто приводила к парадоксам. В СССР новый автомобиль (официально) стоил дешевле, чем подержанный (на рынке). Притом эта разница иногда доходила до нескольких раз. Извращенной была и торговля б-у автомобилями. Вначале, продавать автомобили можно было только государству через комиссионный магазин, который оценивал авто исходя из госцены с учётом износа. Конечно, были кое-какие схемы обхода, но связаные с немалым риском, посему часто автомобиль был у одного и того же хозяина десятилетиями.
Это положение было отменено только в 70-х годах, однако вплоть до распада СССР часть суммы передавалась продавцу через кассу комиссионного магазина, который с этого имел 7%, а часть — "в конверте".
В относительной свободной продаже авто в СССР начали появляться лишь в начале 80-х, но и то лишь определенные модели не пользующиеся большой популярностью. Это была дорогая 'Нива' ВАЗ-2121 за 10300 руб, 'Москвич-2140 Люкс за 8000 руб или ЗАЗ-968М за 5000 руб. Но со второй половины 80-х авто стало для граждан средством сбережения денег от инфляции и они опять стали дефицитом вплоть до 1991 года.
Вот таким был авторынок во времена СССР. Лишь в конце 40-х и начале 50-х, а также в начале 80-х авто можно было относительно свободно купить, удачно зайдя в автомагазин. В остальные периоды авто доставалось не каждому и нужно было пройти через очереди из желающих.
А для знатоков авторынка AUTO-Consulting проводит конкурс. Принять участие в конкурсе может любой желающий, а для победы достаточно поделиться нашей страницей в Facebook и правильно ответить всего на один вопрос: Какой объем продаж новых легковых автомобилей был в Украине в 1991 году?. Победитель, который верно укажет объем продаж новых легковых авто в 1991 году, получит IP-камеру видеонаблюдения TP-LINK TL-SC3130G. Подробнее о конкурсе можно прочесть здесь.
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.