Законопроект закладывает основные принципы, а конкретные размеры сбора будет определять правительство России. По предварительным подсчетам Минпромторга и Минэкономразвития, базовая ставка за новый легковой автомобиль может составить 20 000 – 45 000 рублей, за грузовую – от 150 000 до 400 000 рублей.
Коэффициент утилизационной трудоемкости легковых автомобилей массой менее трех тонн:
- объем двигателя до 1,3 литра – 0,5 (по предварительным подсчетам, 10 000 рублей)
- объем двигателя от 1,5 до 1,8 литра – 1 (20 000 – 45 000 рублей)
- объем двигателя свыше 3,5 литров – 3,5-3,6 (70 000 – 160 000 рублей)
Для подержанных машин коэффициент будет выше примерно в четыре раза. То есть минимальный сбор составит 40 000 рублей.
Впрочем, часть автопроизводителей, имеющих заводы на территории России, освободят от сбора, если они гарантируют последующую утилизацию своей продукции. Предприятий по утилизации в РФ действительно недостаточно. Не надо будет платить утилизационный сбор за раритеты старше 30 лет. Освобождаются от мзды автомобили, ввезенные с территории государств – членов Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан) и транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру в свободной зоне на территории Калининградской ОЭЗ до 1 апреля 2016 года.
А вот украинские автозаводы, импортирующие свои автомобили без пошлин в РФ будут вынуждены платить сбор. Это ухудшит рыночные перспективы украинских автомобилей. По оценкам AUTO-Consulting, под действие данного сбора попадут ЗАЗ Chance (Lanos для российского рынка), ЗАЗ Vida, Chery Bonus, которые в РФ поставляет Запорожский автозавод. Придется платить утилизационный сбор "Богдан" за модели 2110, 2111 и 2310, будут облагаться сбором и КрАЗы, автобусы "Эталон", "Богдан", "Атаман", ЛАЗы и др. Поскольку наши производители присутствуют на российском рынке в бюджетном сегменте, где наиболее эластичный спрос, дополнительный сбор ухудшит их рыночные перспективы. Так, дополнительные 50000 рублей к стоимости автомобиля С-класса могут быть критичными для продвижения украинских авто на российском рынке. В то же время стоимость российских авто останется на прежнем уровне. Понятно, что украинский экспорт в таких условиях будет сокращаться.
В то же время, в AUTO-Consulting пока не слышали, чтобы кто-нибудь из украинских чиновников или профильных ассоциаций высказал протест против действий РФ, а ведь по объемам продаж российский авторынок для украинских автопроизводителей куда важнее, чем собственный украинский. Но если по поводу нашего рынка автопроизводители добиваются введения дополнительных пошлин, то российские интересы, похоже, "сдают" без боя.
Как РФ может ограничить сбыт украинских авто?
Комментарий почетного Президента корпорации "УкрАВТО" Тариэла Васадзе.
В этой ситуации стоит поприветствовать стремление российских властей защитить свой рынок. РФ совсем недавно вступила в ВТО и вынуждена будет после переходного периода постепенно снижать пошлины на ввоз импортных товаров. Поэтому введение утилизационного сбора на ввоз импортных автомобилей - это ничто иное, как компенсационный механизм, направленный на защиту внутреннего рынка и внутреннего производителя.
Сами же импортеры, которые уже создали свои производства на территории РФ, таким образом защищают свои инвестиции. Россия последовательно проводит политику, направленную на создание и поддержание благоприятного инвестиционного климата для развития автомобилестроения, создание новых рабочих мест, наполнение бюджета.
Как показывает опыт Российской Федерации, применение утилизационных программ, даже в кризисный период, способствует росту продаж новых автомобилей, в частности, отечественного производства. Введение утилизационного сбора позволяет создавать дополнительные стимулы для привлечения инвестиций в отечественное производство, а так же играет немаловажную роль в улучшении экологической ситуации в стране.
Конечно, введение утилизационного сбора на импортные автомобили означает для украинских производителей определенные новые препятствия. Тем не менее, мы считаем, что данные действия российских властей должны послужить нам примером. Украинский автопроизводитель сейчас находиться под большим давлением импортной продукции и нуждается в радикальных защитных мерах со стороны правительства. Потому наша страна также должна ввести зеркальные меры в отношении импортных, и, в частности, российских товаров. Это не только защитит рынок, но и будет способствовать улучшению экологии в стране. - подытожил Тариэл Васадзе.
Реакция корпорации "Богдан"
Корпорация "Богдан", один из крупнейших операторов автотранспортного рынка
Украины, не исключает возможности закрытия своего завода по производству
легковых автомобилей в Черкассах и переноса сварочного и покрасочного
оборудования в Россию в рамках возможного возобновления реализации проекта
по созданию автозавода в РФ, для чего в настоящее время корпорация ведет
переговоры с рядом европейских автопроизводителей.
"В Украине сегодня производитель автомобили невыгодно - сегодня мощности
завода загружены на 10% и производство постоянно снижается, тогда как
правительство не предпринимает никаких мер защиты производителя и рынка. В
то же время в России рынок растет, он защищен высокими ввозными пошлинами, а
сейчас еще и вводит утилизационный сбор на автомобили, что делает импорт
автомобилей в эту страну невыгодным для нас", - сказал пресс-секретарь корпорации "Богдан" Сергей Красуля.
Такая ситуация, по его словам, вынудила корпорацию вернуться к реализации
"российского" проекта по созданию автопроизводства в Борском районе
Нижегородской области, ранее замороженного после кризиса 2008 года и
вызванного им резкого сокращения авторынков.
"Сегодня мы имеем в собственности корпорации в РФ земельный участок площадью
252 га, с камнем позволяющий в кратчайшие сроки организовать СКД-производство
легковых автомобилей мощностью 120 тыс. в год, а подписанное с
Минэкономразвития РФ соглашение о промсборке предоставляет льготный режим
ввоза автокомпонентов", - отметил пресс-секретарь.
|