Напомним, что «Козак» впервые показали еще президенту Ющенко еще в 2009 г. Боевая бронированная машина (ББМ) для Сил специальных операций «Козак» дебютировала во время парада на Майдане Независимости. Виктор Андреевич осмотрел «Козак», но тем все дело и ограничилось. А между тем, ББМ «Козак» получил хорошие оценки силовиков. Изначально созданная «Практикой» ББМ была предназначена для применения в составе специальных подразделений (тогда в Украине только заговорили о создании Сил специальных операций, для которых и создавался «Козак»). Весь процесс от разработки до создания исследовательского образца ББМ происходил за счет НПО "Практика". Вооруженные Силы Украины не израсходовали ни единой копейки.
На базе бронеавтомобиля «Козак» создали «скорую» помощь
В Украине для нужд пограничников забронировали УАЗы
Почему снова вспомнили о «Козаке», объяснять особо не нужно – и так понятно. Тем более, что как считают в НПО «Практика», в условиях, в которых сегодня ведутся военные действия на Востоке Украины (бои в населенных пунктах), тяжелая танковая техника не так эффективна, как легкие бронированные автомобили.
Кроме того, «Козак» один из первых автомобилей, защищенный от подрыва на мине. Об этом говорит V-образная форма днища. Благодаря такой конструкции, взрывная волна словно «обходит» «Козак» с двух сторон.
Нынешний «Козак» сделали на шасси и базе 7-тонного Iveco. 5,5-тонный «Козак» имеет двигатель мощностью 176 лошадиных сил и в снаряженном состоянии способен буксировать прицеп весом до 4 тонн. Он способен преодолевать препятствия под углом 35 градусов и брод глубиной до 1,5 метра. V-подобное днище способно выдержать взрыв мины не менее 3 килограммов в тротиловом эквиваленте, а каркасный принцип построения капсулы салона дает возможность экипажу при этом оставаться неповрежденными. Конструкция разрешает варьировать степенью защиты путем замены толщины панелей, в зависимости от условий применения боевой машины.
Также «Козак» имеет GPS-навигатор, прибор радиационной и химической разведки, камеру заднего вида, парктроник, кондиционер, систему ABS и повышенные звуко- и термоизоляцию. Вооружение - 12,7-мм пулемет НСВТ или украинский «аналог» - КТ-12,7 (боекомплект - 450 патр.), 7,62-мм пулемет ПКМ (2000 патр), авт. гранатомет АГС-17 (87 выстр.). Кроме того, «Практика» готова установить туда боевой модуль с дистанционным наведением (оператор сидит в салоне, под броней).
Колесная формула - 4х4
Клиренс - 365 мм
Двигатель - IVECO, дизельный, 4-цилиндровый с турбонаддувом, рядный
Макс. скорость - 120 км\ч
Минимальный радиус разворота - 9,5 м
Контрольный расход топлива - 15 л на 100 км
Экипаж - 5 чел
И очевидцы утверждают, что на ивековской платформе «Козак» действительно может ехать со скоростью 120 км/ч.
Тест-драйв нового Iveco Daily. Маленькая революция
Надо сказать, что обзор с водительского сиденья у «Козака» на удивление хороший (если не считать отсутствие салонного зеркала заднего вида). И стекла не опускаются – они бронированные, а задние – с бойницами. Поэтому, в салоне есть простенький кондиционер с ручными регулировками. Простенький – чтобы было дешевле. Главное – обязательное присутствие данной опции. Пять человек (минимум) в закрытом пространстве, на жаре…
К слову, чтобы было дешевле и быстрее, бронированные стекла для «Козака» и других автомобилей (НПО «Практика» бронирует банковские автомобили и гражданские авто частных лиц), на предприятии освоили технологию собственного производства. Чтобы получить бронированное стекло класса СП-3 и класса СК-4, в специальных печах спекают несколько слоев специальных стекол. Там же специалисты придают им необходимую форму и конфигурацию, и делают бойницу.
По результатам испытаний в МВД, стекло класса СК-4 выдерживает прямой выстрел из автомата АК-74 калибра 5,45 мм и винтовки СВД калибра 7,62 мм. У «Практики» есть разработка пуленепробиваемого стекла, выдерживающего калибр 14,5 мм. НПО – единственное предприятие в Украине, которое выпускает такие стекла.
Бронировочная сталь используется финская. По словам специалистов предприятия, броне листы украинского и российского производства не всегда одинаковой толщины и не всегда равномерно бронированы. Поэтому – финская. Она, конечно, дороже, но когда речь идет о жизни людей, соотношение ценностей совсем иное.
Для того, чтобы защищенная броней машина, не стала стоячей мишенью из-за пробитых шин, в броневиках есть так называемые докатки. Они монтируются внутрь шины, и даже когда оттуда выйдет весь воздух, уехать из-под обстрела будет возможно.
Проблема в том, что на агрегатах Iveco стоимость ББМ составляет около $125000 -150000.
Поэтому, сегодня в «Практике» предлагают принципиально иной вариант «Козака». Вместо дорогой базы Iveco, можно делать броневики на базе ГАЗ 66 и ГАЗ-53. Во-первых, - это дешевле. На армейских складах в законсервированном состоянии уже есть такие машины и их не надо специально закупать. Во-вторых, - это быстрее. В этом случае, возможно быстро развернуть производство, не дожидаясь поставки импортных агрегатов. В третьих, - в армии есть опыт эксплуатации и обслуживания этой техники.
Солдаты самостоятельно модернизируют старые БТР
Какая техника позволит выиграть войну с террористами
Недостатком является то, что ГАЗ 66 имеет небольшую грузоподъемность. Поэтому, могут быть проблемы с долговечностью, надежностью конструкции и управляемостью броневика. Но, в условиях ограниченных финансовых ресурсов, а также – еще более ограниченного времени, когда дорог каждый день, «Козак» и на шасси ГАЗ 66 выглядит неплохим вариантом.
При всех минусах использования стандартного шасси сельхозгрузовика ГАЗ-53, такой «Козак» получается еще дешевле полноприводной версии. Он вполне может патрулировать городские кварталы. В данной схеме также проводится полная замена силовой установки, устанавливается новый бронированный кузов с креплениями для установки вооружений.
Немаловажно, что ориентировочная цена бронеавтомобиля на базе ГАЗ-66 и ГАЗ-53, по расчетам «Практики» составит около 1 млн. гривен – то есть в полтора раза меньше, чем на агрегатах Iveco.
По своим техническим характеристикам «Козак» и «Дозор» не являются конкурентами. Они, скорее, дополняют друг друга. «Дозор» - фактически легкий БТР, а «Козак» - бронированный патрульный автомобиль. В освобожденных от террористов городах на Востоке Украины, органам правопорядка пока без брони полноценно осуществлять свою деятельность сложно.
Производственных можностей «Практики» достаточно, чтобы выпускать 20-30 «Козаков» в месяц. На 1 броневик будет уходить, в общей сложности, около недели.
Помимо «Казаков» армейских, в НПО «Практика» предлагают броневики для гражданских лиц. Есть вариант «Козака» для охоты, пикап, «Скорая Помощь». Теоретически, в «Практике» могут забронировать все, что движется. И не движется – здесь есть опыт бронировки кассовых банковских кабин. Сегодня на их основе делают передвижные штабы.
С имеющимся опытом, предприятие может в течение месяца запустить в производство новый проект. И, естественно, здесь есть квалифицированные специалисты и многолетний опыт работы. В 2002 году предприятие получило сертификат ISO 9001.
Как восстанавливают военную технику. Репортаж с Шепетовского ремзавода
У Украинской армии тоже появился бронированный Урал
|