2008 год был знаменателен еще и вступлением Украины в ВТО, с последующим изменением законодательства. Фактически снижение темпов роста рынка к 20% и переход в режим стагнации во многом был обусловлен именно процессами, связанными с новыми «правилами игры» в рамках ВТО.
Кризисные явления на рынке не стали исконно украинскими проблемами и наблюдались по всем мировым авторынкам: США, Европа, страны Азии, страны БРИК. Тем не менее, Украина, как и год назад, заняла 7-е место по объему продаж новых автомобилей в Европе и, по-прежнему, относится к объемообразующим рынкам для ряда автопроизводителей.
Спад авторынков по всему миру начался несколько ранее, чем в Украине. Эпицентром зарождения кризисных явлений стали США, в последствии кризис стал распостраняться по всему миру. В Европе в савокупности с Россией за 2008 год был зафиксирован спад –3,9%. На этом фоне показатели роста рынка Украины в +14,9% были обнадеживающие и позволяют компаниям войти в 2009 год с определенным запасом прочности, которого уже нет на отдельных европейских рынках.
Украинский рынок плотно вошел в зону кризиса лишь в конце года и его резкое падение было обусловлено как общемировыми процессами, так и внутриукраинской спецификой резкой девальвации национальной валюты. В свою очередь складские запасы предыдущих периодов позволили смягчить последствия обесценивания гривны в декабре и частично продолжить этот процесс и в январе 2009 года.
Украинский автомобильный рынок последние 10 лет рос гигантскими темпами и увеличился за этот период почти в 10 раз. Рост наблюдался за счет прироста рынка новых автомобилей, в то время, как импорт бу автомобилей фактически сошел на нет. Рост был не только количественным, но и качественным. И потребители отдавали предпочтение именно новым автомобилям, хотя в начале 2000-х годов была диаметрально противоположная картина.
За последние годы изменились и взгляды украинцев на автомобиль. Усиленно рос спрос на небольшие автомобили, динамично развивался сегмент внедорожников, стабильно наполнялся сегмент Premium, MPV. Спрос от самых доступных автомобилей все больше смещался в сторону 10-20 тыс. евро. А средняя цена автомобиля от года к году увеличивалась и достигла 14 тыс. евро. В немалой степени эти процессы были обусловлены масштабным и относительно доступным автокредитованием и «автомобильной инфляцией». Финансовая емкость рынка новых автомобилей в 2008 году достигла 9 млрд. евро. Притом, основное ее наполнение уже выполняли автомобили дороже 20 тыс. евро.
Такой стремительный качественный рост был обеспечен ростом доходов населения по 40% в год и кредитной поддержкой (до 50%). Однако первые проявления финансового, а затем экономического кризиса наглядно показали, что украинский рынок был «перегрет», как и другие капиталлоемкие рынки: недвижимости, быттехники и т.д.
Прогноз
Сейчас на автомобильный рынок действуют следующие «тормозящие» факторы, каждый из которых отнимает у него несколько процентов:
Сокращение автокредитования до уровня 3-4% . Уже факт декабря.
Сокращение доходов населения и покупательной способности
Рост гривневых эквивалентов цен. Результаты января наглядно показали, что привязка к новому курсу равносильна многократному падению спроса
Сокращение предложения автомобилей, по мере распродажи складов. Переход на систему продаж под заказ
Сокращение числа дилеров, изменение диспозиции автомобилей
Дополнительное давление со стороны рынка бу. В зависимости от ситуации «свежих» бу автомобилей в Украине может быть от 200 до 300 тыс. Это "зона риска" кредитных автомобилей, по которым еще не выплачено половины стоимости.
Подчеркну, что каждый из этих факторов может оказать очень существенное влияние на рынок в будущем. Поскольку еще не известны макроэкономические прогнозы, сделанные в новейшей ситуации и окончательно неясна природа и длительность кризисных явлений, можно прогнозировать лишь на короткие промежутки времени. По данным AUTO-Consulting, сделанным на основании макропоказателей ноября, в 1 квартале автомобильный рынок скатится к уровню между 2003-м и 2005 годами. А это падение на уровне 60-70%. И это благодаря лишь тому запасу прочности, который был у рынка из-за хорошим показателей роста 2008 года. Дальнейшая ситуация будет зависеть от действия властей и операторов рынка.
Очевидно, что спрос будут трансформироваться в сторону бюджетных автомобилей, а также недорогих кроссоверов-внедорожников и концентрироваться в сегмент D-E. Полностью изменятся предпочтения по классам. Увеличится и доля бу сегмента. Будет меняться и ценовая политика.
Уже сейчас мировые автопроизводители проводят вторую волну сокращений производств, персонала, пытаясь реагировать на продолжающиеся кризисные явления. Однако, даже такие сокращения дают только оперативные результаты. А сокращение объемов производства ведет к росту себестоимости. Получается замкнутый круг: покупатели потеряли доходы и не готовы платить как раньше, а производители, сокращая производство увеличивают себестоимость. Но выход из кризиса как раз и лежит в плоскости снижение себестоимости и коррекции цен, как минимум на величину «автомобильной» инфляции последних 8-10 лет. На следующем этапе автопроизводители вынуждены будут пойти по этому пути. В ближайшее время мы увидем пересмотр и сокращение модельной гаммы, в соответствии со спросом.
Автомобильным операторам необходимо будет работать не только с рынком новых автомобилей, но и с бу сегментом.
Сейчас все страны пытаются поддерживать автомобильный рынок. Рецептов много и еще сложно оценить их действия, но на наш взгляд, с практической точки зрения, заслуживает внимания опыт Германии, которая в январе предлагает компенсацию в 2500 евро за утилизированный автомобиль старше 9 лет. Операторы фиксируют рост спроса в 3 раза по сравнению с декабрем 2008 года. Подобный опыт был ранее и в Румынии и также оказался успешным. Такое стимулирование потребителя позволяет сохранить внутренний рынок. В Украине внутренний рынок достаточно большой, чтобы продержаться в эпоху кризиса, главное чтобы его не сокращали регуляторными методами.
Инф. AUTO-Consulting
Продажи новых автомобилей в Европе по странам за 2008 год
Market |
'08 |
'07 |
% Chg 08/07 |
Pos. '08 # |
Pos. '07 # |
Pos. Chg 08/07 |
GERMANY |
3 090 040 |
3 148 163 |
-1,8 |
1 |
1 |
0 |
RUSSIA |
2 840 000 |
2 410 000 |
+17,8 |
2 |
3 |
1 |
ITALY |
2 160 131 |
2 493 106 |
-13,4 |
3 |
2 |
-1 |
UNITED KINGDOM |
2 131 795 |
2 404 007 |
-11,3 |
4 |
4 |
0 |
FRANCE |
2 050 282 |
2 064 543 |
-0,7 |
5 |
5 |
0 |
SPAIN |
1 161 176 |
1 614 835 |
-28,1 |
6 |
6 |
0 |
UKRAINE |
623 252 |
542 332 |
+14,9 |
7 |
7 |
0 |
BELGIUM |
535 947 |
524 798 |
+2,1 |
8 |
8 |
0 |
NETHERLANDS |
499 980 |
505 538 |
-1,1 |
9 |
9 |
0 |
POLAND |
319 965 |
292 376 |
+9,4 |
10 |
13 |
3 |
AUSTRIA |
293 697 |
298 182 |
-1,5 |
11 |
12 |
1 |
SWITZERLAND |
287 489 |
284 688 |
+1,0 |
12 |
14 |
2 |
ROMANIA |
285 489 |
312 532 |
-8,7 |
13 |
10 |
-3 |
GREECE |
267 242 |
279 794 |
-4,5 |
14 |
15 |
1 |
SWEDEN |
253 982 |
306 794 |
-17,2 |
15 |
11 |
-4 |
PORTUGAL |
213 386 |
201 816 |
+5,7 |
16 |
16 |
0 |
HUNGARY |
155 909 |
171 661 |
-9,2 |
17 |
18 |
1 |
IRELAND |
151 607 |
186 540 |
-18,7 |
18 |
17 |
-1 |
DENMARK |
149 967 |
162 684 |
-7,8 |
19 |
19 |
0 |
CZECH REPUBLIC |
143 661 |
132 542 |
+8,4 |
20 |
20 |
0 |
FINLAND |
139 647 |
125 617 |
+11,2 |
21 |
22 |
1 |
NORWAY |
110 617 |
129 195 |
-14,4 |
22 |
21 |
-1 |
SLOVAKIA |
70 040 |
59 700 |
+17,3 |
23 |
24 |
1 |
SLOVENIA |
68 533 |
65 511 |
+4,6 |
24 |
23 |
-1 |
LUXEMBURG |
52 359 |
51 332 |
+2,0 |
25 |
25 |
0 |
BULGARIA |
45 143 |
43 521 |
+3,7 |
26 |
26 |
0 |
ESTONIA |
24 335 |
30 902 |
-21,3 |
27 |
28 |
1 |
LITHUANIA |
21 514 |
20 988 |
+2,5 |
28 |
29 |
1 |
LATVIA |
19 192 |
32 497 |
-40,9 |
29 |
27 |
-2 |
ICELAND |
9 033 |
15 942 |
-43,3 |
30 |
30 |
0 |
TOTAL EUROPE (EU+EFTA+UA+RU) |
18 175 410 |
18 912 136 |
-3,9 |
|
|
|
Инф. ACEA, AUTO-Consulting, "Автостат"
Ситуация в Европе в 2007 году
|