По сравнению с предварительным текстом Программы, который был обнародован в феврале, финальный документ уже стал содержать больше конкретики, - отмечают в AUTO-Consulting.
Основная цель программы в области автомобилестроения – государственный статус отдельных проектов, а также возможность для автомобилестроителей привлечь кредиты под государственные гарантии. Кроме того, государство впервые взяло на себя обязательства пока лишь моральные сделать акцент в закупках техники для госструктур у отечественных производителей. Тем самым, государство должно стимулировать сохранение рабочих мест на отечественных автозаводах и рост производства.
Также в рамках Программы автопроизводители получили возможность быстрее освоить перспективные проекты, которые смогут принести потенциальные рабочие места в будущем. И хотя разработку новых автомобилей государство не будет финансировать, но дает возможность привлечь под это кредитные средства. Тем самым, Украина начала демонстрировать заботу о собственной автомобильной отрасли и посылать сигналы потенциальным инвесторам.
Однако в Программе остались и чистые декларации, которые никак не будут способствовать повышению конкурентоспособности украинского автопрома. Как отмечает AUTO-Consulting, раздел «Обеспечение развития конкурентоспособного автомобилестроения» как и раньше начинается с разработки и внедрения механизма утилизации автомобилей. Но каким образом, закон об утилизационном сборе будет способствовать конкурентоспособности украинского автопрома, в Программе ничего не сказано. Зато становится понятно, что утилизационного сбора украинцам теперь не избежать. Его хотят внедрить на протяжении 2013-2014 годов.
Еще одним декларативным шагом станет внедрение стандарта Евро-4 для транспортных средств. Как простой нормативный акт повысит конкурентоспособность украинских предприятий – не понятно, но очевидно, что под данной нормой понимается запрет на ввоз техники стандарта не ниже Евро-4. Его хотят внедрить в 2013 году.
Следующим этапом поддержки автопрома определено изучение потребности в обновлении автомобильной техникой парков госпредприятий и формирование госзаказа на нее. Эту колоссальную работу планируют выполнить во 2 квартале, а уже в 3 квартале 2013 года разместить заказы на украинских предприятиях. Правда, пока не понятно на какую сумму будет госзаказ, поскольку в программе на это не запланировано ни одной гривни. не исключено, что это так и останется декларацией
А вот закупка школьных автобусов станет более реальной возможностью поправить дела украинского автопрома. По крайней мере в 2013 году. В этот период планируют закупить 737 автобусов на сумму 243,7 млн. гривен, из которых 166 млн пойдут из госбюджета, а 77 млн из местных бюджетов. А в 2014 году планы еще более грандиозные – закупить уже 1289 автобусов, только бюджет потратит на эти цели лишь 70 млн. грн., да и то из местных фондов, а 358 млн. должны пойти их других источников. Каких? В Программе не говорится.
«Укрпошта» планирует закупить 389 единиц техники на сумму 120 млн. гривен, кредитование под которое привлекут под госгарантии. И надо полагать, что этот заказ хотят также отдать отечественным производителям. хотя об этом также в Программе не сказано
Для закупки ошеломляющего количества автомобилей для инвалидов – 80 тыс. штук, планируют привлечь 132 млн. гривен. Из этой суммы 31,9 млн. выделит бюджет, а 100 млн.грн. привлекут в виде займа под госгарантии. Но получается, что один автомобиль для инвалида должен обходится в 1650 грн. А за эти деньги сейчас и скутер не купишь. Таким образом, либо в программе ошибка, либо закупят не 80000 автомобилей, а меньшее число.
Далее в Программе идут уже отдельные проекты украинских производителей, под которые государство даст возможность привлечь кредитные средства. В частности, КрАЗ намерен привлечь 39 млн. гривен для организации производства коммунального автомобиля Н12.2. и тем самым увеличить выпуск подобной техники до 1000 единиц к 2019 году. Отметим, что речь идет не о закупках, а о финансировании разработок и организации производства. В данном случае, государство поступает разумно, так как стимулирует потенциальное увеличение производства, но не из собственного кармана, а привлекая кредитование из-вне.
Аналогично планирует привлечь 2 млн. гривен и ЗАЗ на создание автомобиля скорой помощи, который планируют выпускать в объеме 300 единиц в год, а также санитарного автомобиля в тех же объемах. Также на 2 млн. гривен обойдутся и работы по организации производства коммерческого фургона на базе ЗАЗ Vida, который затем планируют выпускать в объеме 3000 шт.\год.
Поддержку в рамках программы получили и предприятие «Гидросила» (производство редукторов для бетоносмесителей), а также «Днепропетровский машзавод» (производство литий-ионных АКБ и сборка электромобилей).
Но наиболее действенным может стать шаг по стимулированию покупки отечественных автомобилей на общую сумму 2 млрд. гривен. Их планируют привлечь от коммерческих банков для снижения процентной ставки для покупателей отечественных автомобилей. Этот шаг, действительно позволит увеличить сбыт авто украинского производства, как это уже происходило в России в период кризиса.
Пока сложно оценить на сколько же увеличится сбыт украинских автомобилей, в результате работы данной Программы, но то что она будет способствовать активизации автопрома – несомненно.
Отметим, что государство впервые выступает в качестве партнера автомобилестроительной отрасли, поскольку дает «зеленый свет» перспективным проектам, которые будут способствовать росту поступлений в виде налогов. При этом, поддержка делается не путем преференций или льгот, а путем заказов или потенциальных заказов или госгарантий под привлечение кредитования. Такой путь вызывает только одобрение, и быстро даст положительный эффект.
Украинский автопром: перезагрузка началась
|