Он прошел долгий путь, который нельзя исчислять годами или километрами. От мечты дворового мальчишки до реальности, в которой он – глава, дизайнер и настоящий вдохновитель знаменитейшей компании по производству «искусства на колесах».
Эта картина до сих пор стоит у меня перед глазами, словно любимая экспозиция в музее, освещенная в сумраке ночи парой софитов. Знал ли я тогда, что она станет фундаментом для моей мечты – наивной мечты взрослого мужчины? Затрудняюсь ответить…
Будапешт, 2003 год. Намедни здесь должен пройти Гран-При Венгрии в классе Формулы 1, а потому в городе царит околопраздничная атмосфера. Вррром!... Серебристый силуэт пролетел мимо кафе, словно молния – и снизил скорость лишь у перекрестка. Даже достопочтенные седовласые джентльмены с утренними газетами на руках отложили прессу в сторону, дабы рассмотреть «генератор» того звука и ветра. Это была моя первая встреча с Pagani.
Прежде чем задавать вопросы, позвольте мне познакомить вас с человеком, которого можно сравнить c волшебником Изумрудного города из сказки Волкова. Который, возможно, не осознавая того до конца, стал отцом моей грезы. Сын булочника, основавший самую знаменитую компанию по производству суперкаров в современной истории – синьор Горацио Пагани.
Перед началом нашей беседы, которая впоследствии будет продолжаться более трех часов, синьор Пагани зажигает в своем кабинете ароматические свечи и включает на своем iPhone, подключенного к колонкам JBL, классическую итальянскую музыку. Назвать такое отношение просто «вежливым» язык не поворачивается: мой собеседник сделал все возможное, дабы беседа протекала в неформально расслабленной, по большей части, дружеской обстановке. «Желаете чаю или кофе?» – тут же спрашивает у меня синьор Пагани. Довольно необычно наблюдать, когда интервью начинается с вопроса к тебе. «Нет, спасибо», – отказываюсь я. В иной ситуации ответ был бы утвердительным, так как обычно перед интервью легкое волнение выливается в пересохшее горло, но только не в этот раз.
Секретарша Горацио приносит ему кофе. На чашке – эмблема Pagani.
«Чай я тоже люблю, – говорит он. – Особенно с печеньем. Люблю обмакивать печенье в чай. Как-то с детства привык так делать, а после знакомства с Хуаном-Мануэлем Фанхио эта особенность лишь закрепилась».
Сообразив, что пора бы и мне что-то сказать, я перешел непосредственно к интересующим
вопросам:
Вы заговорили про Фанхио. А как именно вы с ним познакомились?
Горацио Пагани: Познакомиться с ним жаждал всякий аргентинец, так как на родине Фанхио считался легендой еще при жизни. Среди тех жаждущих был и я… Возможность представилась, когда мне был 21 год. Тога я построил свой первый гоночный автомобиль. Но мог ли я себе представить, что его заприметит сам Фанхио?
А он, к слову, на тот момент занимал пост вице-президента Mercedes в Аргентине, а также входил в совет директоров Renault-Argentina. На гоночных трассах моя машина оказалась весьма конкурентоспособной – и, разумеется, будучи энтузиастом своего дела, Фанхио пожелал познакомиться с разработчиком. Сказать, что я был счастлив – ничего не сказать!
Его секретарь назначил мне встречу на 10 утра. Я очень нервничал, а потому пошел на встречу с другом – с которым, кстати, и поныне поддерживаю связь. У Фанхио было совещание перед разговором с нами. Однако каково было мое удивление, когда в 10:01 из кабинета вышел он сам (к нам, не имеющим на тот момент ни имени, ни звания) и попросил нас немного подождать. После совещания – любезно принял, угостив чаем с печеньем. Он, кстати, тоже любил печенье в чае обмакивать. Такое простое, человеческое отношение сразило меня наповал.
После продолжительного разговора в совершенно непринужденной обстановке, он написал мне хвалебное письмо – дабы по жизни было легче идти. А ведь таких писем он написал не так много… По пальцам одной руки сосчитать можно. Среди других счастливчиков – не безызвестный всем нам Энцо Феррари.
Фанхио же и советовал вам использовать моторы Mercedes…
Г.П.: Да, именно так. Надежные, мощные. Хуан-Эмануэль почти всю жизнь был частью Mercedes, не верить ему в этом вопросе у меня не было причин.
И потому Zonda появилась на свет именно с «сердцем» AMG. Кстати, Zonda, Huayra… Все автомобили вы нарекаете в честь ветров (первоначально Zonda должна была именоваться Fangio F1, но по смерти Хуана-Мануэля от этой идеи отказались – прим. автора). Похожий подход использует и Volkswagen: Passat и Scirocco – лишнее тому подтверждение. Не боитесь, что когда-нибудь идеи совпадут?
О, вовсе нет. Несмотря на то, что идеи похожи, подход используется совершенно разный.
Думаю, вы знаете, почему первоначально задуманное имя было решено не использовать. Это было бы просто вульгарно и неэтично. В связи с возникшей ситуацией я спросил у своих друзей: что они думают относительно имени нового суперкара? Один из них предложил вариант Zonda. Красивое имя – к тому же связанное с моей родиной, которой я очень горжусь и которую очень люблю. Ну а Huayra… Хоть с Аргентиной этот ветер и не связан, по-моему это тоже очень красивое название для красивого автомобиля.
Эстетика у вас в крови…
Г.П.:Очень приятно, что вы так думаете! Тем более, что сейчас Pagani – это не только автомобили: это и туалетная вода, и часы, и домашние акустические системы…
Но вы не только дизайнер – вы, прежде всего, механик…
Г.П.: Да, и эту тягу, этот порыв, эту страсть я осознал очень рано: меня с самого детства тянуло к автомобилям, словно магнит.
В 7 или 8 лет, точно не помню, родители подарили мне игрушечную машину, которою можно было тянуть за собой на веревочке, и я с ней не разлучался почти никогда. По иронии судьбы рядом с бабушкиным домом, где я очень часто бывал, был импровизированный картодром, где ребята повзрослее соревновались чуть ли не каждый день. Когда их не было, я бегал по трассе картодрома с машинкой, представляя себя гонщиком. А когда гонки все-таки проходили – залазил на дерево – разумеется, с машинкой под мышкой – и смотрел заезды.
Потом начал делать свои игрушечные машинки, интересоваться устройством автомобилей. Своеобразной кульминацией можно считать тот самый гоночный болид, который понравился Фанхио и который стоит внизу в холле. Ну а наши нынешние автомобили – это именно то, о чем я мечтал столько, сколько себя помню.
И вы наверняка продолжаете следить за мировой автомобильной тенденцией. Экология играет нынче немалую роль. Увидим ли мы когда-нибудь электрокар от Pagani? Ferrari, например, уже во всю экспериментирует с электроэнергией, о чем наглядно свидетельствует система HY-KERS…
Г.П.: Электрокар? Вряд ли. Постараюсь объяснить почему.
Нынче процессы производства и утилизации батарей обходятся человечеству во всех отношениях дороже, нежели двигатели внутреннего сгорания. Так что ветвь электризации на данном этапе я не считаю решением ситуации. Не стану отрицать, что когда-то может настать тот день, когда выхлопная система Pagani будет чистой бутафорией – но не сейчас. И даже не завтра. Отмечу, что часть компании Pagani Automobili Modena принадлежит корпорации «Logitech», которая уже многие годы занимается электрооборудованием и производством аккумуляторных батарей, однако сейчас непосредственного влияния на развитие компании нет. Есть лишь советы и предложения. Пока что мы верны философии бензинового двигателя, которому, если быть откровенными, на сегодняшний день нет аналогов. А вот в будущем – кто знает…
Но без лишней скромности отмечу, что наше последнее творение, Huayra, имеет самый низкий уровень выбросов СО2 в своем классе. Хотя мало кого из наших клиентов заботит это маленькое, но все же достижение. Надеюсь, вам она понравится…
Что бы это могло значить?
Это значит, что наша история еще не окончена. Она лишь берет паузу. Если мечта сбывается – вовсе не значит, что ее место не займет новая, еще более яркая.
Горацио Пагани помог воплотить мою мечту. Единожды. Почему-то у меня нет и тени сомнения, что у него это не получится еще раз. Поэтому мы вернемся к нему совсем скоро. Впереди Новый Год. Время, когда все самое сокровенное становится явью. Получится ли еще раз?
Материал любезно предоставлен журналом AutoEVO
Более полная версия интервью и тест Pagani в журнале AutoEVO в AppStore
Гараж Князя Монако
Авто королей XX века
|