С 18 октября вопрос «нал» или «безнал» при покупке автомобиля, теоретически уже не стоит. Только безналичный расчет. А «теоретически» потому, что многие автосалоны и так давно работают только по безналичному расчету. Как сообщили AUTO-Consulting в пресс-службе Корпорации УкрАВТО, на сегодняшний день, все дилерские предприятия Корпорации УкрАВТО проводят оплаты за автомобили исключительно по безналичным расчётам. Покупая автомобиль, клиент УкрАВТО не платит деньги напрямую в кассу предприятия, а оплачивает его стоимость в отделении банка. После этого, происходит безналичный банковский перевод средств на счет автосалона, а клиент по предъявлению банковской квитанции об оплате автомобиля уже получает ключи от принадлежащей ему машины.
Можно расплатиться и кредитной карточкой, правда только в банковском отделении на территории автосалона. Сами же предприятия УкрАВТО не оборудованы POS терминалами для обеспечения оплат платежными карточками. В этом случае, с карточки будут сняты наличные средства, и здесь цена зависит от того, какой банк эмитировал карточку клиента и какой банк находится в салоне. Если банк и карточка совпадают, то комиссии за снятие не будет. Если не совпадает, то клиент заплатит 1,5-3% за снятие наличных. Потом клиент осуществляет оплату на счет предприятия в этом же отделении. Кроме того, клиент может оплатить счет, полученный в автосалоне, в любом другом отделении любого другого банка и с другой комиссией.
При этом, в пресс-службе Корпорации УкрАВТО не исключают, что изменения в сфере безналичных расчетов отразятся на темпе потребительской активности и повлекут за собой естественное замедление процессов купли-продажи на рынке. В первую очередь, это может быть связано с определенными организационными трудностями для покупателей.
В Украине многие люди, откладывая деньги на крупные покупки, в том числе и на автомобиль, не держат их в банке. Поэтому, часть потребителей, которая отдавала предпочтение исключительно наличному расчету, вероятнее всего, воздержится от дорогостоящей покупки, чтобы избежать дополнительных финансовых затрат. Здесь речь идет о затратах на открытие личного банковского счета и его дальнейшее обслуживание. Также, пока не известно, - сообщают в пресс-службе, - сколько будут стоить клиринговые услуги в рамках национальной платежной системы. У VISA и Master Card их стоимость составляет от 2 до 4 %. Если национальная платежная система предоставит клиринговые услуги по меньшей цене, изменения в потребительском спросе не будут столь явными; если цена будет дороже - есть вероятность того, что изменения в динамике потребительской активности произойдут не в лучшую сторону.
Не совсем разделяют эти опасения банкиры. В частности, директор Департамента по организации работы с частными лицами, малым и средним бизнесом АСТРА БАНК Виталий Жихарцев сообщил AUTO-Consulting, что, по его мнению, на рынке новых авто такое нововведение практически не отразится. Правда, в банке признают, что клиенты автосалонов вынуждены будут нести дополнительные затраты, связанные с переводом денег из банка на счет автосалона. Либо автосалонам придется устанавливать терминалы, чтобы клиенты могли рассчитываться при покупке авто платежными картами, что соответственно повлечет увеличение затрат автосалонов. Однако таких терминалов на сегодня нет даже в самых передовых автоцентрах.
То есть, фактически, из-за введения обязательных безналичных расчетов, автомобили теоретически могут подорожать для конечных покупателей.
Кроме того, введение безналичных расчетов, по мнению господина Жихарцева, может существенно снизить объемы продаж автомобилей б/у. Это связано с тем, что многие годы расчеты за такие автомобили происходили только наличными деньгами – «из рук в руки». Перевести этот рынок на безналичные расчеты быстро вряд ли получится.
При этом, Виталий Жихарцев видит и положительную сторону нововведения. Благодаря ему, с рыка новых авто могут уйти, так называемые «серые дилеры», продающие автомобили, по большей части, за наличный расчет. Так же однозначно можно сказать, что произойдет детенизация рынка б/у автомобилей. Соответственно такая норма при правильном ее внедрении может вывести автомобильный рынок на принципиально новый уровень.
Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко сообщил AUTO-Consulting, что по его мнению, надо рассматривать несколько вариантов безналичных расчетов. В частности, если безналичные расчеты будут стартовать с суммы в 20 000 грн, покупателю автомобиля станут доступны три варианта безналичной оплаты.
1). Оплата пластиковой карточкой в автосалоне через торговый терминал. В этом случае, комиссия по правилам Visa/MasterCard полностью перекладывается на продавца и снимается с суммы платежа. А это от 1 до 3%.
2). Оплата со счета покупателя с помощью интернет-банкинга. Здесь, как правило, нужно платить небольшую комиссию банку, в котором открыт счет. И платит эту комиссию покупатель.
3). Оплата со счета покупателя через кассу банка по реквизитам, которые даст автосалон. Комиссию от 10 до 500 грн, которые платит покупатель.
То есть, в двух вариантов из трех, получается, что автомобиль станет для покупателя дороже. Кроме того, отметил Олег Юрьевич, все эти варианты подходят тем, кто не боится показывать свои доходы и средства на банковских счетах. а есть ведь и другая категория покупателей
Отсюда сам собой вытекает ответ на вопрос: кому выгодны исключительно безналичные расчеты? AUTO-Consulting его озвучил начальник Управления карточного бизнеса АСТРА БАНК Сергей Головань. По его мнению, это, прежде всего контролирующие органы (ГНА, Финмониторинг). Однако, кроме аспекта детенизации экономики, безналичный оборот сыграет положительную роль в снижении издержек на обслуживание наличной денежной массы, что позитивно скажется на состоянии экономики в целом. А сделки с автомобилями – это огромный рынок с оборотом до 40 млрд. гривен в год, отмечают в AUTO-Consulting.
По мнению, господина Назаренко, в таких условиях, часть клиентов или вообще откажется от покупки нового автомобиля в автосалоне и пойдет на рынок. Либо, вместо прямой покупки перейдет на аренду или лизинг. Возможно, таким покупателям поможет автокредитование. Но только в том случае, если начальный взнос за кредитный автомобиль будет снижен до 20 000 грн.
Кроме того, Олег Назаренко сообщил AUTO-Consulting, что ВААИД отправил в НБУ обращение, с предложением начинать безналичные расчеты с суммы 200 тыс. грн. ВААИД также, обратился в два банковских объединения – АУБ (Ассоциацию Украинских банков) и Ассоциацию банков при НБУ, с предложением отменить комиссионные за безналичные расчеты при покупке автомобилей, чтобы избежать дополнительных затрат для покупателей.
Что касается национальной платежной системы, появление которой декларируется Законе, Сергей Головань сообщил AUTO-Consulting, что Закон декларирует возможность введения национального платежного пространства в рамках существующих платежных систем Visa и MasterСard, т.е. замыкание оборотов внутри Украины, но в рамках существующей платежной инфраструктуры и операционных правил данных МПС. Поэтому, можно считать такую идею здравой и перспективной, однако следует отметить, что нормы Закона утвердили данную идею «авансом», т.к. на данный момент нет четкого видения реализации этого проекта, неизвестен бюджет проекта, инвесторы и т.д. Поэтому при реализации следует взвешенно просчитывать шаги для избежания необдуманных и компромиссных промежуточных решений.
Если проанализировать приведенные выше комментарии, становится ясно, что механизм безналичных расчетов при покупке автомобилей, еще не отработан. По большому счету, он только объявляет о том, что будет, но без конкретики. Например, точной суммы, с которой стартуют обязательные расчеты «безналом». Есть разные толкования какой она будет: от 20 тыс. грн. до 200 тыс. грн. Однако, уже ясно, что ни потенциальным покупателям, ни автосалонам это нововведение жизнь не облегчит. И уж точно, не сделает автомобили дешевле.
Инф. AUTO-Consulting
P.S.Отметим, что это уже не первая попытка убрать наличные рассчеты с рынка автомобилей.
Как нал хотели убрать с рынка в 2005 году
|