Начиная с первого самодельного броневика батальона "Азов", изготовленного на базе самосвала КАМАЗ-55111, с помощью которого освобождали Мариуполь, по март 2015 г на фото или видеоматериалах удалось идентифицировать 260 самодельных бронеавтомобилей, - констатируют в AUTO-Consulting. .Много это или мало? Скажем так: Это больше, чем за тот же период поставлено бронированных автомобилей, закупленных за средства госбюджета. Поэтому народная поддержка армии и добровольцев была значительно больше, чем старания чиновников. И это не смотря на плановые средства в бюджете, добровольные SMS-ки, 1,5%-ый военный сбор и другие источники финансирования, которые бюджет получал. Поэтому вклад волонтеров, активистов и отдельных бизнесменов в модернизацию армии только по бронегрузовикам - огромный.
Броневики получались удачными и не очень, в основном на базе КАМАЗ, КрАЗ, МАЗ, ГАЗ, УрАЛ, и отдельных иномарок. Сначала у авторов самодельных броневиков была основная задача - защитить кабину и кузов от обстрела из автоматического оружия, а также оснастить броневик крупнокалиберным пулеметом для поражения огневых точек противника. Часть проектов по бронированию позволяла защитить радиатор и лобовое стекло от случайных выстрелов из "зеленки".
Такие бронированные (или блендированные) грузовики были эффективными в самом начале конфликта на Донбассе. Но когда у боевиков появилась артиллерия и танки, роль самобронированных грузовиков резко упала.
Уже стало понятно, что наваривание листов металла на гражданский грузовик не спасет от "Града" и САУ. К тому же к осени 2014 года в зону АТО начали поступать первые бронированные КрАЗы и КАМАЗы, выполненные уже в заводских условиях. Увы, как уже сообщал AUTO-Consulting, такие КрАЗы боевики тоже научились подбивать.
Но активисты продолжали готовить самодельные броневики для украинской армии - только задачи у них теперь изменились. Армия по-прежнему нуждается в бронированных санитарных автомобилях для эвакуации раненных с поля боя. Нужен бронированный транспорт для подвоза продовольствия и боекомплектов. Да и артиллерийская война показала, что бронированными должны быть даже БМ-21 "Град" и БМ-27 "Ураган" в десятках километров от передовой.
Армия по-прежнему нуждается и в технике для подвоза личного состава в зоне боевых действий, патрулирования освобожденных территорий, работам по разминированию и быстрому поиску ДРГ противника. И такие машины опять проектируют и самостоятельно делают активисты.
Как уже сообщал AUTO-Consulting, всего за время конфликта именно волонтеры подготовили 260 бронированных автомобилей для украинской армии. К сожалению, после боев таких машин осталось уже не так много. Были и факты, когда их захватывали в качестве трофеев. Всего же по оценкам AUTO-Consulting на вооружении у боевиков находилось около 130 самодельных броневиков подобного характера.
В конце года войска начали получать уже бронеавтомобили заводского производства. Поступила в войска и первая партия британских броневиков Saxon AT-105, которые вовсе не предназначены для боя. Это именно "такси до передовой", на которой личный состав десантируют в зону боевых действий. По крайней мере, именно такое назначение было у Saxon в британской армии.
Такси для поля боя. Испытываем британский броневик Saxon AT-105
И только Saxon, и еще Kraz Shrek способны выдержать подрыв на мине или фугасе. Другая техника, увы, свойствами MRAP-автомобилей не обладает.
И здесь опять волонтеры оказались впереди армейских генералов, ответственных за закупку такой техники. Пока, штабные офицеры соглосовуют госзаказ, волонтеры уже сами начали делать MRAP-автомобили.
Какой бронеавтомобиль значительно превосходит КрАЗ Шрек по всем показателям
|