В очередной раз инвестиции проплывают мимо Украины. Полностью потеряв возможность привлечь на территорию Украины мировых лидеров автопроизводства, наша страна теряет последнюю волну автомобильных инвестиций, которые сейчас идут из Китая. В частности, Great Wall окончательно определился строить автозавод в Болгарии. На очереди китайская компания Chery Automobile, которая объявила о намерении организовать совместное предприятие по производству своих легковых машин на территории Республики Беларусь. Ожидается, что основные инвестиции в этот проект будут сделаны правительством КНР в рамках займа на сумму в один миллиард долларов.
Собственно, возможность строительства заводов по производству недорогих автомобилей на территории стран бывшего СССР компания Chery изучает уже несколько лет. В частности, ее привлекает традиционно высокий спрос, которым пользуются на просторах СНГ бюджетные модели.
|
Среди потенциальных претендентов на право выпуска продукции Chery значатся авиаремонтный завод в Орше и Минский автомобильный завод. Стоит отметить, что ранее китайцы пытались договориться с российскими компаниями «Автотор» и «ТагАЗ», однако соответствующие усилия не увенчались успехом из-за финансового кризиса и неспособности «Автотора» предоставить гарантии беспошлинного импорта машинокомплектов.
Кроме того, в прошлом году руководство Chery планировало заключить с правительством Беларуси соглашение о производстве своих авто на мощностях завода МАЗ. Подразумевалось, что там будет организована сборка по полному циклу, включая штамповку, сварку и окраску. Стоимость проекта оценивалась в 260 миллионов долларов. Впрочем, данная сделка также не была подписана из-за разногласий между сторонами.
Пока в Украине определялись с автомобильной политикой, все инвестиции на восточноевропейском направлении ушли в соседние страны. В результате новенькие автозаводы появились в России, Словакии, Чехии, Польше, Венгрии, Румынии и даже строятся в Болгарии. За это время в Украине тоже появлялись автозаводы, но усилиями только местных инвесторов. В результате, имея уникальное географическое положение, возможности поставок беспошлинно на терииторию стран СНГ, Украина лишилась до $10 млрд. возможных инвестиций и продолжает их терять. Ведь вслед за первыми инвестициями автопроизводителей, следуют инвестиции и производителей автокомплектующих, а это также не один миллиард долларов.
Неужели в государстве вообще нет понимания, что когда закончится последняя "волна" китайских инвестиций, то в мире просто не останется инвесторов, готовых строить заводы. Мы уже "проспали" первую волну инвестиций лидеров мирового автопрома, упустили все возможные проекты компаний второго и третьего эшелона и продолжаем терять еще и еще. Вместо того, чтобы превратится в ведущую страну по производству автомобилей в регионе, Украина избрала путь "мутной" инвестиционной политики, с целым комплексом депрессивных регионов. Что же должно случиться, чтобы наши чиновники наконец поняли, что автомобильная промышленность - это один из локомотивов экономики, способная формировать спрос для всех остальных отраслей.
Инф. AUTO-Consulting
|