Сначала в застекленном балконе, на котором мы сидели, зазвучала предупредительная сирена. Потом стал нарастать усиленный динамиками звук мотора. Достигнув почти предельной громкости, он вдруг оборвался страшным грохотом с хлопком, за которым настала нереальная звенящая тишина. Внизу, почти прямо под нами, стоял разбитый Emgrand EC8. Кинотеатры с 3D и 5D – отдыхают. И это была не компьютерная игра. ЕС8 был настоящий и наблюдали мы за краш-тестом.
Музей будущего
У Geely два исследовательских центра. Старый находится в городе Линхай, и AUTO-Consulting о нем уже рассказывал.
Подробности о заводах Geely глазами автолюбителей
Как делают Geely. Репортаж с завода
а новый, в котором мы побывали недавно, - в Ханьчжоу. Его разработчики и исследователи заселили в 2010 году, поэтому Центр имеет двойное название Geely Automobile Technology Center & Geely Automobile Research Institute. Работает тут всего 1080 сотрудников, но этот Институт можно назвать Исследовательским центром полного цикла. Здесь разрабатывают не только автомобили, но и двигатели, КПП, всевозможные запчасти, проводят их модернизацию, исследуют на прочность и технологичность, а потом ломают, в прямом смысле этого слова.
Как делают доступный китайский лимузин Geely Emgrand. Репортаж с завода Geely
Как и положено, наша экскурсия началась с музея Исследовательского Центра. Geely – компания относительно молодая, поэтому, музей в Исследовательском Центре своеобразный. Здесь нет старинных раритетов. Все модели – не старше 2010 года, когда сюда переехал Институт. Почти все они уже бегают по дорогам Китая, а некоторые – и Украины. Такая забота о собственной истории молодой компании достойна всяческой похвалы. А то ведь многим другим маркам есть чем гордиться, но былую славу почему-то вовсе не стараются культивировать украинские дистрибьюторы. как тут не вспомнить слова классика: Кто не помнит свою историю, у того нет будущего. В Geely, к счастью, по-другому относятся к своему будущему.
Удостоились чести стать музейными экспонатами известные у нас Geely Panda, которую презентовали в Украине в прошлом году, и даже успел стать музейным раритетом кроссовер Geely GX7, показанный на прошлогоднем SIA, и уже протестированный AUTO-Consulting.
Среди экспонатов и Emgrand EC8 – новое поколение популярного у нас большого китайского бизнес-седана Emgrand EC7. А сам ЕС7 – демонстрирует конструктивные особенности своего кузова. Совсем скоро продажи ЕС8 обещают начать в Украине и корреспондент AUTO-Consulting уже поездил на нем в Китае, о чем расскажет в самое ближайшее время.
Первое знакомство с кроссовером Geely GX7: «Тойота» за недорого
Панда кунг-фу. В Украине представили бюджетные хэтчбек и псевдокроссовер Geely А-класса
Неожиданные новинки Geely. Репортаж из Шанхая
Цена китайской индивидуальности. Репортаж с Шанхайского автосалона
Были в музее и новинки, которые появятся на дорогах Украины уже в самое ближайшее время. Например, кроссовер Emgrand EX7.
А в Исследовательском центре уже разработали и испытывают второе поколение этого кроссовера. Полноприводный 7-местный ЕХ8 стоит в зале, демонстрируя мощь и безопасность конструкции своего кузова.
Всеобщее внимание в музее привлекают два красных спорткара, которые сначала порадуют автомобилистов Китая, а потом, возможно, и Украины. Это спортивный седан Emgrand GT и купе-кабриолет со складным жестким верхом Gleegle GSCC (Gleegle – название Geely на внутреннем рынке Китая). Как сообщил AUTO-Consulting вице-президент Исследовательского Центра Йоу И, у этого кабриолета очень большие шансы совсем скоро попасть на китайские дороги. О нем очень хорошие отзывы целевых групп потенциальных покупателей.
К слову, тут же в Центре делают предсерийные тестовые модели, которые испытывают на дорогах общего пользования. Для этого здесь есть специальный цех гибкой роботизированной сварки. Его производительность – 400 опытных авто в год. Причем, любых, смеются китайцы. По опытным образцам изучают и спрос на комплектации.
По словам Йоу И, модели Geely проходят фейслифтинг каждые год-полтора. Технологический цикл в компании налажен так, что как только на рынок выходит новая модель, в Институте сразу намечают усовершенствования, которые будут делать в ней во время фейслифтинга. Например, сейчас, после фейслифтинга, популярный у нас Emgrand EC7 получил новый интерьер. Почти такой же, как у EC8. Другие направления модернизации подсказывают во время эксплуатации покупатели.
Кроме того, в Центре разрабатывают новые детали и технологии, и трудятся над усовершенствованием уже существующих. Идеи для этого приходят из тестовых лабораторий. Как сообщил AUTO-Consulting Йоу И, в Geely на исследования и разработки идет около 7% оборота компании. Поэтому, одновременно работа ведется по 140 направлениям. Специалистов для этого хватает, сказал Йоу И. С квалифицированными кадрами у Geely проблем нет. У холдинга два собственных университета в Пекине и Хайнане и один техникум в провинции Нинхао. В них в общей сложности учится 50 тысяч студентов. Естественно, все они не идут на работу в Geely. Сюда отбирают самых лучших.
Китайский передел в Украине. Лидеры продаж могут поменяться
В Украине начнут собирать новый доступный кроссовер
Проверка жизненного цикла
Действительно, в исследовательских лабораториях Центра много молодежи. А исследуют и испытывают здесь практически все детали, узлы и агрегаты будущих машин.
На сегодняшний день у холдинга Geely 5 собственных платформ для моделей эконом класса, малого и среднего класса, компактных грузовиков и моделей класса люкс. У Geely - 9 двигателей разного объема и три КПП – 7-ступенчатая DSG с двумя дисками сцепления, 6-ступенчатый автомат, и 6-ступенчатая МКПП.
Некоторые компоненты испытывают в закрытых боксах. Исследователи сидят снаружи и смотрят внутрь через окошко и монитор компьютера. Так проходят проверку, например, двигатели или КПП с двумя дисками сцепления, которые были разработаны тут же.
Для подвески – отдельные стенды. Они открыты и видно, как будущий автомобиль будет реагировать на неровности дороги. Причем, судя по ходу амортизаторов, достаточно крупные. К сожалению, после осмотра музея, фотосъемку делать запретили. На все, что происходило в лабораториях, можно было только смотреть. Но поверьте на слово, испытания здесь ведутся довольно серьезные, с контролем сотни параметров.
Интересно, что на одном из стендов корреспондент AUTO-Consulting обнаружил новый Ford Fiesta на номерах. Это был… нет - не личный автомобиль сотрудников Центра, как можно было бы подумать. Как сообщил AUTO-Consulting вице-президент Исследовательского Центра Йоу И, Geely каждый год закупает большую партию популярных моделей других производителей, чтобы изучить особенности их конструкции, дизайна и эргономики и понять секрет популярности. Ведь китайский автомобильный рынок сегодня, по словам Йоу И, уже практически не отличается от европейского в вопросах требований, которые предъявляют к автомобилям покупатели. Чтобы удовлетворить эти требования, а также гарантировать надежность автомобильных компонентов Geely, в Исследовательском центре их испытывают на прочность. Например, на специальном стенде ключ зажигания в личинке замка проворачивают, чтобы «запустить» или «заглушить» мотор, без остановок (туда-сюда) в течение двух месяцев.
В закрытой «теплице»-лаборатории проводили тест щеток стеклоочистителя. На лобовое стекло текли потоки воды, с которыми должны были справиться дворники. Под струями «дождя» проверяли и герметичность фар головного света. А на соседнем испытательном стенде работал рычаг, изображавший металлическую ступню водителя. Он без остановки давил и отпускал педаль тормоза, ведь у педали должен быть запас прочности не меньше, чем на 2 миллиона нажимов. Рядом специальный аппарат изо всех сил пытался растрясти кнопки стеклоподъемников, чтобы проверить, когда они от зудящей вибрации начнут срабатывать сами, тарахтеть или отваливаться.
Видели мы и тестирование аккумуляторов, которые размещают в днище электрической Geely Panda (LC). Не исключено, что скоро она появится и у нас, как электромобиль. Недалеко от нее стоял электрический кабриолет ЕС8, который виртуально, на трех больших экранах тестировали на управляемость и обзорность. Роскошный симулятор для любителей Need For Speed. Но для нас, видимо, ключевым словом может стать «кабриолет». В таком виде и при разумной цене у ЕС8 в нашей стране есть все шансы стать сверхпопулярным.
Единственное, чего нет в Исследовательском Центре Ханьчжоу – это собственной лаборатории по исследованию шумоизоляции салонов новых авто. Пока нет. Сейчас все новые модели Geely отдают на проверку в государственный центр тестирования и сертификации. Но уже начато строительство собственной лаборатории, которое, судя по темпам развития компании и организации здесь производственных и технологических процессов, завершится довольно скоро.
А вот собственный стенд для проведения краш-тестов по методике C-NCAP у Geely уже есть.
Украинцы купили уже 40 000 автомобилей Geely
Бьем только своих
Лабораторию краш-тестов в Geely построили в 2010 году. Но это совсем не значит, что до этого автомобили Geely не разбивали. Били, но не здесь, а на так сказать официальном государственном стенде. Там первый разбитый Geely в 2006 году получил 2 звезды. В 2008-м звезд стало уже 4, а Geely Visian стал первым китайским автомобилем, который получил их в таком количестве.
В 2009-м Geely Panda получила 5 звезд C-NCAP, которые соответствуют 4 европейским.
В 2010 году 5 звезд C-NCAP удостоился и Emgrand EC7. Он же в 2011-м стал первым китайским автомобилем, подтвердившим свои результаты в Европе и получившим там 4 звезды EuroNCAP.
В том же 2011-м 5 звезд C-NCAP получил и Emgrand EC8.
Стратегия безопасности Geely появилась в 2007 году. Суть ее в том, что безопасность должна стоять на 1 месте. Поэтому, в собственную лабораторию краш-тестов инвестировали несколько сотен миллионов юаней. И сделали здесь все практически так же, как и во всем мире. По словам вице-президента Исследовательского Центра Йоу И, сегодня C-NCAP все ближе приближается по критериям оценки безопасности и технологиям ее проверки к EuroNCAP. Не случайно, Geely GX 7 получил по C-NCAP 5 звезд с плюсом, что соответствует 4 европейским звездам. А некоторые модели Geely на китайском рынке находятся практически на том же уровне, что и, например, седьмое поколение Toyota Camry или Hyundai Sonata, - считает Йоу И.
Корреспонденту AUTO-Consulting, можно сказать, повезло: в тот день, когда мы были в Ханьчжоу в лаборатории как раз провели краш-тест Emgrand EC8.
Собственно, слово «лаборатория» не очень вяжется с сооружением, в котором проводят краш-тесты. Это длинное двухэтажное каменное здание, в центре которого 150-метровая разгонная прямая. По ней запускают «убойные» машины, и они капотом тормозят в металлическую стену. Правда, в китайском варианте краш-теста, к монолитному железному блоку был прикреплен лист фанеры 20-миллиметровой толщины.
Как проходит краш-тест мы описали в начале. После того, как вокруг разбитой машины оседает пыль, зрителям из застекленного балкона разрешают к ней спуститься. Посмотреть, что осталось.
На удивление, Emgrand EC8 пострадал не сильно. У него даже лобовое стекло и наружные зеркала были целыми, а передние и задние двери – открывались. Только манекены в салоне, хотя подушки безопасности сработали, «разбили» лбы. Состояние их самочувствия записала аппаратура, которой был начинен багажник Emgrand EC8.
Манекены «живут» по обе стороны от «финишной прямой» за стенами, в лаборатории поменьше. У них тут, как зал ожидания перед выездом, где они сидят на специальных тележках и столах. В Geely эти «прирожденные смертники» все чаще выживают.
Поэтому компания позволяет себе покупать все более современные и дорогие модели манекенов, которые, естественно, дают более точные показания. Самые современные модели, как сообщил AUTO-Consulting Йоу И, есть в Китае только у Geely. Они из мягкой упругой резины, с застежками типа «молния», чтобы прятать во внутрь датчики. Есть и детские модели.
О железную стену бьют все модели Geely, Emgrand и Englon, которые привозят в Ханьчжоу с разных заводов холдинга. Прямое столкновение происходит на скорости 50 км/ч. Во всяком случае, такая цифра горела на электронном табло над разгонной прямой в момент удара. Хотя китайцы говорили, а может это трудности перевода, что скорость была 60 км/ч.
Аттракцион «Бьем своих» проходит в Ханьчжоу каждые три дня. То есть за год тут, как писанки на Пасху, «хлопают» не меньше 120 машин. Как сообщил AUTO-Consulting Йоу И, каждая новая модель должна пройти минимум 60 разных видов тестов. Для этого нередко требуется разбить 80 машин. Собственная лаборатория безопасности – совсем не дешевое удовольствие. И далеко не каждая компания, причем, не только китайская, может себе это удовольствие позволить.
Geely не только вкладывает средства в будущую безопасность, но и в собственную историю и будущий дизайн. И такой путь, безусловно, приведет ее к успеху.
Киев-Ханьчжоу-Киев
Благодарим Группу компаний «АИС» за помощь в подготовке репортажа
Топ-менеджер Geely: в Украине мы займем место Hyundai, ВАЗ или ЗАЗ
Неожиданные новинки Geely. Репортаж из Шанхая
Каким будет дизайн будущих моделей Geely
|